ОТЧЕТ ПО МОЕЙ ПРАКТИКЕ



Содержание

Программа педагогической практики в ДОУ…………………………….3

Содержание и индивидуальный план практики……………………….…4

Тема 1. Построение предметно-развивающей среды в ДОУ………………..5

Тема 2. Игра и развитие личности ребенка……………………………..……..13

Тема 3. Организация физического воспитания …………………….22

Тема 4. Художественно-эстетическое развитие……………..…………………28

Тема 5. Познавательная деятельность. Основы экологического воспитания дошкольников ……………………………………………..……………..29

Тема 6. Подведение итогов педагогической практики в ДОУ…………………31

Отчет-самоанализ студента по итогам педагогической практики…………32

Программа педагогической практики

Цель практики:

Формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и дошкольниками и овладение функциями деятельности воспитателя в группах детей дошкольного возраста.

Задачи практики:

Актуализировать теоретические знания студентов, способствовать их творческому применению в педагогическом процессе ДОУ.

Формировать профессиональную педагогическую направленность; воспитывать устойчивый интерес к профессии и любовь к детям, развивать потребность в углублении и совершенствовании навыков и умений.

Развивать профессионально значимые качества личности; дисциплинированность, сдержанность, организованность, целеустремленность, доброжелательность и другие.

Формировать профессионально-педагогические умения, соответствующие квалификационным требованиями, предъявляемым к воспитателю ДОУ.

Организация практики: Педагогическая практика в ДОУ проводится в 7 и в 8 семестрах каждая по 3 недели.

Студенты очно-заочной и заочной форм обучения реализуют программу практики по месту постоянной работы в ДОУ, в группах с детьми 3-7 лет.

По окончании практики студент отчитывается факультетскому руководителю.

За практику выставляется дифференцированная оценка.

Отчетные документы:

Дневник по педагогической практике.

Конспекты непосредственной образовательной деятельности.

Критерии оценки практики

Уровень сформированности профессионально-педагогических умений;

Профессиональная компетентность;

Отношение к практике, проявления профессионально значимых качеств;

Качество выполнения всех заданий практики;

Качество и своевременность сдачи отчетной документации.

Содержание и индивидуальный план практики

Тема

Задания

Дата выполнения

Место и время выполнения

Тема1. Построение предметно- развивающей среды

в ДОУ

Задание 1.1. Проанализируйте и сделайте заключение о соответствии гигиеническим нормам и педагогическим требованиям предметно-развивающей среды в группе.

Задание 1.2. Проанализируйте и сделайте заключение о соответствии санитарным и гигиеническим нормам, педагогическим требованиям к физкультурно-развивающей среде в физкультурном зале.

Задание 1.3. Проанализируйте и сделайте заключение о соответствии санитарным и гигиеническим нормам, педагогическим требованиям среды в музыкальном зале ДОУ.

26.11.2013

Старшая группа.

Физкультурный зал.

Музыкальный зал.

Тема 2. Игра и развитие личности ребенка

2.1. Анализ игровой деятельности.

2.2.Самостоятельная организация и руководство творческими играми.

2.3.Сформулируйте задачи для детей своей возрастной группы по развитию игровой деятельности.

29.11-02.12.

Группа.

Прогулка.

Тема3.Организация физического воспитания в ДОУ

3.1. Анализ двигательного режима в группе

3.2.Составление плана-конспекта утренней гимнастики.

3.3. Составление плана-конспекта подвижной игры.

03.12.2013

Музыкальный зал.

Группа.

Тема 4. Художественно-эстетическое развитие

4.1.Наблюдение и анализ самостоятельной изобразительной деятельности

4.2.Составление плана-конспекта и проведения НОД по изобразительной деятельности и его проведение

10.12.2013

Группа.

Тема 5. Познавательная деятельность. Основы экологического воспитания дошкольников

5.1.Система работы по экологическому воспитанию (вне занятий)

5.2. Самостоятельное проведение экологических игр и наблюдений

12.12.2013.

Прогулка.

Вторая половина дня.

Тема 6. Подведение итогов педагогической практики в ДОУ

1. Оформление итоговой документации

2. Участие в конференции

13.12.2013

Тема 1. Построение предметно-развивающей среды в ДОУ.

Задание 1.1. Проанализируйте и сделайте заключение о соответствии гигиеническим нормам и педагогическим требованиям предметно-развивающей среды в средней группе.

Перечислите центры активности, созданные в группе

В соответствии с требованиями по ФГТ уголки переименованы в развивающие центры активности, которые соответствуют образовательным областям направлений развития детей. Каждый центр имеет название, эмблему, правила поведения и алгоритм работы в нем.

центр «Мы говорим« (развития речи),

центр «Забавный счет» (математический) ;

центр дидактических игр «Размышляй-ка»;

центр «Я и мое тело« (валеология) ;

Центр «По страницам книг« (книжный) ;

центр «Моя Родина«(патриотический) ;

центр изодеятельности «Мы рисуем«;

центр природы «Зеленая планета»;

центр безопасности «Пешеход»;

Центр исследования «Хочу все знать«.

В   группе   созданы  психологически комфортная обстановка для детей, а так же условия для детской самостоятельности, инициативности и творчества. Для организации деятельности  в   группе  совершенствуется предметно – развивающая среда: грамотно подобранны содержание  центров   активности, ориентированы на интересы детей, изготовлены пособия и дидактический материал руками воспитателей, так же  центры   активности  оформлены в соответствий с возрастом детей.  Центры   активности   созданные   в   группе  эстетически привлекательны и отвечают гигиеническим требованиям и безопасности. Ребенок имеет возможность индивидуального выбора, в каком  центре   активности  ему заниматься. В создании развивающего пространства принимают участие родители  группы, что повышает их педагогическую компетентность, способствует установлению контакта с ребенком.  В  группе подобрана картотека опытов и наблюдений, пальчиковых игр, наглядный и дидактический материал по РЭМП, обучению грамоте, экологическому образованию. Оформлены проекты: «Магазин игрушек», «Никто не забыт не что не забыто», «Земля наш общий дом», «Что за прелесть эти сказки», «Быть здоровым это модно», «Правила дорожные детям знать положено», «Планеты солнечной системы», «Россия – Родина моя». Способ организации педагогического процесса через проектный метод основанный на взаимодействие педагога с детьми способствует развитию личности ребенка, развивает экологическую культуру детей, воспитывает бережное, гуманное отношение к природе.

Отметьте принципы построения предметно-развивающей среды, которые реализованы в вашей группе и выпишите те, над которыми предстоит работать:

— комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;

— соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;

— учет всех направлений развития ребенка;

— разнообразие сред, их рациональное расположение;

— обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

— обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

— обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования:

— доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

— создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.

Построение предметно-развивающей среды, которое реализовано в старшей группе, основано на всех вышеперечисленных принципах. Я считаю, что к принципу над которым необходимо работать относится принцип обеспечения богатства сенсорных впечатлений.

Раскройте один из принципов и особенности его реализации в группе:

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим в группы дошкольников часто вносятся разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Парикмахерская»: фен (без шнура), расчески (плоские, круглые), заколки, флаконы из под шампуней (пустые) и т.п.). Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

Проанализируйте предметно-развивающую среду в группе и её соответствие принципам построения и реализуемой программе:

В МДОУ – ЦРР – детский сад № 34 в старшей группе созданы условия для всех видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально — художественная, чтение, двигательная.

         Развивающая среда организована с учетом интересов детей и отвечает их половозрастным особенностям. Группа отличается своей индивидуальностью, уголок экспериментирования, природный, театр сделан своими руками и коллективно с детьми. Для детей дошкольного возраста созданы дидактические уголки с комплектами материалов для развития сенсорики и мелкой моторики рук. Содержание развивающей среды в группе для детей 5 — 6 лет отражает освоение детьми знаний образовательных областей.

Задание 1.2. Проанализируйте и сделайте заключение о соответствии санитарным и гигиеническим нормам, педагогическим требованиям к физкультурно-развивающей среде в физкультурном зале.

сформулируйте и запишите требования и нормы:

Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем.

С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе.

Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках

Обручи, скакалки, шнуры лучше разместить на крюках одной свободной стены в группе.

Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.

Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Согласно приказу Минобрнауки РФ № 2151 от 20.07.2011 года пункт 3.2.8. «Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений». В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах НОД по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соизмеримы с возможностями детей.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона. Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).  Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники). Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий).

сделайте заключение о соответствии:

Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования. Большое внимание уделяется физическому развитию детей. Зал достаточно оснащен оборудованием и спортивным инвентарем для развития двигательной активности детей, как стандартным, так и нестандартным. Все оборудование соответствует педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. В физкультурном зале есть пособия для физических упражнений, развития основных движений, профилактики нарушений осанки и плоскостопия, спортивных игр и упражнений. В зале проводятся физкультурные занятия всей группой, подгруппой и индивидуальные; утренняя гимнастика, физкультурные развлечения, спортивные досуги. Зал для удобства и координации физкультурно-оздоровительной работы работает по специально утвержденному графику.

Задание 1.3. Проанализируйте и сделайте заключение о соответствии санитарным и гигиеническим нормам, педагогическим требованиям среды в музыкальном зале.

сформулируйте и запишите требования и нормы:

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию ООП ДО, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка».

Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.

Пространство музыкального зала, так же как и групповую комнату, можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.

сделайте заключение о соответствии

       Музыкальный зал в детском саду – это место, где дети знакомятся с тайной музыки, учатся петь, а также здесь начинаются мечтания маленьких звезд. Как музыка имеет индивидуальный характер, так и интерьер музыкального зала в детском саду отличается своей индивидуальностью, изяществом  и привлекательностью. Красиво и с любовью оформленное помещение активно воздействует на ребенка: оно положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое. Особенно нарядно выглядит зал по праздникам! Помимо традиционных занятий по музыке, утренников и досугов  в музыкальном зале проводятся различные  интеллектуальные развивающие игры для старших дошкольников с использованием мультимедийного проектора. Для этого разработаны методические материалы с учётом здоровьесберегающих технологий (конспекты занятий, сценарии развлечений, комплексы зрительной гимнастики).

Задание 1.4. Оформить результаты и представить в виде презентации.

Сформулируете задачи по развитию предметно-развивающей среды группы

Предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:

Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность.

Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром.

Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаимопомощь, доброта, умение видеть прекрасное, любовь к ближним.

Правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребёнка.

Каждый объект предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но и побуждает детей к выражению своих эмоций.

Предметно-развивающая среда включает в себя цветовое решение группы, объекты живой природы (комнатные растения, аквариумы и террариумы, мини-теплицы), оформление зон деятельности (игровая, столовая, спальная).

Отразите зоны активности группы — 7-10 слайдов с названиями и короткими комментариями; по 4-5 слайдов о физкультурном и музыкальном залах.

См. приложение

Тема 2. Игра и развитие личности ребенка.

Задание 2.1. Анализ игровой деятельности.

Проведите наблюдение и опишите развитие содержания сюжетно-ролевой игры детей своей возрастной группы.

Как у играющих возникает замысел игры?

Насколько разнообразны замыслы игр у детей?

Насколько разнообразны поставленные ребенком игровые задачи?

Какова степень самостоятельности детей при выборе замысла и постановке игровых задач?

Наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх и совместной деятельности проводилось в игровой комнате, на прогулке, а также во время самостоятельной деятельности.

Сюжетно-ролевые игры занимают одно из важных мест у детей старшего дошкольного возраста. Дети принимают на себя роли в детском саду, дома, на детской площадке и т.д. Постепенно этот вид игр становится самым любимым для большинства детей. Можно отметить и полоролевое разделение предпочтений: мальчики интересуются техникой и подвижными играми, а девочки предпочитают сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Парикмахерская», «Дочки-матери» и т.п.

Наблюдения показали, что в ярко выраженной активности в сюжетно-ролевых играх, присутствует самостоятельность при организации совместной деятельности с другими детьми.

Замыслы игр не статичные, но устойчивые и развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией.

В игре дети воссоздают взаимоотношения между людьми. Игровое действие может заменяться словом, т.к. речь играет большую роль в сюжетных играх.

В данном возрасте характерно узнать как можно больше об игре, в которую играют дети, поэтому они часто обращаются к воспитателю с разъясняющими вопросами, или за подтверждением правильности своих действий.

Способы решения детьми игровых задач. Опишите представление о способах отображения действительности в игре, отвечая на следующие вопросы:

Насколько разнообразны игровые действия с игрушками?

Какова степень обобщенности игровых действий с игрушками?

Наличие в игре игровых действий с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, степень самостоятельности детей в использовании названных способов решения игровых задач?

Принимает ли ребенок на себя роль?

Насколько разнообразны и выразительны ролевые действия?

Наличие ролевых высказываний.

Наличие ролевой беседы, ее содержательность.

В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии». Ребенок выполняет функцию мамы-продавца, не называя себя в соответствии с этой функцией. И на вопрос взрослого: «Ты кто?» отвечает: «Я Алла (Маша, Андрюша)». В таких играх действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными, превращаясь в условные. Тогда ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами: купает куклу несуществующим шампунем.

Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных. Освоение предметных действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации. Взрослый способствует переходу предметных действий малыша в игровые, показывая игровые действия или побуждая ребенка выполнить их: «Уложи Мишку спать. Покорми куклу». Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые.

Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или последовательно сменяющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними жестко фиксированы и повторяются как бы по одному образцу. Например, девочка варит обед, кормит мишку. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором определенных связей. Связь персонажей задана посредством их включения в общую ситуацию роли через последовательный обмен действиями. Здесь возможны три варианта действий. Первый предполагает два фиксированных персонажа, один из которых — объект действия другого, например парикмахер и клиент. Второй состоит из самостоятельных действий, включенных в общую ситуацию, например машинист и пассажиры. В третьем персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец взвешивает.

Взаимодействие детей в игре.

Вступает ли ребенок во взаимодействие?

Кому ребенок ставит игровые задачи: взрослому или сверстнику?

Умеет ли ребенок принимать игровые задачи?

Какова длительность взаимодействия детей в игре.

Как показали результаты наблюдений игровой деятельности детей, игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития, ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплоченности, инициативности, эмоциональной окрашенности. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. Дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

Главная задача воспитателя — помочь им перебороть страх, стеснение, малоактвность, а также сформировать у них положительные взаимоотношения со сверстниками.

Опишите степень самостоятельности детей в игре

Уровень развития самостоятельности старших дошкольников может быть существенно повышен благодаря применению комплексных воспитательных воздействий, органически входящих в общую систему воспитательно-образовательной работы детского сада и направленных не формирование инициативы, независимости и ответственности. Важнейшей формой детской деятельности, в которой должны осуществляться подобные воздействия, является сюжетно-ролевая игра, предоставляющая благоприятные возможности для формирования инициативы — центрального структурного компонента самостоятельности. Независимость формируется, преимущественно, на материале продуктивной деятельности, ответственность — при выполнении трудовых поручений.

Эффективность работы, направленной на развитие детской самостоятельности, обеспечивается введением в деятельность дошкольников ряда значимых мотивов: достижения успеха, социальной значимости результатов деятельности и т.п.; обогащением знаний детей об окружающей действительности; вооружением их определенными способами действий, позволяющими без помощи взрослых достигать поставленные цели.

Большую роль в воспитании самостоятельности , стремления довести дело до конца играет создание у детей соответствующего эмоционального настроя, формирование эмоционального предвосхищения результатов своей деятельности.

Наиболее благоприятные условия для формирования самостоятельности старших дошкольников предоставляют коллективные сюжетно-ролевые игры в сочетании с разными видами продуктивной деятельности с элементами труда. Воспитание самостоятельности должно осуществляться поэтапно. Этапы различаются как по педагогическим задачам, так и по применяемым методам, обеспечивающим развитие у детей инициативности, ответственности, независимости.

Перечислите виды игр, рекомендованные для дошкольников вашей группы



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map