Отчет по педагогической практике. Вершинина



Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Кафедра «Конструирование машин и технология обработки материалов»

Отчет по педагогической практике

Выполнил:

Ст. гр. ТМК-12м

Вершинина Т.А.

Проверил:

Сиротенко Л.Д.

Пермь 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Теоретическая часть

Содержание документов комплекса основной образовательной программы(ООП)…………………………………………………………….4

Содержание федерального государственного стандарта 3-го поколения……………………………………………………………………..8

Принципы формирования учебного плана…………………………….20

Методика разработки учебных программ дисциплин и практик…….24

Инновационные образовательные технологии высшей школы………31

Практическая часть

Проведение лекции и практического занятия

2.2.2 Цель занятия…………………………………………….……..……36

2.2.3 План занятия………………………………………………..………36

2.2.4 Методическое обеспечение занятий, список используемой литературы……………………………………………………………………..37

2.2.5 Материально-техническое обеспечение занятий ( наглядные пособия, аудиторное оснащение, компьютерное сопровождение, образцы изделий и др……………………………………………………..……………..37

Заключение……………………………………………………………………..39

Список литературы……………………………………………………………40

Введение

Российская система образования переходит на Болонскую систему, в связи с чем, возникает ряд трудностей в построении самого образования непосредственно в каждом вузе. Болонская система образования – это новые принципы и логика обучения.

Болонская система образования по своей сути основывается на компетентностном подходе, когда непосредственное оценивание происходит по определенным кредитам или иначе – баллам. То есть учащемуся дали некие компетенции, которые на тот момент были важны, и если так случилось, что сейчас они уже не важны, и приходится переучиваться заново. То есть опять вкладывать средства и учиться. Однако самое, к сожалению, главное, это то, что та основная масса студентов, кто останавливается лишь на степени бакалавриата, не имеет широкого образования, и, соответственно, широкого кругозора, поэтому ими легко можно манипулировать, ведь у них и свободы выбора, по сути, нет. Их просто-напросто не учат учиться, ведь их готовят лишь в качестве некой определенной функции.

Из-за перехода на Болонскую систему, появились новые учебные планы, новые стандарты образования, педагогическому составу приходится перестраивать свои подходы к обучению.

1. Теоретическая часть

1.1 Содержание документов комплекса основной образовательной программы(ООП)[1]

Основная образовательная программа (ООП) – это завершённый, самодостаточный комплекс учебно-методических документов, сформированный на основе Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по соответствующему направлению и уровню подготовки, обеспечивающих достижение обучающимися образовательных целей и результатов, а также реализацию запланированного учебного процесса.

Комплекс учебно-методических документов основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров, магистров содержит:

Федеральный государственный стандарт ВПО по направлению подготовки;

Цель основной образовательной программы. Цель ООП должна быть сформулирована исходя из конечных результатов, которые должны быть достигнуты в ходе обучения, а так же требований ФГОС ВПО к уровню подготовки выпускника с учетом основных видов деятельности, к которым готовится выпускник.

Перечень реализуемых программ подготовки бакалавров и магистров. Реализуемые программы должны быть зарегистрированы учебно-методическом отделе и иметь соответствующие документы.

Примерный учебный план. Утверждается Министерством образования и науки РФ и носит рекомендательный характер. Является основой при разработке рабочего учебного плана, устанавливает последовательность изучения дисциплин федерального компонента, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации.

Примерные программы учебных дисциплин по направлению подготовки. Утверждаются Министерством образования и науки РФ и носит рекомендательный характер. Используются при разработке рабочих программ учебных дисциплин федерального компонента. Примерные программы определяют цель и содержание дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение, требования к уровню освоения программы и формы контроля.

Квалификационная характеристика выпускников по направлению подготовки. Содержит характеристику предстоящей трудовой деятельности по специальности, требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.

Рабочие учебные планы по направлению подготовки (по всем реализуемым формам и срокам обучения). Должен содержать все дисциплины, с указанием их трудоемкости, данные по бюджету времени, график учебного процесса.

Комплект рабочих программ учебных дисциплин по всем учебным дисциплинам в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки для очной формы обучения. Рабочая программа должна соответствовать структуре распределения часов по видам занятий рабочему учебному плану, включать список основной и дополнительной литературы, а так же содержать количественные характеристики, относящиеся к очной форме обучения (трудоемкость, соотношение аудиторной и самостоятельной работы, распределение по семестрам и т.д.)

О порядке формирования комплекта рабочих программ ООП по направлению.

Рабочие программы по всем дисциплинам цикла гуманитарных и социально-экономических наук (ГСЭ), по дисциплинам федерального компонента цикла естественнонаучных дисциплин (ЕН) и цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД) технических направлений формируются обеспечивающими кафедрами факультетов. Для каждой дисциплины формируется типовая рабочая программа и несколько унифицированных рабочих программ дисциплины для групп направлений и специальностей.

Рабочие программы по всем дисциплинам цикла ОПД (не вошедшими в приведенный выше перечень), по всем дисциплинам цикла специальных дисциплин (СД), по дисциплинам регионального компонента и по дисциплинам по выбору цикла ЕН предоставляются в составе комплекта документов ООП выпускающей кафедрой. При этом кафедры, обеспечивающие преподавание дисциплин предоставляют выпускающей кафедре оформленные рабочие программы по соответствующим дисциплинам.

Особенности формирования комплекта рабочих программ. Комплект рабочих программ дисциплин ООП подготовки бакалавров является базовым и соответствует рабочему учебному плану подготовки бакалавра. Комплект рабочих программ дисциплин ООП магистерской подготовки должен содержать все рабочие программы дисциплин рабочего учебного плана магистерской программы.

Программы экзаменов (по дисциплинам). Разрабатываются на основе Положения о курсовых экзаменах и зачетах в ПНИПУ, методических указаний по организации проведения учебных занятий, промежуточных и итоговых аттестаций по дисциплинам, рабочих программ дисциплин. В программах указывается список информационных материалов, которыми можно пользоваться на экзамене.

Порядок проведения экзаменов по учебным дисциплинам. Дополняет и конкретизирует общие нормы и требования, установленные Положением о курсовых экзаменах и зачетах, с учетом особенностей дисциплины и направления обучения. Порядок содержит форму проведения экзаменов (устно, письменно), вид контрольно-измерительных материалов (КИМ), общую структуру КИМ, правила формирования оценки и простановки оценки.

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине: экзаменационные билеты, тесты и т.д. оформляются в виде перечня вопросов, задач, заданий по дисциплине в соответствии с требованиями, определенными в пункте 10.

Программы практик: документы содержат программы учебной, производственной, педагогической, преддипломной, научно-педагогической, научно-исследовательской практик.

Организационно-методическая документация итоговой государственной аттестации по направлению подготовки. В состав документации входит программа итогового государственного экзамена, содержание КИМ и порядок проведения итогового государственного экзамена, диагностические и оценочные средства для проведения итогового государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы.

1.2. Содержание федерального государственного стандарта 3-го поколения[2]

ФГОС ВПО это комплексная федеральная норма качества высшего образования по определенному направлению и уровням подготовки, обязательной к исполнению всеми высшими учебными заведениями на территории России, реализующими основные образовательные программы указанных уровней по данному направлению подготовки, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение.

Содержание ФГОС ВПО:

Область применения;

Термины, определения, обозначения, сокращения;

Общая характеристика направления подготовки. Указывается нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень);

Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ. Требования к правам и обязанностям вуза при реализации ООП, требования к правам и обязанностям студентов при реализации ООП;

Требования к основным образовательным программам подготовки бакалавров.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров: Обладание общекультурными компетенциями, такими как способность к организации своего труда, своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, приобретение новых знаний, применение базовых знаний в профессиональной деятельности и др. Обладание профессиональными компетенциями, такими как производственно-технологическая деятельность, организационно-управленческая деятельность, научно-исследовательская деятельность, проектно-конструкторская деятельность;

Требования к структуре основных образовательных программ подготовки бакалавров. В этом разделе содержатся учебные циклы ООП, каждый цикл имеет базовую и вариативную часть, проектируемые результаты освоения учебных циклов, трудоемкость и перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебных пособий;

Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров. Требования к правам и обязанностям вуза при реализации ООП подготовки бакалавров, требования к правам и обязанностям студентов при реализации ООП подготовки бакалавров;

Требования к основным образовательным программам подготовки специалистов;

Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалистов;

Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалистов;

Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалистов;

Требования к основным образовательным программам подготовки магистров;

Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки магистров;

Требования к структуре основных образовательных программ подготовки магистров;

Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров;

Оценка качества освоения основных образовательных программ. Раздел включает текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию. Для аттестации студентов и выпускников создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Основная особенность ФГОС ВПО третьего поколения в том, что он ориентирован не столько на содержание образования, сколько на компетенции специалистов как результат обучения.

1.3. Принципы формирования учебного плана

Учебный план является частью учебно-методической документации основной образовательной программы (ООП). Основными документами по планированию учебной работы являются примерные, базовые, рабочие и годовые учебные планы.

Разработка примерных учебных планов в составе примерных основных образовательных программ в соответствии с Федеральным законодательством относится к компетенции Министерства образования и науки РФ.

На основе примерных учебных планов Учебно-методическими объединениями вузов по направлениям подготовки разрабатываются и утверждаются базовые учебные планы вузов по соответствующему направлению и уровню подготовки.

Базовый учебный план разрабатывается на одну продолжительность обучения и определяет основное содержание подготовки, срок обучения, перечень учебных дисциплин базовой части ООП и их трудоемкость, продолжительность и характер практик, количество курсовых проектов, зачетов, экзаменов, продолжительность итоговой государственной аттестации, каникул.

Учебный план является государственным документом, определяющим основное содержание и сроки подготовки обучающегося в вузе, содержащим исходные данные для организации и планирования всех видов учебных занятий: перечень всех изучаемых дисциплин ООП и трудоемкость каждой из них, распределение времени по годам и семестрам в течение всего срока обучения, а также по видам занятий, характер практик и научно-исследовательской работы, количество курсовых проектов, зачетов, экзаменов. Учебные планы определяют бюджет учебного времени по семестрам и неделям, продолжительность семестров, практик, экзаменационных сессий, каникул обучающихся. Учебные планы по соответствующему направлению и уровню подготовки для дневной формируются на основе базовых учебных планов. Учебные планы разрабатываются соответствующими структурными подразделениями вуза (выпускающими кафедрами, факультетами и др.) и утверждаются ректором.

Учебный план предусматривает необходимое соотношение учебных циклов их базовых и вариативных частей, закрепление теоретической базы обучения на практике. Последовательность изучения дисциплин, предусматриваемая учебным планом, основана на их преемственности и определяется логическими связями и зависимостями между ними, которые, в свою очередь, опираются на перечень компетенций, последовательность и сроки их формирования.

Структура учебного плана включает в себя дисциплины федерального, регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Федеральный компонент (не менее 75% от общего нормативного времени) устанавливается РФ и обеспечивает единство образовательного пространства в стране, учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Региональный (национально-региональный) компонент (не менее 10%) устанавливается субъектом РФ и отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.

Компонент образовательного учреждения (не менее 10%) самостоятельно устанавливается образовательным учреждением и позволяет более полно учесть местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования.

Формирование учебных планов должно быть основано на перечне компетенций, последовательности и сроков их формирования. Определению состава компетенций предшествует дополнение перечня задач профессиональной деятельности (по видам деятельности), зафиксированных в ФГОС, и их конкретизация применительно к специфике реализуемой ООП. После этого определяется содержание образования в виде перечней учебных курсов, предметов, дисциплин и других компонентов, в которых должны быть приобретены знания, умения и владения, входящие в состав конкретных компетенций.

1.4 Методика разработки учебных программ дисциплин и практик

Методические рекомендации устанавливают общие требования к структуре, содержанию и оформлению рабочих программ учебных дисциплин, реализуемых в ВУЗе в рамках ФГОС ВПО, порядок их разработки и утверждения. Разработанные требования соответствуют специфике компетентностно-ориентированной модели образования и требованиям ФГОС ВПО.

Нормативно-методической базой для разработки УП являются:

ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки;

основная образовательная программа (ООП);

учебный план по направлению подготовки.

При разработке рабочей программы также учитываются:

новейшие достижения в данной предметной области;

требования организаций – потенциальных работодателей выпускников;

содержание программ дисциплин, изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения;

содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования, УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России;

материальные и информационные возможности университета.

Общие требования к содержанию рабочей программы:

1. Наименование дисциплины, трудоемкость, распределение по семестрам и формы промежуточного контроля должны соответствовать утвержденному учебному плану.

2. Учебный материал, включенный в УП, должен быть направлен на формирование общекультурных и/или профессиональных компетенций, перечисленных в ФГОС ВПО, или специальных компетенций, сформулированных в основной образовательной программе по профилю подготовки.

3. Содержание учебного материала должно соответствовать требованиям к знаниям, умениям, навыкам студента.

4. В содержании дисциплины должны быть отражены последние достижения медицинской науки, культуры, экономики, техники, технологий и образования.

5. УП должна обеспечивать необходимую содержательную и логическую связь между дисциплинами ООП ВПО и исключать дублирование содержания.

6. В УП должны быть представлены и описаны все структурные компоненты.

7. Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать стандартам, а при их отсутствии должны быть общепринятыми в научной литературе. Следует избегать длинных, запутанных предложений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не допускается применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы, применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных аналогов в русском языке.

8. Оформление рабочей программы осуществляется в соответствии с методическими требованиями к построению, изложению, оформлению, принятыми в ВУЗе.

Указываются цели и задачи освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО.

Цель дисциплины должна быть сформулирована в компетентностном формате, то есть направлена на формирование готовности к использованию полученных в результате изучения дисциплины знаний и умений в профессиональной деятельности.

Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетенция представляет собой открытую систему процедурных, ценностно-смысловых и декларативных знаний, включающую взаимодействующие между собой компоненты, которые актуализируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции.

Компетентность – это ситуативная категория, которая выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Профессиональная компетентность – это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организовано и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности.

К базовым компетентностям, формирующим компетенцию специалиста, относятся комплекс универсальных знаний, включающих общенаучные и общепрофессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности функционирования науки, техники и общества, в том числе компетентности в сфере самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой и культурно-досуговой деятельности.

При формулировании цели важно подчеркнуть статус дисциплины в рамках ООП (например, направленность на базовую профессиональную подготовку или на учет индивидуальных образовательных потребностей студентов), ее роль в личностном развитии и гражданском воспитании студентов.

Задачи изучения дисциплины должны охватывать теоретический, познавательный и практический компоненты деятельности подготавливаемого специалиста.

Лекции

В таблице указываются названия разделов, темы лекций, количество часов.

№ п/п

Раздел дисциплины

Тематика лекций

Трудоемкость (час.)

1.

2.

Итого:

Практические занятия (семинары)

В таблице указываются названия разделов, темы практических (семинарских) занятий с указанием форм текущего контроля и количества часов. В столбце «Формы текущего контроля» указываются конкретные формы контроля: тесты, кратковременная контрольная работа, доклад, решение ситуационной задачи, проблемной ситуации, письменный отчет (например, письменный отчет курации больного – студенческая история болезни; отчет о психодиагностическом исследовании), диктант, конспектирование, терминологический диктант, выполнение манипуляций и пр.

№ п/п

Раздел

дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Формы текущего контроля

Трудо-емкость

(час.)

1.

2.

Итого:

УП дисциплины разрабатывается автором — преподавателем кафедры (или группой авторов) и обсуждается на методическом заседании кафедры, за которой данная дисциплина закреплена.

УП в обязательном порядке проходит процедуру рецензирования. На рабочую программу представляется 2 рецензии. Рецензентами назначаются профессора (доценты) аналогичных по профилю кафедр других вузов. Рецензии прилагаются к рабочей программе и хранятся на кафедре, разработавшей рабочую программу. Копии предоставляются в учебно-методический отдел вместе с программой.

В случае одобрения содержания программы кафедрой и наличия двух положительных внешних рецензий УП проходит этапы согласования и утверждения:

председатель методической комиссии по специальности;

декан факультета, на котором преподается дисциплина;

учебно-методический отдел – регистрация УП;

проректор по учебно-методической работе и связям с общественностью;

утверждение на заседании Центральный координационно-методический Совет (ЦКМС).

Кафедра, являющаяся разработчиком рабочей программы, несет ответственность за соответствие печатного варианта рабочей программы её электронному аналогу.

1.5 Инновационные образовательные технологии высшей школы

Изменение образовательных целей определяет изменение функционирования всей педагогической системы и ее компонентов (в том числе содержательной части), определяемых инновационным подходом. «Педагогическая инновация» — это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество — осуществляется на трех уровнях:

макроуровне, где инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. Этот уровень с позиции структурно-уровневого акционального анализа в психологии рассматривается на уровне целей;

мезоуровне, где инновации приводят к изменениям региональным, конкретного учебного заведения;

микроуровне, где инновации направлены на создание нового содержания как отдельного курса, так и блока курсов, на отработку новых способов структурирования образовательного процесса, на разработку новых технологий, новых образовательных форм и методов (т.е. на уровне средств).

Главными характеристиками выпускника являются мобильность и компетентность. В связи с этим акценты при изучении дисциплин переносятся на сам процесс познания. Успешность достижения этой цели зависит от познавательной активности самого студента. Главной задачей преподавателя является создание условий для превращения студента в активного участника процесса профессионального становления, что подразумевает:

создание новых учебных и учебно-методических пособий;

организацию продуктивного взаимодействия в ходе аудиторных занятий;

организацию самостоятельной внеаудиторной работы студентов;

придание всему процессу обучения поисково-творческого характера.

Происходит изменение характера преподавательской деятельности. Педагог вуза не только сообщает студентам учебную информацию, но помогает определить им пути, формы, способы приобретения знаний, направляет их самостоятельный поиск в нужное русло, выявляет и помогает преодолевать проблемы, дает советы по использованию научных знаний в решении прикладных задач, организует процедуру оценки и самооценки уровня сформированности необходимых умений и навыков. Иначе говоря, преподаватель все больше выступает не только как специалист в той или иной области науки, но и как профессионал в деле организации образовательного процесса.

Особое внимание в ФГОС уделяется использованию инновационных, активных и интерактивных методов обучения. В этих условиях на первое место выходит профессионализм преподавателя, его компетентность в теории педагогики высшей школы и методики обучения.

2. Практическая часть

Проведение лекции и практического занятия

Тема лекции: «Твердые сплавы. Классификация и области применения».

2.2.2 Цель занятия

Цель теоретического занятия: изучение основных марок твердых сплавов, предназначенных для механической обработки, их свойств, областей применения и поведения при обработке различных материалов.

Цель практического занятия:

2.2.3 План занятия

План теоретического занятия:

Классификация и общая характеристика твердых сплавов;

Области применения твердых сплавов;

Классификация твердых сплавов по областям применения;

Обработка твердосплавным инструментом хрупких и пластичных материалов, механизмы износа инструмента.

План практического занятия:

2.2.4 Методическое обеспечение занятий, список используемой литературы

По теоретическому занятию:

Технология и свойства спеченных твердых сплавов и изделий из них: Учебное пособие для вузов / Панов В.С. Чувилин А.М. — М.: МИСИС, 2001. — 432 с;

Грановский Г. И., Грановский В. Г. Резание металлов: Учебник для машиностр. и приборостр. спец. вузов.—М.: Высш. шк., 1985,— 304 с;

Твердые сплавы, применяемые в зависимости от характера обработки и обрабатываемого материала. [Электронный ресурс]. URL: http://delta-grup.ru/bibliot/4/11.htm. (Дата обращения 14.04.2014);

ГОСТ 3882-74 Сплавы твердые спеченные. Марки;

Твердые сплавы глазами производственника. [Электронный ресурс]. URL: http://tverdysplav.ru/твердые-сплавы-авторская-статья.htm (Дата обращения 14.04.2014).

По практическому занятию:

2.2.5 Материально-техническое обеспечение занятий (наглядные пособия, аудиторное оснащение, компьютерное сопровождение, образцы изделий и др.

Теоретическое занятие проводилось при помощи использования презентации, с наглядным изображением структуры ТРГ, способов получения материалов на основе ТРГ, изделий, получаемых из материалов на основе ТРГ и т.д.

Практическое занятие: подшипники качения, с помощью которых учащиеся проводили все необходимые измерения, стенд с подшипниками качения, на котором представлены различные типы подшипников.

Заключение

В связи с переходом Российского образования на Болонскую систему возникает ряд трудностей, которые мешают получению необходимого образования. Большую роль в данной проблеме играет педагогический фактор. Чтобы перейти с одной системы обучения на другую необходима переквалификация обучающего состава. Так же возникает ряд трудностей с нежеланием обучающего состава вуза переходить на данную систему и продолжением вести обучения в соответствии старых стандартов.

На мой взгляд, на данный момент перед вузами стоит задача построить образование таким образом, чтобы выпускник мог быть компетентен в своей сфере обучения, разносторонне развитым и главной задачей будет являться сохранение его компетентности на протяжении многих лет, чтоб выпускнику вуза не приходилось получать высшее образование с некоторой периодичностью. Для поддержания компетентности возможно разработать систему подтверждения квалификации выпускника, либо необходимые курсы для ее улучшения в последующем.

Список литературы:

Рекомендации по содержанию документов комплекта основной образовательной программы направления (специальности) подготовки. Пермь, ПГТУ, 2006г.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 88 б — «Машиностроение». Квалификация (степень) Бакалавр. Министерство образования и науки Российской федерации

Методика формирования учебного плана. [Электронный ресурс]. URL: http://www.profile-edu.ru/metodika-formirovaniya-uchebnogo-plana-page-1.html (Дата обращения 26.04.2013).

Козлова Н.В., Сивицкая Л.А., Качалов Н.А. Инновационные образовательные технологии как условие развития профессиональных компетенций преподавателей высшей школы. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-kak-uslovie-razvitiya-professionalnyh-kompetentsiy-prepodavateley-vysshey-shkoly (Дата обращения 26.04.2013).






map