Отчет по теме самообразование Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письм



Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида пгт. Кумены.

Отчет

По теме самообразования

учителя письма и развития речи

Зеленковой Галины Анатольевны

на 2012 – 2013 год.

Тема самообразования:

« Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы»

Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога.

Задачи программы:

— приобретение учителем новых педагогических знаний;

— изучение и использование педагогом в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;

— изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;

— дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий;

— обобщение и распространение своего педагогического опыта.

2. Этапы работы по теме.

Первый этап- методико-отборочный (2012 – 2013 учебный год)

Цели: выяснить причины, проанализировать ошибки в работах. установить количественный состав слабоуспевающих и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.

Второй этап — тренировочно-технологический. (2013 – 2014 учебный год)

Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.

Третий этапитогово-диагностический.(2014 – 2015 учебный год)

Цель: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой-либо письменной работе.

3.Обоснование программы.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед коррекционной школой, принадлежит изучению родного языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников коррекционных школ — формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения письму учеников коррекционных школ известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

Изучение состояния орфографической зоркости учащихся показало, что процент видения орфограмм школьниками низок.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на уроках письма и развития речи, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

4. Цель и задачи программы.

Цель работы представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

— на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;

— определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;

— разработать методическую систему формирования орфографической зоркости и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе.

5. . План реализации работы.

п/п

Мероприятия

Сроки реализации

1.

2.

3.

4.

Повышение квалификации и профессиональной подготовки.

Подтверждение 1 аттестационной категории.

Знакомство с методической литературой и пособиями.

Поиск творческих заданий в Интернете, методических журналах.

Создание и обобщение собственного опыта.

Открытые уроки на методическом объединении .

Разработать методику по развитию орфографической зоркости учащихся.

Применение компьютерных технологий на уроках письма и развития речи.

Участие в конкурсах.

Участие в районном методическом объединении учителей .

Участие детей в олимпиадах в рамках школьной предметной недели.

Работа с учащимися на уроках и во внеурочное время.

Проведение внеклассных мероприятий.

Актуализация знаний учащихся.

Межпредметные связи на уроках русского языка

Сотрудничество с другими учителями

Работа с родителями.

2014г.

Постоянно

Регулярно

Регулярно.

Регулярно.

По необходимости

По необходимости

По мере требования

Регулярно

Регулярно

Постоянно

Постоянно

На первом этапе — выяснительно-организацонном и методико-отборочном ставилась

цель — выяснить причины, проанализировать ошибки в работах установить количественный состав слабоуспевающих и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.

Для этого в каждом классе был разработан «Экран грамотности» класса, который помогает увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе.

«Экран» выглядит следующим образом:

№ п/п

Список детей

Орфограммы

2. Для каждого ученика был заведен «Дневник грамотности».

Как проводится анализ ошибок и работа над ними в «Дневнике грамотности»?

Ошибки классифицируются по принципу отношения к объекту запоминания к процессе обучения: слова, которые надо запомнить словарные слова: слова, которые можно повторить; слова на правила, которые надо знать и применять на практике, т.е. при письме; ошибки на невнимательность.

Вот так выглядит «Дневник грамотности».

№ п/п

Типы ошибок

Количество ошибок

Число и месяц проведения проверочной работы

На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, ученики выписывают конкретные слова, в которых они сделали ошибки в диктанте. Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же повторяются правила, проводится орфографическое проговаривание; учащиеся должны научиться быстро вспоминать нужные слова, тем самым показывая языковую «готовность памяти».

Повторно сделав ошибку в том же слове, ученик делает отметку о таком повторе. После 3-4 таких отметок ученики практически запоминают верное написание. На страницах, где фиксируются ошибки на правило, дети пишут кратко название правила или «строят» это правило в памятке и около него делают пометку о количестве сделанных ошибок.

На страницах же «Ошибки на внимание» фиксируется количество ошибок на пропуск, замену, вставку других букв и прочих ошибок, а затем их общее число переносится на первую страницу в «Дневник грамотности».

«Дневник грамотности» заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками.

3. Также в рабочих тетрадях у слабоуспевающих учеников записывались слова с пропуском по орфограммам, а дети вставляли пропущенные буквы.

4. Была разработана таблица для слабоуспевающих учеников списка изучаемых орфограмм.

5. Вместе с ребятами составлялись памятки памятки «Работа над ошибками».

После всей проделанной работы были намечены следующие цели: раскрытие значения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками.

Работа на этом этапе способствовала развитию памяти, внимания, расширению словарного запаса у учащихся.

.

6. Ожидаемый результат.

Результатом работы считаю — повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения, грамотно пишут.

Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся, может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Понимание структуры орфографической зоркости у большинства учащихся оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.

.






map