Отчет практики Правило Ю.О.



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

Отчет по преддипломной практике студента СПбГУКИ

Дата начала прохождения практики

число месяц год

04.11.2013

Дата окончания прохождения практики

число месяц год

05.04.2014

ФИО студента

Правило Юлия Олеговна

Факультет

мировой культуры

Курс, группа

V курс, группа 24/1511б

Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)

очная

Специальность/Направление

031501 «Искусствоведение»

Место прохождения практики

(название организации, адрес)

Молодежный Центр. Государственный Эрмитаж, наб. Мойки, 47

Детский развивающий центр им. Арины Родионовны

ФИО и занимаемая должность руководителя практики от Университета

Демшина Анна Юрьевна, канд. культурологии, доцент

Оценка «_______________» (зачтено / не зачтено)

Руководитель практики ______________ /________________/

от Университета

«___» апреля 2014 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ:3

ГЛАВА 1. РОК-КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА: НАПРАВЛЕНИЯ И КУМИРЫ7

1.1 Зарождение рок-музыки 1950е-60е гг7

1.2Основные направления в рок-музыке 1970х-80х13

1.3 Рок-музыка в СССР23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:30

ВВЕДЕНИЕ:

С наступлением XX века мода перестает быть уделом высших сословий. Она стремительно меняется, каждое десятилетие не похоже на предыдущее, к тому же, мода резко молодеет: уже к середине века молодежь является неотъемлемой частью целевой аудитории потребителей модных товаров. XX век – век прогресса, а научно-технические достижения открывают новые возможности во всех сферах жизни человека, и мода не стала исключением. Она испытала на себе множество различных влияний, будь-то изобретение кинематографа, или полет в космос, открытия в медицине, или достижения феминизма.

Одно из сильнейших влияний оказывала музыка. Каждое новое направление привносило в моду свои особенности, порой, меняя не только внешний вид человека, но и его стиль жизни. Одним из подобных музыкальных направлений, значительно повлиявшим на формирование моды в XX веке, стало, зародившееся в 1950х годах, явление рок-культуры.

Необходимо отметить, что самой рок-культуре (истории ее возникновения, развитии и особенностей жанра, влияния на быт и образ жизни и т.д.) посвящено много трудов, а работ по теме исследования дипломной работы (непосредственно влияния самих рок-звезд и их образов на уличную и подиумную моду) достаточно мало. Поэтому среди рассматриваемых проблем современности – эта тема очень актуальна, ввиду того, что рок и по сей день является одним из самых популярных музыкальных жанров и продолжает оказывать свое влияние на многие сферы жизни, в том числе и моду. И, зачастую, не столько сам рок как жанр, сколько его исполнители – отдельные персонажи, называемые рок-идолами, или целые музыкальные коллективы, оказывали влияние на людей. Они, своим талантом и харизмой заставляли трепетать толпы поклонников. Многие из рок-икон прошлого живы, и по сей день имеют успех, только увеличивая ряды своих почитателей. Конечно же, они оказывали и оказывают свое влияние и на моду в том числе. В наше время нередко можно наблюдать применение образов рок-звезд в рекламе, искусстве, фотографии, декоре или стилизованных вечеринках. Это такие знаменитости, как Элвис Пресли, The Beatles, Queen, Metalliсa, Курт Кобейн и т.д. Все они, начав свой путь, кто раньше, кто позже, активно влияли на моду в XX веке и продолжают делать это в веке XXI.

Объектом исследования в данной работе являются популярные « рок-идолы» 1970х-80х годов. Предметом исследования — их влияние на формирование уличной и подиумной моды. Цель работы состоит в анализе истории рок-культуры и рок-икон, формирующих модные тенденции в XX и XXI веке. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

Проанализировать исторические предпосылки развития рок-культуры;

Выявить теоретическую сущность и содержание рок-музыки как социального явления;

Выявить социальные механизмы воздействия рок-музыки на формирование стиля жизни молодежи;

Изучить становление рок-стиля в моде;

Определить влияние рок-идолов на формирование моды;

Рассмотреть влияние рок-икон на творчество дизайнеров в XX-XXI веках.

Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды отечественных и зарубежных журналистов, психологов, искусствоведов, писателей. Для раскрытия темы о развитии рок-музыки важной стала работа «История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления» авторов-составителей А. Минаковой и С. Минакова, в которой подробно проанализированы и отмечены этапы становления и развития рока как музыкального направления, его характерные особенности, а так же взаимодействия с другими стилями. Еще одной важной работой, характеризующей особенности становления рок-культуры является монография Ершовой Т.А. « История зарубежной музыки. XX век», где детально выделяются основные поджанры рок-музыки и причины их появления. С целью понять характерные особенности образа рок-идолов и их влияния на развитие костюма наиболее полезными оказались: работа Ахундовой М.В. «История Фредди Меркьюри», работа Джоэла Макайвера «Black Sabbath История Группы» и Беспамятнова А.Ю. «Led Zeppelin». Изучение же взаимодействия рок-стиля и моды и их взаимного влияния друг на друга потребовало использования такой работы, как Косарева Е.А. «Мода ХХ век. Развитие модных форм костюма», где приведены примеры влияния рок-звезд на массовую моду прошлого века.

Весь комплекс проблем, связанных с исследованием феномена рок-музыки в данной работе, можно условно разделить на три группы. К первой относятся чисто социологические вопросы: каковы социальные причины, породившие этот вид музыкального искусства? Чьи настроения и стремления он отражает? Как воздействует на слушателя? Второй круг проблем – эстетический, ибо дело касается не только музыки и текстов, но и зрелищности тоже. Более того, в творчестве иных групп акцент делается именно на театральность, на создание яркого шоу. И тут возникает масса вопросов о том, как это влияет на повседневную жизнь почитателей и собственно, моду. И, наконец, отдельно стоят вопросы социальные: как пропагандировать эту музыку? Нужно ли ее пропагандировать? В каких организационных формах она должна развиваться? Как к этому относится? Кроме того, необходимо решить, как образы рок-музыкантов выражаются в моде второй половины XX века и найти ее отголоски (варианты интерпретации) у современных дизайнеров с учетом того факта, что фундаментальных работ по данной теме не существует. Есть лишь некоторые упоминания в трудах, посвященных отдельным группам и персоналиям, либо самостоятельные попытки проследить тенденции и влияния рок-звезд на современную моду у интернет-блогеров.

Для решения поставленных в курсовой работе задач использовался комплексный подход, включающий в себя следующие методы исследования:

— образно-стилистический и сравнительный анализ;

— историческое исследование феномена рок-культуры;

— использованы приемы типологии, классификации и систематизации;

— анализ и синтез литературы по исследуемой проблеме;

— поиск и изучение источников; обобщение полученных результатов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка. Во введении рассматриваются цели и задачи данного исследования. Первая глава посвящена истории рок-музыки с момента ее основания до конца 1980х годов.

ГЛАВА 1. РОК-КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА: НАПРАВЛЕНИЯ И КУМИРЫ

1.1 Зарождение рок-музыки 1950е-60е гг

Рок-музыка — общее название направлений музыки, возникших в середине 1950-х годов. Название происходит от английского слова «rock», что в переводе означает «качать». Направления рок-музыки бывают самыми разнообразными: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп, до жестких и агрессивных — дэт-метала и грайндкора.

Свои истоки рок-музыка берет в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Вообще в начале своего становления рок-музыка тесно связана с народной и эстрадной музыкой того времени — фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время существования рока было множество попыток соединить его практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). Практически все крупные поджанры рок-музыки появились в конце 60-70 гг., крупнейшими из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рока, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также агресивные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х).

Территориально, основными центрами развития рок-музыки являются США и Западная Европа (особенно Великобритания), и большинство текстов написано именно на английском языке. Хотя, конечно, пусть и с некоторым запозданием, но рок-музыка появляется практически во всех странах и привносит в жанр свои национальные черты.

Рок-музыка чаще всего исполняется рок-группой. И хотя известны примеры использования в жанре практически всех музыкальных инструментов, чаще всего используются электро-гитара, бас-гитара, ударные и, иногда, клавишные. Фактически обязательным условием для рок-группы является наличие мужского, реже, женского вокала, хотя из всех правил есть исключения (например, современная финская группа Apocalyptica, состоящая из трех виолончелистов и барабанщика).

Историю рок-музыки можно условно разделить на два периода – период рок-н-ролла (1954 – 1962) и, собственно, рока (с 1962 по н.в.).

Рок-н-ролл обрел широкую популярность в середине 1950х гг. Название «рок-н-ролл» происходит из песен госпел-исполнителей 40-х годов. Впервые выражение появилось в песне «Good Rocking Tonight» Роя Брауна в 1947 году. Он сочетал в себе черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри, однако долгое время считался специфической музыкой, характерной для афроамериканских исполнителей. Фэтс Домино, Литтл Ричард, Чак Берри – положили начало возникновению жанра. Однако истинным «королем рок-н-ролла» был признан «белый» певец, ставший впоследствии легендой – Элвис Пресли. Он стал первым, кто записал рок-н-ролл на одном уровне с афроамериканскими исполнителями (когда диджеи ставили его первые записи в эфир, они специально предупреждали, что это поёт белый певец). Позже появилась более мягкая форма «белого» рок-н-ролла, связанная с именами Бадди Холли и Everly Brothers. На основе смеси рок-н-ролла и кантри появился особый поджанр рок-музыки — рокабилли. Музыка рокабилли снова станет популярной в 80-х годах. В Европе первые рок-записи начали появляться уже в 50х гг, однако не могли составить Америке никакой конкуренции.

В 1957-м году была записана композиция «Rumble» гитариста Линка Рея, в которой впервые был использован эффект фузза на гитаре; таким образом, от этой песни в какой-то степени происходят все «тяжёлые» жанры рок-музыки, в частности, хард-рок и панк-рок. Линк Рэй вместе с Диком Дейлом и The Surfaris положил начало новому жанру инструментального танцевального рок-н-ролла — сёрфу, основанному на гавайских мотивах звучании гитары. Чуть позже, инструментальный сёрф уступил место вокальному сёрф-попу, крупнейшие представители которого — Jan and Dean и The Beach Boys. Влияние звука сёрф породило сёрф-рок, совмещавший традиционную рок-музыку и сёрф-звучание.

В начале 60х годов в Англии стали появляться группы, игравшие новый стиль танцевальной музыки — бит-музыку (на основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, соула и народной музыки). Среди поджанров бита выделялся мерсибит, типичными примерами которого являются записи The Searchers, Rory Storm and the Hurricanes и ранние записи The Beatles. Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских исполнителей, положив начало «британскому вторжению» (англ. British Invasion).

«Британское вторжение» термин, возникший, когда популярная британская музыка начала активно завоевывать США. The Beatles закрепили успех «высадкой» на американский берег в феврале 1964 года. Группа стала совершенно новым явлением в рок-музыке — отличались необычайной музыкальной плодотворностью и абсолютно новым имиджем (не просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей, группа, где каждый поёт и каждый способен сочинить хит). Кроме того они положили начало небывалому для того времени явлению — «битломании», охватившему весь мир. Вслед за The Beatles обрели популярность и ряд других британских групп. Некоторые из них в большей степени, чем остальные, подверглись влиянию ритм-энд-блюза. В частности, группа The Yardbirds. Она примечательна еще и тем, что трое ее гитаристов — Эрик Клэптон, Джефф Бек, Джимми Пейдж, последовательно сменявших друг друга, стали первым поколением «гитарных героев» — гитаристов, вышедших на передний план и приобретших собственных поклонников.

Однако самой влиятельной группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза, стали The Rolling Stones. Имея значительно более агрессивный, «грязный» имидж, они поднимали в песнях новые проблемы и демонстрировали новый подход к музыке. Хотя The Rolling Stones, звучали для своего времени и на фоне мерсибита необычайно тяжело, «тяжёлая» музыка и классический рок вообще традиционно берут начало с сингла группы The Kinks «You Really Got Me», где впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. The Kinks стали одними из основателей субкультуры модов (популярной в середине 1960-х субкультуры, пришедшей на смену тедди-боям). Однако главными идеологами движения модов стала группа The Who. Первые их два альбома являются одними из самых жёстких записей своего времени, а на сцене они отличались бешеной энергетикой и тем, что впервые стали ломать на сцене гитары.

Несмотря на то, что во времена пика «британского вторжения» местная музыка в Америке была вытеснена из хит-парадов, здесь продолжала развиваться собственная рок-сцена, в частности фолк-рок. Влиятельнейшим исполнителем стал Боб Дилан. Он наглядно продемонстрировал своему поколению, что в популярной музыке можно говорить не только о любви мужчины и женщины, но затронуть и множество других тем, в том числе философских и социальных.

Помимо той музыки, которая попадала в чарты и на телевидение, в первой половине 60х начал развиваться и своеобразный андеграунд: группы, репетировавшие чаще всего в гаражах и записывавшие грязные и шумные пластинки. Не все представители гаражного рока ориентировались на жёсткую музыку, однако наиболее бескомпромиссные из них считаются первыми прото-панк-музыкантами. В 1962 году записывается главный гаражный стандарт — «Louie Louie» The Kingsmen (кавер-версия забытого рок-н-ролла 1956 года), ставший одной из самых перепеваемых песен в рок-музыке и, особенно в альтернативном роке. Расцвет гаражного рока пришелся на середину десятилетия. В целом имидж и музыка значительной части гаражных команд оказали сильное влияние на последующее развитие прото-панка и панк-рока. Похожим по отношению к гаражному року было и английское направление фрикбит, представленное группами The Primitives, The Faires, The Misunderstood. Оно стало своего рода андерграундным ответом на «битломанию» и британское вторжение, а звучание фрикбита было близким к гаражному року, но с сильным влиянием бита и мод-культуры.

В конце 1965—1966 годах в Америке стал формироваться новый музыкальный жанр — психоделический рок. Основой для роста психоделического движения стало развитие субкультуры хиппи и наркотики (галлюциногены) — в частности ЛСД, мескалин и марихуана. Для жанра были характерными «мистические» саунд и тексты песен и, нередко, философия хиппи (в частности идеалы любви и пацифизм). В Британии на формирование психоделической культуры оказала сильное влияние мода на элементы индийской (рага) и другой этнической музыки. В Американской психоделии наиболее яркой стала группа Love — первая «белая» группа с афроамериканцем в составе и один из первых коллективов хиппи-сцены, появившихся на крупном лейбле.

В развитии музыки конца 1960-х особенно ярко проявились характерные для 1960-х годов тенденция к влиянию её роли в обществе. С рок-музыкой связаны движение хиппи в Америке, молодёжная революция в Европе. Музыка стала неразрывно связана с общественным противостоянием войне во Вьетнаме.

Психоделическая музыка стала главным символом рок-музыки конца 1960-х и основой для большей части музыкальных инноваций того времени. Целью саунда психоделического рока стала попытка выразить наркотические впечатления музыкальными средствами. Психоделическая культура Америки ещё прочнее срослась с субкультурой хиппи, для Британии была характерна меньшая политизированность и импровизационность. Апогеем американской психоделии конца 1960-х стал легендарный фестиваль в Вудстоке, начавшийся 15 августа 1969 и получивший название «три дня мира и музыки».

Одной из влиятельнейших американских групп были The Grateful Dead. Они знамениты уникальными «живыми» выступлениями, которые превращались в длинные гипнотические джемы. Группе Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом, которому во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона. Ещё более важным явлением в рок-музыке стало творчество Джимми Хендрикса, который многими считается величайшим гитаристом в истории рок-музыки. В 1969 году благодаря Вудстокскому фестивалю стал популярен гитарист Карлос Сантана, который стал основателем особого жанра — латино-рока. The Pretty Things в 1968 году записали первую в истории рок-оперу — психоделический альбом «S.F.Sorrow». Самой знаковой английской психоделической группой стали Pink Floyd, ставшие позже основателями спейс-рока – неземной, космической музыки. Одной из наиболее значительных и влиятельных групп 60-х стали Velvet Underground. Их музыка и идеология была откровенно противоположна идеалам хиппи. Их дебютный альбом с тягучими, мрачными песнями и текстами фактически положил начало всему направлению альтернативного рока.

Развивался и рок-авангард, лидером которого стал Фрэнк Заппа. Развитие гаражного рока, а именно его самого жёсткого направления — прото-панка, привело к появлению в конце 60-х самых агрессивных и тяжёлых его представителей, уже вплотную приблизившихся к панк-року. Это группы «детройтской школы» гаражного рока — MC5 и The Stooges. Лидером The Stooges был Игги Поп, позже прославившийся и как сольный артист. В 1969 году появляются первые представители новых жанров — хэви-метала и арт-рока.

1.2Основные направления в рок-музыке 1970х-80х

С началом семидесятых годов многие жанры, бывшие популярными в 1960-х годах, отходят на второй план, а наибольшим коммерческим успехом начинают пользоваться новые — в первую очередь хард-рок, прогрессив-рок (арт-рок) и глэм-рок.

Ряд групп, уже во второй половине 1960-х заложили основы стиля, получившего название хард-рок. Первым альбомом хард-рока принято считать дебютную пластинку группы Led Zeppelin 1969 года. Именно на этом альбоме группа окончательно вышла за рамки тяжёлого блюза и вывела подобную музыку на принципиально новый уровень. Другой важнейшей группой жанра стали Black Sabbath. Их музыка отличалась более мрачными, тягучими риффами и «инфернальной» тематикой текстов. Среди первых ярких звёзд жанра — Deep Purple с их виртуозными гитарными и клавишными соло. Немалое влияние на развитие жанра оказали также группы Nazareth, Scorpions, Rainbow, Black Widow.

К середине 1980-х годов хард-рок в чистом виде практически исчез, трансформировавшись в хард-н-хэви звучание которого с середины 1970-х годов формировали такие группы, как ранние Judas Priest и (в меньшей степени) AC/DC.

Так же начинает развиваться прогрессивный рок и близкий ему стиль джаз-рок. Для этих стилей была характерна напыщенность, патетичность и монументальность музыки. Pink Floyd, отойдя в начале 70х годов от психоделического рока, записали несколько эталонных альбомов в стиле мелодичного, медитативного прогрессивного рока. Они так же впоследствии стали одними из основателей стиля спейс-рок – «неземной», космической рок-музыки.

Другую ветвь развития прогрессивного рока представляла группа Genesis, чьи композиции, сложно построенные, лиричные, подкрепленные эпическими текстами послужили главным источником вдохновения для групп нео-прога 80х годов.

Некоторые группы вводили в свою музыку элементы фолк-рока, используя «нетрадиционные» для этого стиля инструменты, например флейту (Jethro Tull, Ithaca, Cruphon). В 1974-76 годах прогрессивный рок добился наибольшего коммерческого успеха. Помимо британской, постепенно развивались и прог-роковые сцены в Италии, Франции, Германии.

В противопоставление ему возник в Британии в конце 70х новый жанр – глэм-рок. Он стал своего рода продолжателем дела гаражного рока в области музыкального поиска, эксперимента, и, с другой стороны, упрощённости музыки, верности духу рок-н-ролла, а не академическим экспериментам. При всех различиях в музыке для глэм-рока была характерна единственная общая черта (которая и дала название направлению) — яркий, вычурный грим, театрализованность сценического действа, эффектное, красочное шоу, сопровождающее музыку, андрогинный имидж. В глэм-роке выделяются несколько условных поджанров, которые можно назвать: рок-н-ролльный глэм, металлический глэм и интеллектуальный глэм. Одним из первых представителей жанра считается Гэри Глиттер, который дал жанру глэм-рока второе название — глиттер-рок. Тем не менее главной иконой глэма стала группа T. Rex и ее лидер Марк Болан. В период 1970—1973 годов хиты T.Rex постоянно занимали верхние строчки в хит-парадах, выгодно отличаясь от претенциозных метала и прогрессива. T.Rex оказали влияние на последующее развитие панк-рока и брит-попа, а финал эпохи глэм-рока многие связывают именно с гибелью Марка Болана в 1977 году. Дэвид Боуи также является представителем интеллектуального глэма. Это направление больше других тяготело к эксперименту. На его эстетику оказало сильное влияние искусство «поп-арт» (Энди Уорхол).

Однако самым знаменитым представителем данного направления стала группа Queen. Это был уже другой, тяжелый (металлический) глэм. По своей музыкальной структуре он был ближе к рок-н-ролльному, однако заимствовал куда больше элементов раннего хэви-метала. Первые два альбома группы Queen соединяли в себе пафос (что подчеркивалось вычурным внешним видом), богатого звучания гитары и мощного вокала Фредди Меркьюри. Другими яркими представителями тяжелого глэма были Элис Купер, Slade и Sweet. Среди представителей глэма выделялись и тяжёлая, с сильным влиянием ритм-энд-блюза группа New York Dolls, чей трансвеститский имидж не помешал им стать одними из ключевых фигур прото-панка первой половины 1970-х. Среди последней волны хард-глэма выделяется группа Kiss со своим знаменитым, доведенным почти до абсурда гримом.

Четко прослеживалась и другая тенденция — новые стили отличались большей по сравнению с музыкой 1960-х патетичностью, масштабностью. Сами идеи «космического рока», использования симфонической музыки, монументальность метала, вычурность тяжёлого глэма предполагали монументальность и в выступлениях. Соединение «космического» рока и симфонической музыки способствовали появлению рок-оперы. Идеи рок-оперы были заложены The Who и The Pretty. В 1970м году записана знаменитая рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда», впоследствии экранизированная.

Появление панка и пост-панка, а встед за ними – альтернативного рока еще четче провело границу между рок и поп-музыкой. Родственным этому направлению можно считать поп-рок 1970-х — он значительно отличался от поп-рока 1960-х, это была мягкая, спокойная, умиротворённая рок-музыка, получившая также название «adult-oriented-rock» (AOR, «рок для взрослых»). Представители этого направления — Элтон Джон, Род Стюарт, Билли Джоэл. Высококачественные работы в области поп-рока создали бывшие участники The Beatles Пол Маккартни, Джон Леннон, Джордж Харрисон и Ринго Старр. Иногда это направление называют также «мелодик-рок».

Следует также отметить, что в первой половине 70-х гг. стала активно развиваться популярная музыка — появились блистательные работы в жанре ритм-энд-блюза, начало развиваться диско, развивались регги и даб. Не являясь по сути роком, все эти направления так или иначе повлияли на рок-музыку в дальнейшем.

В 1980е произошло «возрождение» прогрессивного рока. Используя наработки классиков жанра предыдущих поколений, новые группы, такие как IQ, Marillion и др., пытались открыть в жанре новые грани.

Первые ростки стиля, названного «новая волна» (нью-вейв), начали появляться в конце 1974-начале 1975 годов. Этот жанр формировался в тесном соприкосновении с панк-роком, хотя несколько отличался от него по выразительным средствам: если даже для прото-панков было характерно жёсткое, бескомпромиссное звучание, агрессивное и примитивное, то первые музыканты «новой волны» были больше ориентированы на поп-музыку, при этом сохраняя самобытность и склонность к экспериментам. История ранней альтернативной музыки связана с легендарным нью-йоркским клубом CBGB, в котором начинала одна из ключевых групп ранней новой волны, Television, более приближенная к ритм-энд-блюзу. Но ярчайший представитель данного стиля – группа Ramones. Она стала первой настоящей панк-рок группой и одной из самых влиятельных групп вообще. Их агрессивная музыка, нарочито бессмысленные тексты и неряшливый внешний вид откровенно противоречил принятым на то время представлениям о внешности рок-звезды. Основой панк-рока стала нигилистическая, иногда антиобщественная идеология, выраженная в быстрой, агрессивной, невиртуозной манере игры. Группа Sex Pistols показывает антисоциальную сущность панк-рока. Самой влиятельной группой пост-панка стала Joy Division и их солист Йен Кертис со своим трагическим вокалом и своеобразной пластикой.

В конце 70-х панк активно развивался как в Америке (как культурный феномен), так и в Англии (фактически как общественное явление). Произошёл главный культурный перелом — панк-рок превратил рок из музыки, которую могли играть лишь избранные, в музыку, которую могли играть все. Естественно, большинство появлявшихся панк-рок-групп не представляли ни малейшего интереса, однако среди множества пластинок было и немало крупных удач, своеобразных и качественных работ (Buzzcocks, The Clash, Damned и др.).

Происходило зарождение агрессивного направления Oi! — скоростного, бескомпромиссного панк-рока на основе «кричалок» футбольных болельщиков. Уже в 1977—1979 году ранний Oi! играли Sham 69 и Skrewdriver.

Параллельно с британским развивался и американский панк-рок. The Dead Boys первыми использовали в своей музыке агрессию и нигилизм первых британских панков. Видной американской группой стали Misfits. Самой знаменитой «чернокожей» панк-группой стали Bad Brains, на музыку которых оказали влияние регги и ска. Панк-рок находил себе сторонников и в других странах мира, например, австралийскую группу The Saints.

После спада в начале 80х метал-музыки, связанной с развитием панк-рока, в Британии началась знаменитая «New Wave Of British Heavy Metal», представители которой искали новые звучания в развитии метал-музыки (спид-метал – Accept, глэм-метал – Оззи Осборн, поп-метал — Europe). Группа Metallika стала представителем трэш-метала и одной из самых знаковых метал-групп вообще.

Одной из наиболее влиятельных групп NWOBHM стали Iron Maiden, которые доработали стиль, агрессивную гитарную атаку, принципы хэви-металлического соло до идеала. Музыка Iron Maiden была быстрой, громкой, что сочеталось с сильным и мелодичным вокалом. Патетичные мистические и оккультистские тексты Iron Maiden испробовали лишь на одном альбоме; тем не менее для многих групп NWOBHM подобная лирика стала преобладающей. Быстрые, с необычайной энергетикой Motorhead, которые «присоединились» к NWOBHM, стали основателями ускоренного поджанра спид-метал.

Вычурный имидж таких тяжёлых глэм-артистов 70-х, как Элис Купер, Aerosmith, Sweet, Kiss, послужил основой для формирования в начале 80-х поджанра, называемого глэм-метал. Активно участвовал в развитии жанра начавший сольную карьеру Оззи Осборн. Новую жизнь в жанр вдохнули Guns N’ Roses, в 1987 году начавшие играть глэм-метал с сильным влиянием пост-панка и даже ритм-энд-блюза.

То, что глэм-метал был в значительной степени основан на имидже, повлекло за собой превращение соединение глэм- и поп-метала в предельно мейнстримовом жанре «хэир-метал» особенностью которого были патетичные стадионные шоу и вычурный, претенциозный имидж. Популярности в поп-метале добились Bon Jovi, Europe, Cinderella, Poison.

Нередко хэви-метал группы в поисках своего саунда экспериментировали с элементами панк-рока. Так появился трэш-метал — ускоренная, утяжелённая версия хэви-метала с басовыми тремоло, скоростными виртуозными гитарными соло и значительно более серьёзными текстами. Основатели и самые знаменитые представители стиля — Metallica Их классические альбомы 1980-х гг. заложили основы стиля трэш-метал, развитые другими ключевыми группами жанра — Slayer, Megadeth и Anthrax. Крупнейшей, помимо американской, сценой трэш-метала стала немецкая, представители которого (Kreator, Sodom, Destruction) ещё больше ужесточили, брутализировали звук Metallica и Slayer.

В 1981 г группа Venom записала первый альбом в стиле блэк-метал — где брутальный, скоростной саунд был доведён до предела, а мистический имидж в духе Black Sabbath был преобразован в практически сатанистский. Ещё большей брутальности добились основатели жанра дэт-метал — вокал, напоминающий звериный рык (гроулинг), бешеные, искажённо звучащие гитары и барабаны, неровный темп, тексты о смерти. Среди основателей — Hellhammer (позже Celtic Frost), Posessed и Death.

Однако самым брутальным жанром в рок-музыке стал развившийся на основе брутального панк-рока и хардкора под действием трэш-метала — грайндкор. Скорость была доведена до возможного максимума (вплоть до 600 ударов бас-бочки в минуту), вокал — любой, кроме традиционного пения, максимально тяжёлое звучание гитар, злобные или попросту отвратительные тексты. Помимо самой известной группы жанра Napalm Death.

К 1980 г уже отошли от панк-рока либо отодвинулись на задний план многие британские группы, активные в 1977—1979 годах. Новая волна британского панк-рока (UK’82)опиралась на наиболее радикальный панк 70-х (Crass и ранний Oi!). Самой известной группой, игравшей злой и агрессивный панк с металлизированными гитарами и антисоциальными текстами, стали The Exploited. Среди других ведущих английских панк-групп начала десятилетия — Anti-Nowhere League и G.B.H., ещё более ориентированные на металлический саунд. Однако больше всего повлияла на становление трэш-метала и даже грайндкора группа Discharge, отличавшаяся предельно быстрыми и тяжёлыми песнями из 3-4 строк и агрессивным вокалом.

В Америке развитие традиционного панк-рока практически остановилось, поскольку панк-сцену полностью заняло начавшее развиваться ещё в самом конце 1970-х экстремальное направление хардкор. Хардкор — это скоростные, агрессивные, нарочито примитивные песни; часто длительность хардкор-песни составляет менее одной минуты. Все эти принципы были заложены уже на первом демо, записанном основателями хардкора и одной из важнейших панк-групп 80-х — Black Flag.

В Британии развивалось, хотя и не столь активно, другое экстремальное направление панк-рока — oi!. Хотя oi! уже в конце 70-х играли Sham 69 и Skrewdriver, термин был предложен в 1981 году Гэри Бушелом для обозначения музыки третьей ключевой группы жанра — Cockney Rejects, игравших более спокойный и сложный панк-рок. К середине-концу 80-х музыка oi! стала тесно связана с агрессивной субкультурой скинхедов.

Оттеснив панк-рок в андерграунд, в начале 1980-х на рок-сцене почти полностью доминировал пост-панк. В конечном итоге этот жанр стал основой для развития крупнейшего направления альтернативного рока, повлиял на развитие электронной музыки и индастриала. С другой стороны, новая волна 80-х стала больше тяготеть к мейнстриму.

К началу 1980-х музыка новой волны подвергалась всё более сильному влиянию развивавшейся электронной музыки (Kraftwerk) и породила направления синти-поп и электропоп (Depeche Mode, Duran Duran, Eurythmics, The Buggles, A-Ha), в строгом смысле уже не относящиеся к року.

В Англии к началу 1980-х пост-панк стал абсолютно преобладающим направлением рок-музыки и начинал постепенно становиться международным феноменом. Этому способствовали, во-первых, новые альбомы пост-панк-групп «первой волны», во-вторых, более коммерчески ориентированные новые исполнители жанра (Билли Айдол, Element Of Crime).

Появившийся в начале 80-х поджанр пост-панка готик-рок, по большому счёту, музыкально не предлагал ничего принципиально нового. Однако на основе этого поджанра сформировалась особая сцена и одна из наиболее популярных на данный момент субкультур — готы. По сути это был мрачный и атмосферный пост-панк, на становление которого оказали влияние Joy Division и Virgin Prunes. Одной из влиятельнейших групп пост-панка вообще стали The Cure. Экзистенциальная музыка и тягучие гармонии сочетались со своеобразным «готическим» имиджем. У истоков жанра стояла и группа Siouxsie And The Banshees. Певица и лидер группы Сьюзи Сью в области имиджа и идеологии значительно повлияла на готику. Важнейшая роль в формировании готик-саунда принадлежала Bauhaus. Тексты Bauhaus впервые в жанре стали посвящены мрачным, загробным, вампирским темам, а эпатажная, идущая от глэма манера сценического перформанса повлияла на многие готик-группы (Specimen, Alien Sex Fiend).

В начале 1980-х в качестве противоположной мейнстриму рок-сцены возродилось направление, основу для которого в конце 60-х создали Velvet Underground. Альтернативный рок 80-х — крайне разнообразная музыка, однако объединяла её противопоставленность популярной культуре и, соответственно, редкие появления на радиостанциях. Альтернативные группы, как правило, издавались на некрупных «независимых» лейблах. Совпадают с понятием «альтернативный рок» наименования колледж-рок и инди-рок; первое происходит от популярности альт-рок групп в 80-е годы на небольших радиостанциях при колледжах, второе подчёркивает привязанность к независимым лейблам.

Другим источником развития альтернативной сцены стал хардкор. Эксперименты по усложнению хардкорового звучания, ритмов, мелодики проводили The Replacements, No Means No. Однако подлинный прорыв в пост-хардкоре совершили Hüsker Dü, считающиеся одной из наиболее влиятельных групп 80-х. К середине 80-х эта группа эволюционировала от хаотичного хардкора к песням, в которых грязное, тяжёлое гитарное звучание сплеталось с красивыми мелодиями (Гранта Харта и Боба Моулда называют одними из сильнейших композиторов в роке) и нетипичными для панка темами. Ещё одна знаковая группа пост-хардкоровой волны — Meat Puppets, которые, сохранив панк-энергетику, использовали элементы фолк-рока, кантри и психоделии, повлияв на становление гранжа.

В конце 80-х в Америке бурно развивалась альтернативная сцена, которая, однако, полностью игнорировалась мейнстримовыми радиостанциями и лейблами. Иногда американские группы становились более популярны за рубежом, чем у себя на родине. Редким исключением стала перешедшая в конце 80-х от пост-панка к патетичному поп-ориентированному альтернативному року группа родом из Ирландии U2.

Однако крупнейшим явлением на альтернативной сцене Британии второй половины 1980-х стала группа The Smiths, популярность которых считается окончанием эры новой волны в Англии. Основой музыки The Smiths было сочетание необычной манеры пения лидера группа Моррисси, его странных и язвительных текстов и богатого, почти симфонического гитарного сопровождения. Влияние The Smiths заметно не только у множества групп-последователей в 80-х (The Housemartins, The Wedding Present), но и в брит-попе 1990-х.

Авангардная музыка в 80-е годы развивалась обособленно как от мейнстрима, так и от альтернативного рока — она опиралась в основном на достижения авангарда 60-70-х гг.

Появившись в 70-е годы, в 80-х вступила в новую фазу — экспериментов как в музыке, так и в области «живых» выступлений — экспериментальная, с влиянием прог-рока группа The Residents, реальные участники которой до сих пор сохраняют инкогнито.

1.3 Рок-музыка в СССР

В Советский Союз рок-н-ролл пришел после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года. В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, оставаясь преимуществом музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать пластинки американского ритм-энд-блюза и британского «биг-бита» — главным образом The Beatles и The Rolling Stones. В середине 1960-х годов появились первые в СССР бит-группы, т.е. по существу первые рок-ансамбли: Славяне, Странники, Мифы, Скоморохи в Москве, Авангард, Лесные братья в Ленинграде. Чтобы обеспечить легитимность своего статуса и доступ к многотысячной аудитории первые рок-группы были вынуждены маскироваться под исполнителей «советской эстрады» — так возникали десятки вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) (Веселые ребята, Поющие гитары. В то же время рок-музыка проникала в СССР по каналам культурного обмена из «братских стран» социализма (например, большой популярностью пользовались польские Скальды).

В конце 1960-х годов увлечение советской молодежи англо-американской рок-музыкой приобрело повальный характер. В школах и вузах крупных городов (прежде всего, в Москве и Ленинграде) создаются десятки самодеятельных ансамблей — не ВИА, а самых настоящих рок-групп (по преимуществу квартетов: три гитары и ударные), исполнявших песни из репертуара «битлов», «роллингов» и других групп (например, суперпопулярный хит Venus в исполнении бельгийской рок-группы Shocking Blue). В 1971 году в Горьком прошел первый в истории СССР рок-фестиваль, на котором особый успех выпал на долю московских Скоморохов во главе с Александром Градским и челябинского Ариэля. В это время на официальной советской эстраде рок-н-ролл был представлен облегченной коммерциализованной разновидностью — твистом (советские эстрадные хиты середины 1960-х годов «Черный кот», «Королева красоты» и более поздний «Где-то на белом свете»).

На протяжении всех 1970-х годов рок продолжал оставаться маргинальным явлением советской музыкальной культуры, наряду с творчеством т.н. бардов (Булат Окуджава, Александр Галич, Юлий Ким, Владимир Высоцкий) занимая нишу полузапретного феномена. Публичные выступления рок-групп 1970 — начала 1980-х годов проводились чуть ли не подпольно: дома («квартирные концерты», или «квартирники») или в актовых залах столичных вузов. Благодаря неофициальным концертам в институтских дворцах культуры быстро приобретали известность новые команды: Рубиновая атака, Цветы, Удачное приобретение, Аракс, Високосное лето и др., которые в основном исполняли на английском языке «кавер-версии» международных хитов и, редко, песни собственного сочинения.

В 1970-е годы расцвело такое специфическое явление для русской рок-культуры, как «магнитиздат», представлявший собой сеть изготовления и распространения записанных в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей. «Магнитоальбомы» распространялись среди сотен фанатов. «Магнитиздат» стал важным фактором развития русского рока, в частности, обусловив равнодушие русских рокеров к сложным акустическим экспериментам. Рок-музыканты, долгое время лишенные возможности пользоваться высококачественными инструментами и новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования, выработали у себя и у слушателей привычку к своеобразному музыкальному минимализму. Гитара и незатейливый «бит» ударных — к этому сводилась вся акустическая палитра русского рока, изначально больше внимания уделявшего словесному ряду. Поэтому песни ведущих рок-исполнителей, от Макаревича, Гребенщикова и Цоя до Бутусова-Кормильцева и Шевчука, — это прежде всего стихи напряженного социально-критического и эмоциально-моралистического содержания. Акустические опыты, например, Аквариума (введение струнных и духовых инструментов, не характерных для рока) казались неслыханно дерзкими экспериментами.

Со второй половины 1970-х годов западная популярная музыка (в том числе и рок-н-ролл) проникает в СССР уже вполне официально. Единственная в стране студия звукозаписи «Мелодия» начинает выпускать альбомы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», в которых наряду со шлягерами из «стран социализма» попадались и хиты западных поп- и рок-звезд от Элвиса Пресли до Тома Джонса. В конце 1970-х годов в Советский Союз на гастроли приезжают Клифф Ричард, Элтон Джон и лидер европейской музыки «диско» Boney M. Одновременно по телевидению регулярно начинают транслироваться фестивали поп-музыки из польского Сопота и с болгарского Солнечного Берега. В республиках Прибалтики в это время проводятся рок-фестивали, замаскированные под праздники молодежной народной песни (Литуаника в Вильнюсе, фестивали в Таллине, Тарту и др.). Весной 1980 состоялся «советский Вудсток» — фестиваль Весенние ритмы-80 в Тбилиси, на котором выступали ведущие рок-группы из Москвы и Ленинграда.

С известной долей уверенности можно сказать, что последующее развитие ленинградского рока заключалось в освоении традиций Аквариума, Зоопарка и Странных игр либо же в отталкивании от этих традиций. «Тяжелые» формы рока, тем более его «металлические» формы, отступали под натиском, с одной стороны, нововолновой эстетики, с другой – все более возрастающей роли слова в песнях.(100)

Олимпийские игры 1980 в Москве, как когда-то московский Фестиваль молодежи и студентов, стали мощным катализатором легитимации рок-музыки. В 1982 в Ленинграде было образовано первое в СССР любительское объединение музыкантов — рок-клуб, в который вошли Аквариум, Автоматические удовлетворители, Зоопарк, Тамбурин, Мифы, Санкт-Петербург и др. Чуть позже в Москве была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова («Горбушка»). В это время сложились основные направления советской рок-музыки: классический рок-н-ролл (Зоопарк, позднее Браво), лирический фолк-рок (Машина времени, Чайф), «тяжелый металл» (Август, Ария, Черный кофе, Черный обелиск, Коррозия металла и др.); панк-рок (Автоматические удовлетворители), жесткая «новая волна» (Телевизор), джаз-рок (Арсенал). Возникли группы, использовавшие элементы постмодернистского стеба (Крематорий, Звуки Му) и соц-арта (АВИА, Бригада С, Аукцыон). Помимо московской и ленинградской, оформились другие региональные «школы»: уральский рок, представленный прежде всего свердловскими командами Урфин Джюс, Наутилус Помпилиус, Чайф, Настя и близким к ним уфимским ДДТ, сибирский рок (Калинов мост), владивостокский рок (Мумий Тролль). Тогда же появились лучшие альбомы ведущих рок-групп: Кино (Последний герой, Группа крови), Алиса (JAZZ, Энергия, Шестой лесничий), Звуки Му (Простые вещи, Zvuki mu), Телевизор (Шествие рыб), ДДТ (Я получил эту роль), Гражданская оборона (Сто лет одиночества, Инструкция по выживанию), Агата Кристи (Второй фронт, Коварство и любовь), Наутилус Помпилиус (Разлука, Князь тишины) и др.

Выпущенный в 1986 году в США двойной альбом Red Wave с записями четырех ленинградских групп (Аквариум, Странные игры, Алиса и Кино) сыграл немалую роль в легализации русского рока и в его выходе на мировую арену. После альбома Red Wave советские рок-музыканты получили возможность гастролировать за рубежом. Так, Кино совершили в 1988-1989 годах турне по Франции и Японии. В 1988 году Звуки Му выпустили в Великобритании альбом Zvuki mu, а затем совершили гастрольные поездки по Англии и США. Наконец, в 1988 году лидер Аквариума Борис Гребенщиков записал в США англоязычный альбом Radio Silence, не имевший, правда, особого успеха. Выйдя из подполья, рок-музыканты быстро становятся культовыми фигурами: за исполнение главной роли в фильме Игла (1988) лидер Кино Виктор Цой был признан лучшим советским киноактером года. А советский фильм «Такси-блюз» (1989) с солистом Звуков Му Петром Мамоновым в главной роли завоевал Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля.

В отличие от рок-музыки других европейских стран, оставшейся по преимуществу англоязычной (Голландия или Скандинавия), русский рок отчетливо самоопределяется именно как русский музыкальный феномен. Рано погибший рок-поэт и исполнитель Александр Башлачев сыграл важную роль в обращении русскоязычного рока к корням русского музыкального фольклора. Правда, наряду с интересом к русской фольклорной традиции (в частности, в творчестве таких групп, как Чайф или Калинов мост) русский рок увлекается явным китчем «а-ля рюс» (шапки-ушанки, балалайки, гармошки, кирзовые сапоги, косоворотки Бригады С). Одновременно на пике популярности находились такие ретро-группы, как бит-квартет Секрет, рокабилли-группа Мистер-Твистер и особенно Браво, которое во многом обязано своей популярностью харизматической солистке Жанне Агузаровой, а затем новому солисту Валерию Сюткину. В среде городских подростков большим успехом пользовались тяжелометаллические группы: Черный кофе, Ария, Черный обелиск, Железный марш и особенно яркая Коррозия металла, чьи выступления превращались в шумные хэппенинги с элементами стриптиз-шоу.

В конце 1980-х годов, на гребне горбачевской «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску «легальных» альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия». Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки (Машина времени, Зоопарк, Аквариум, Кино, Алиса).

К осени 1985 года стали ощущаться первые, еще робкие перемены в духовной жизни общества. Страна начинала приучаться к словам «гласность» и «демократия».

1986 год — начало грандиозного наступления ленинградского рока на СМИ. Если раньше любое открытое упоминание, благожелательный отклик или просто объективная информация об Аквариуме, Зоопарке, Кино воспринимались как чудо, то в 86 году поток материалов хлынул на страницы газет и журналов, на радио и телевидение, так что корабль официальной прессы стал крениться в другую сторону. Вскоре портреты рокеров, статьи о них стали настолько модны, что помещать их считали необходимым все издания — от «Мурзилки» до «Политического образования».

1990-е годы — период окончательного формирования российской поп-музыкальной индустрии. Некогда проникнутая мощным пафосом нонконформизма и социального или морального протеста против «системы», русская рок-музыка превратилась в конгломерат более или менее коммерчески успешных предприятий. С коммерциализацией русского рока связано и неизбежное его растворение в широком потоке поп-музыки (от Филиппа Киркорова и шоу-группы На-На до сладкоголосых вокальных ансамблей вроде трио Лицей).

Говорят в шутку, что познание какого-то нового явления проходит три стадии, которые характеризуются следующим к нему отношением:

Это полная ерунда.

2. В этом что-то есть.

Это просто великолепно.

Похоже, что рок-культура, зародившись в 1950е года прошла все эти стадии. Если в начале своего «пути» рок вызывал преимущественно неприязнь и отторжение, то со временем, к нему прислушивались все больше, он стремительно набирал популярность и пополнял ряды своих поклонников. И на данный момент, рок-культура является одним из популярнейших и важнейших жанров современной эстрады.Время шло своей дорогой, не обращая ни на кого внимания и рок-музыке уже далеко за шестьдесят.

В итоге мы видим, что зародившаяся в середине века рок-культура до сих пор существует. В его основе лежит раннее духовное созревание молодежи как самостоятельного общественного слоя, испытывающего потребность самоутверждения – политического, нравственного, эстетического. Поскольку же естественной особенностью молодежи является обостренная эмоциональность и стремление отличаться и выражать себя, но которой традиционное общество не давало свободного выхода, ограничивая табуированными формами поведения, музыка оказалась именно той сферой культуры, которая смогла наиболее полно выразить ее настроения. Кроме того рок обозначил выделение нескольких наиболее крупных и существующих до наших дней субкультур, такие из них как моды, хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.

Музыка насквозь пронизывает человека конца XX века, однако век XXI лишает музыку ее прежнего значения. С развитием техники, музыка все чаще становится фоном, к которому привыкают до такой степени, что перестают слышать – под музыку сейчас едят в ресторане, читают, разговаривают… Музыка окружает человека везде и рок-музыка, является одним из наиболее популярных ее жанров, собирающей все больше поклонников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Алексеев А. С., Бурлака А.П. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки/А.С. Алексеев., А.П. Бурлака. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001. — 432 с.,илл.

Ален Дистер. Эпоха рока. – М.: АСТ, Астрель, 2005. — 176 с.

Ахундова М.В. История Фредди Меркьюри. / М.В. Ахундова – Спб.: Изографъ, 2005. – 316 с.

Беспамятнов А.Ю. Led Zeppelin./ А.Ю. Беспамятнов. – М.: Нота-Р, 2007. – 280 с.

Васильев А.А. Этюды о моде и стиле./ А.А. Васильев – М.: Альпина нон-Филин; Глагол, 2008. – 560 с.

Джоэл Макайвер. Black Sabbath История Группы. – Спб.: Амфора, 2009. – 592 с.

Добрюха Н.А. Рок из первых рук/Н.А. Добрюха. — М.: Мол. гвардия, 1992. — 297 с., ил.

Дудникова Г.Б. История костюма/(серия «Учебник XXI века»)./ Г.Б. Дудникова – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 416 с.

Дэвид Макнил. Рок-н-ролл. – М.: Эксмо, 2008. – 50 с.

Ермилова Д.Ю. История домов моды./Д.Ю. Ермилова – М.: Академия, 2004. 288 с.

Ершова. Т.А. История зарубежной музыки. XX век. / Т.А. Ершова – М: Музыка, 2005. – 372 с.

Житинский А. М. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман/ А.М. Житинский. — Л.: Лениздат, 199. — 415 с., ил.

История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления / авт.-сост. А. Минакова, С. Минаков. – М: Эксмо, 2010. – 544 с.

История моды с XVIII по XX столетие. Коллекция Института костюма Киото. – Арт-Родник изд. на русском языке, 2003. – 336 с.

Каган М. В. Музыка в мире искусств. / М.В. Каган – Спб.: Ut, 1996. – 232 с.

Кастальский С.Е. Рок энциклопедия./С.Е. Кастальский – М.: Общественное мнение, 1995. — 884 с.

Косарева Е.А. Мода ХХ век. Развитие модных форм костюма./ Е.А. Косарева – СПб.: Петербургский институт печати, 2006. – 468 с.

Майри Маккензи. Мода. Путеводитель по стилям. – М: Кладезь-Букс, 2010. — 159 с.

Федоров О. В. От «Оттенков пурпура» до осколков «Метеора»./О.В. Федоров. — СПб.:»Петроарт», 1993.-192с., илл.

Романовская М.Б. История костюма и гендерные сюжеты моды./ М.Б. Романовская – Спб.: Алетейя, 2010. – 442 с.

Соловьев-Спасский В. Всадники без головы или рок-н-рольный бэнд/ В. Соловьев-Спасский. — СПб: Издательство «Скифия», 2003 г. С. — 456

Сороко-Цюпа О.С. Мир в XX веке./ О.С. Сороко-Цюпа – М: Просвещение, 1992. — 96 с.

Шарлотта Зелинг. Мода. Век модельеров. 1900-1999. — М: KONEMANN, 2000. – 457 с.

Эндрю Такер, Тэмсин Кингсвелл. Fashion. A Crush Course. – М.: АСТ, Астрель, 2003. — 144 с.




map