Отчёт творческой группы по теме Работа над реализацией ФГОС в первых классах



Отчёт о работе творческой группы по теме:

«Работа над реализацией ФГОС в первых классах»

С 1 сентября 2011 года в МБОУ СОШ №4 г. Асино введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который потребовал серьёзных изменений на начальной ступени образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.

В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация школьного уровня так же подготовлена в полном объёме. Разработан план работы творческой группы по введению и апробации ФГОС, перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей, обсудили проект стандартов, познакомили родителей с образовательной программой школы.

Пройдены курсы повышения квалификации учителей начальных классов по проблемам внедрения ФГОС НОО. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. 1а, в, г классы (кл.рук.Леонова Е.А., Далалаева В.А, Заврина С. С.) обучаются по УМК «Школа России»; 1б класс (кл.рук. Шефер Т. В)– по УМК «Школа XXI век», утвержденным МО РФ.

Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в кружковой работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

С родителями учащихся заключён договор новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

Внеурочная деятельность у нас организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Во внеурочную деятельность у нас входят: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи, отработка вычислительных навыков и работа по обучению чтению), занятия с психологом и логопедом: индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий, экскурсии, кружки в школе и вне школы, посещение которых мы отслеживаем, занятия в музыкальной школе

Вся работа вне урока относится к внеурочной деятельности.

 Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе нашего общеобразовательного учреждения.

Разработали и утвердили программы и планирование для организации внеурочной деятельности учащихся первых классов. (Октябрь) (Программы у завуча Андреевой Оксаны Леонидовны).

— Это работа в модулях(«Все цвета кроме чёрного» Шефер Т.В., «Занимательная математика» Леонова Е.А., «По тропе здоровья» Далалаева В.А., «Россия – Родина моя» Заврина С.С., ), кружки: тестопластика (Далалаева В.А., Заврина С.С.), творческие мастерские (Ефименко И.В., Горбунова О.Н.), «Спортивная планета» (Леонова Е.А., Шефер Т.В., Далалаева В.А., Заврина С.С.), в школе для первоклассников работает работает ИЗО кружок (Бедарева Т.Б.).

С учениками дополнительно после уроков занимались логопед, психолог. Они помогли учителям при работе с учениками, требующими индивидуального подхода, с низкой школьной подготовкой и нарушениями речи.

Одним из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования является материально-техническое обеспечение как общепредметное, так и оснащение внеучебной деятельности – это, в первую очередь, библиотечный фонд, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, наглядные средства – приоритеты отдаются средствам и объектам обучения нового поколения, учитывающим современные тенденции в технике и технологиях, ориентированным на применение и реализацию компетентностного подхода.

Информационно-методические ресурсы занимают свое место в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), дифференцированно составляются планы по предметам, обобщаются опыты работы учителей. Для успешной учебной деятельности учащихся школа частично оснащена печатными и электронными носителями учебной (образовательной) информации, цифровыми образовательными ресурсами. Имеет доступ в Интернет.

Школой были направлены финансовые средства на создание современных условий необходимых для реализации ФГОС, для формирования современной образовательной среды, для достижения нового результата образования.

Для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательных программ начального общего образования, школа должна решить следующие проблемы:

обеспечение современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением содержательной части новых стандартов;

— обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения.

— продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями   ФГОС.

С первых дней педагогами школы ведется образовательный мониторинг.

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать учащихся по успешности обучения.

В начале сентября в классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через:

— анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;

— восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);

— восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

Проведена входная диагностика.

Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.

Результаты комплексной работы, проведенной в 1-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему заданий УУД позволило:

— Поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

— Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

— Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.

Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио — портфеле достижений». Учителями 1-х классов заведены «Портфолио» на каждого ученика.

К концу года был собран соответствующий накопительный материал.

Таким образом, подходы стандарта предопределяют аналогичный тип отношений между учителем и учащимся – на основе принятия взаимных обязательств (договоренностей) в отношении изучаемого содержания образования и уровня его освоения, составляющих основной предмет их взаимодействия. Тем самым закладываются основы для реализации педагогики сотрудничества. Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.

Первый год показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:

1. Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.

2. Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.

3. Финансовое обеспечение реализации ФГОС.

Для успешной реализации ФГОС второго поколения    необходимо:

1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями   ФГОС.

2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.

3. Разработать критерии системы оценивания учащихся во второй половине дня.

 4. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня.

5. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования;

6. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов.

ПРОВЕДЕНА РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ФГОС НОО

1.Работа с родителями будущих первоклассников:

— Мы провели общешкольное родительское собрание в августе, а так же общешкольное родительское собрание в сентябре по теме «Нововведения в учебную и внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОС НОО» начального общего образования

— Подписали договора с родителями о предоставлении общего образования

МОУ СОШ №4.

2.Диагностические работы совместно с психологом по темам:

— «Готовность ребёнка к школе» (Сентябрь), «Адаптация к школьному обучению» (Ноябрь). Ольга Ивановна провела диагностику и представила отчёт о результатах на родительских собраниях в классах. (Результаты диагностики находятся у кл. рук.)

3.Разработали и утвердили календарно-тематическое планирования программ учебных предметов, которые находятся в метод. кабинете. (Сентябрь)

4.Разработали и утвердили программы и планирование для организации внеурочной деятельности учащихся первых классов. (Октябрь) (Программы у завуча Андреевой Оксаны Леонидовны).

5.Изучение системы оценки планируемых результатов обучающихся.

— Разработаны карты индивидуального развития и листы индивидуальных достижений, а так же система оценки этих достижений. (Октябрь). Карты и критерии оценки имеются у классных руководителей.

6. Практическая работа по обмену опытом

«Организация и проведение опытно-поисковой, исследовательской деятельности учащихся в первых классах».

7. Работа по организации системы внутренней накопительной оценки достижений обучающихся, т.е. портфолио.

8. Проведены комплексные контрольные работы в первых классах

Выводы:

1.Проделана большая работа в ходе реализации ФГОС НОО;

2. Большая часть педагогов школы знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии

3.Анализ инновационной деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития ОУ. Что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность, органично интегрирующие школу в социальную инфраструктуру района.






map