Открытое учебное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству З класс



Открытое учебное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству. З класс.

Тема: «Изображение зимнего пейзажа по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».

Цели:

— учить рисовать зимний пейзаж, используя линейную и воздушную перспективу;

— учить сопоставлять словесные, музыкальные и живописные образы через работу над

репродукциями картин художников, музыкальные произведения, поэзию.

— формировать умение использовать эмоциональное содержание цвета для передачи

цветового решения рисунка;

— формировать умение вести учебный диалог, развивать мотивационно- эмоциональную

сферу учащихся;

Задачи:

— формировать у детей представление о ярких, контрастных, мягких цветовых решениях

рисунка;

— расширить знания об эмоциональном содержании цвета;

-развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений

живописи;

— развивать способность чувствовать настроение произведения, передавать его в своих

работах;

-учить использовать нужную цветовую гамму, оттенки для передачи эмоционального

содержания работы;

— воспитывать эстетический вкус, эмоциональность, аккуратность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

Для учителя:

Произведения для анализа:

Литературные: А.С.Пушкин «Зимнее утро».

Изобразительного искусства: И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», Б.М. Кустодиев «Масленица».

Музыкальные: Г.Свиридов « Метель», П.Чайковский «Времена года. Январь»

Наглядные пособия: слова-таблички «Элементы пейзажа», методическая таблица «Этапы изображения пейзажа», пособие для рефлексии.

Для учащихся: снежинка, «Словарь настроений», стих-ние А.С.Пушкина «Зимнее утро», палитра, баночка с водой, акварельные краски, кисти.

Литература

А.С. Пушкин Сборник стихотворений.

Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя.

И.Б. Шешко Построение и перспектива рисунка.

План урока

Организационный момент:

-проверка готовности класса к уроку.

2. Объяснение нового учебного материала:

-работа с живыми образами;

-вступительная беседа;

-анализ репродукций;

-анализ цветовой гаммы;

-анализ музыкального произведения;

-постановка задач урока;

-постановка проблемы;

-выведение темы по литературному произведению;

-анализ цветовой гаммы;

-выбор сюжета;

-определение последовательности выполнения.

3. Физкультминутка.

4. Самостоятельная работа учащихся:

-задачи работы;

-иструктаж по технике безопасности на рабочем месте;

-творческая деятельность.

5. Подведение итогов урока:

-закрепление нового материала;

-анализ творческих работ учащихся;

-оценивание;

-выставка работ.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент:

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы? (Да!)

Будем думать, рассуждать

И красиво рисовать!

2. Объяснение нового учебного материала:

— Посмотрите какой чудесный сегодня денёк. Ясное голубое небо, земля покрыта пушистым снегом. Зима вступила в свои права.

Именно о зиме сегодня будем говорить на уроке изобразительного искусства.

-Этим временем года восхищались многие писатели и поэты, композиторы и художники и каждый по своему показал зиму в своих произведениях.

-Посмотрите на репродукции картин русских художников И.Э.Грабаря и Б.М. Кустодиева.

Зимняя природа очень часто встречается в работах великих художников.

-А как называется изображение уголка природы? (Пейзаж.)

А вы можете предположить тему нашего урока? Чем мы будем сегодня заниматься? (рисовать зимний пейзаж )

Открываю на доске Изображение зимнего пейзажа

-Давайте снова обратимся к картинам.

-У художников зима изображена одинаково или по разному?

-Давайте сравним.

-Какое небо на картине И.Грабаря? (синее, имеет фиолетовые оттеки)

-Картина называется «Февральская лазурь». Лазурь- это светло-синий цвет или синева.

-Можем сказать, что небо лазурное? А на второй картине небо тоже лазурное? (нет)

-Какое? Какие имеет оттенки? (разовые, желтые)

-Зима у нас это, прежде всего снег. Какой цвет имеет снег? (белый)

-А на картинах он изображен чисто белым? (нет), Он имеет оттенки.

-Какие оттенки имеет снег на первой картине?

-А на второй?

-Небо как бы отражается на снегу. Снег буквально засыпал всю картину. Это придает ей торжественность праздничность. И свою картину художник назвал «Масленица», народ празднует этот весёлый светлый праздник.

-А какое настроение создают вам данные картины?

-У вас на столах лежит «Словарь настроений» (Приложение 1). Пользуясь им, выразите своё настроение.

-Художники рисуют….красками. А композиторы могут изобразить зиму? Как? (звуками)

Послушайте мелодию русского композитора Г.Свиридова.

-Попробуйте представить какой зимний пейзаж композитор рисует звуками? Какие движения вам захотелось сделать?

-Эта мелодия называется «Метель».

-А какое настроение у вас вызвала у вас эта композиция? Подсмотрите в «Словарь настроений».

-Композиторы пишут… звуками. А писатели и поэты могут изобразить зиму? Как?

-Глядя на картины, слушая мелодию мне вспомнились такие строки:

«…Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит…»

-Знакомые строки? Откуда они? (А.С.Пушкин «Зимнее утро».)

-Давайте вспомним это стихотворение. Послушайте и попробуйте через слово «увидеть зиму глазами поэта» (чтение стихотворения)

-Какую представили картину?

— Каким настроением окрашено всё стихотворение? Загляните в «Словарь…»

-А вам не предалось это настроение?

-Хочу вернуться к теме урока. Как мы её сформулировали?

-Что нам поможет нарисовать зимний пейзаж? (музыка, картины, стихотворение)

Мы будем учиться с вами сегодня рисовать зимний пейзаж по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Наша задача научиться рисовать зимний пейзаж. А поможет нам в этом стих. поэта.

-А чтобы точнее нарисовать зимнюю природу надо выбрать из стихотворения элементы этого пейзажа.

-Я вам открою секрет. В этом стих. два пейзажа.

Работа в парах.

Предлагаю вам поработать в парах.

Ваша задача: перечитать ещё раз стихотворение и найти, какие два пейзажа рисует поэт.

(утренний-радостный и вечерний- грустный)

Выбор сюжета.

Вы можете изобразить сегодня на уроке любой из этих пейзажей.

-Назовите элементы радостного пейзажа. Процитируйте как автор говорит о них. Какие цвета будем использовать?

Мы с вами составим сейчас палитру цветовых оттенков этого пейзажа. Возьмите в руки кисть, попробуем смешивать цвета на палитре.

-Какие элементы нашли?

Солнце. Какое? Розовое, бледно-желтое. Как получить розовый цвет? (смешать красный и белый) . А бледно- желтый? (в жёлтый добавить воды, ведь мы работаем акварельными красками, а «аква»-это вода.)

Голубые небеса- синий + белый

Снег- имеет оттенки неба

Лес чернеет – коричневые и черные деревья.

Ель зеленеет- тёмно-зелёный цвет.

Речка- как снег,чуть светлее.

Поля пустые асыпаны снегом

Это радостный утренний пейзаж.

Давайте найдём элементы вечернего грустного пейзажа. (2 строфа)

Вьюга Как нарисуем вьюгу? Деревья гнутся от ветра.

Небо мутное— темно- синее

Луна- бледно-желтая

Тучи мрачные- темно- синий+ серый

Такой получился у нас вечерний пейзаж.

Ваша задача Выбрать любой из этих пейзажей и нарисовать его, используя данные элементы, и цветовые оттенки, которые мы с вами подобрали.

3.Физминутка

Раз подняться, потянуться,

Два нагнуться, разогнуться,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре руки шире,

Пять руками помахать,

Шесть за парту тихо сесть.

Будем учится рисовать пейзаж.

Работать будем сразу в цвете.

Кистью намечаем линию горизонта.

Линия горизонта- это линия, где небо как бы сливается с землёй

Намечаем речку. Она может течь в любом направлении. Но чтобы правильно нарисовать её надо знать правила линейной перспективы.

Линейная перспектива- это чем предмет дальше, тем он меньше или уже и его детали мы не можем рассмотреть. ( показать рисунок)

Начинаем рисовать в цвете с заднего плана.

Рисуем небо и солнце. Здесь надо знать правила воздушной перспективы.

Воздушная перспектива- Чем предмет дальше ,тем цвета прозрачней и бледнее, контуры более размыты.

Продолжаем и рисуем средний и передний план.

Рисуем снег и тонируем цветом речку.

Как только работа чуть подсохнет, будем рисовать детали.

Это лес, деревья, отдельно стоящие, ель.

В последнюю очередь рисуем снег на деревьях.

Давайте повторим с чего начнем работу. (работа по динамической таблице)

Я так вижу пейзаж А.С. Пушкина. Вы эти элементы можете расположить по другому.

Самостоятельная работа учащихся.

— Главная центральная часть зимнего пейзажа – это снег. А снег –это снежинки.

Перед вами лежит снежинка. Нарисуйте зимний пейзаж по стихотворению А.С. на этой снежинке.

-Посмотрите ещё раз на элементы пейзажа, вспомните цветовую гамму, настроение поэта, сюжет и давайте творить, как настоящие художники.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Обратить внимание на посадку учащихся, использование палитры.

Подведение итогов урока

-Среди вас оказывается есть настоящие художники. Давайте создадим свою выставку работ. (Ребята помещают свои работы на доску)

-Наши снежинки закружились в веселом хороводе.

-Давайте ещё раз вспомним , что нам помогло нарисовать такие прекрасные работы.

6. Рефлексия.

-Вам понравилось работать на уроке?

-Я бы хотела услышать ваше мнение об уроке.

-А чтобы вам было легче выразить свои мысли начните с этих слов.

Мои достижения на уроке…

Мне показалось важно…

Урок привлёк меня тем, что…

Урок взволновал, заставил задуматься…

Молодцы! Вы мне очень понравились. С вами интересно было работать.

Домашнее задание.

Попробуйте дома нарисовать зимний пейзаж своего родного села.

Приложение 1

Словарь настроений.

Радость

Чувства: восторг, восхищение, ликование, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность.

Настроение и состояние: хорошее ,весёлое ,праздничное ,приподнятое ,бодрое, игривое ,задорное, приятное ,лёгкое ,лучезарное ,лучистое ,озарённое, шутливое, насмешливое ,ироническое ,лукавое ,забавное ,шаловливое ,ликующее ,восторженное, счастливое ,жизнеутверждающее, оптимистическое, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживленное.

Таинственность

Чувства: загадочность, завороженность, отстраненность, призрачность, затаённость, скрытость, иллюзорность, фантастичность.

Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое.

Спокойствие

Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринуждённость, доброжелательность, безыскусность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощенность.

Настроение и состояние: спокойное, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, завороженное, беззаботное, просветлённое.

Грусть

Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.

Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, кроткое, элегичное, меланхоличное , пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушенное, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое.

Страх

Чувства: испуг, боязнь, ужас, тревога, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность.

Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map