Открытое занятие по адаптации первоклассников Я и мои друзья Дружба Педагог – психол



Открытое занятие по адаптации первоклассников

« Я и мои друзья. Дружба ».

Педагог – психолог Ларина О.Н.

Цель: повысить уровень адаптации детей к обучению в школе.

Задачи:

Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе.

Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.

Повысить самооценку детей.

Создать условия для развития творческих способностей.

Оборудование: свеча, мягкая игрушка, почтовый ящик, листочки с фамилией и именем каждого ученика, аудиозапись, видеозапись мультфильма, цветные карандаши или фломастеры.

Группа учащихся: 8-10 учащихся 1 класса.

Ход занятия

Приветствие.

Цель: создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.

Ведущий: « Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит, возьмите немного тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите «Имя, здравствуй, мне приятно тебя видеть» Молодцы! А теперь тихонько сядьте за парты».

Постановка цели.

Ведущий: «Первого сентября вы пришли в школу. Здесь вы познакомились с новыми детьми, а кто-то уже нашел себе друга или несколько друзей. На нашем сегодняшнем занятии я бы хотела поговорить о дружбе. У вас, наверное, у всех есть друзья. А кто такой друг? Чем друзья отличаются от знакомых? А что такое дружба? Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Для того чтобы разобраться, кто же такой «настоящий друг», я предлагаю посмотреть мультфильм».

Просмотр мультфильма «Тимка и Димка».

Вопросы для обсуждения:

Вам понравился мультфильм?

Назовите главных героев мультфильма.

Что случилось с Тимкой?

А кто ему помог?

А можно ли Димку назвать настоящим другом? Почему?

Кто же такой настоящий друг? Вспомните слова из песни.

Что помогает дружбе? (доброта, взаимопонимание, вежливость, чувство юмора)

А что мешает дружбе? (грубость, драки, обиды, упрямство, обзывания)

Молодцы!

Элементы тренинга.

Ведущий: « Ребята, а сейчас поставьте стульчики в круг так, чтобы не помешать друг другу. Как это можно сделать?» (Под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг).

1 упражнение. Игра «Волшебный мяч».

Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, рассказывает о том, что он больше всего любит, и бросает мяч другому игроку, при этом произносит слова: «Что ты любишь, расскажи» и т.д.

2 упражнение. Рассказ о своем друге.

Ведущий: «Ребята, у кого из вас есть друг? Каждый человек в течение жизни приобретает и теряет друзей. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как мы растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания.

По кругу, передавая мягкую игрушку, назовите своего друга и расскажите, почему вы его считаете другом».

3 упражнение. Пожелание по кругу.

Ведущий: « Ребята, сейчас вам нужно будет продолжить предложение, обращаясь к соседу: «Мой друг, я желаю тебе…». Молодцы!

Упражнение 4. Рукопожатие.

Ведущий: «С древних времен принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало: «В руках у меня нет оружия, я пришел к тебе с миром». Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку. По правилам этикета старшие первыми протягивают руку младшим, а дамы первыми подают руку кавалерам».

Упражнение 5. Открытка-письмо другу.

Ведущий: «Ребята, а сейчас каждый из вас нарисует открытку-письмо другу-однокласснику» (Каждый ребенок вытягивает листок с написанной фамилией и именем учащегося класса)

Звучит музыка. Дети рисуют открытки. Затем каждый опускает открытку в почтовый ящик.

Ведущий: «Ребята, как называется профессия человека, который разносит письма, газеты, журналы? ( Один из детей разносит открытки). Что вы чувствовали, когда получили открытку? ( В дружбе важно внимание, забота друг о друге). А зачем нужен друг?»

Ведущий: «Какое надежное и емкое слово – дружба! Друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Давайте посмотрим презентацию о дружбе животных»

Просмотр слайдов.

Рефлексия.

Ведущий: «О чем мы сегодня говорили на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось, удивило, обрадовало? В завершении нашей встречи прошу вас продолжить предложение: «Сегодня на занятии я понял (поняла)…»

Ритуал окончания занятия.

Дети становятся в круг, берут друг друга за руки и благодарят за хорошую совместную работу.

Самоанализ занятия «Я и мои друзья. Дружба».

Характеристика класса.

В классе учится 16 человек: 9 мальчиков и 7 девочек. Все дети , кроме Егоровой Яны, посещали дошкольное учреждение. Макаров Максим и Федоров Игорь из опекаемых семей. В учебе дети показывают неплохие результаты, а вот поведение оставляет желать лучшего. Дружеские отношения между детьми находятся на низком уровне, поэтому тема занятия актуальна.

Данное занятие проводилось в рамках программы по адаптации первоклассников к обучению в школе «Мы – первоклассники».

До занятия было проведено изучение социально-психологической адаптации детей к школе. Имеются следующие результаты: полная адаптация – 81% учащихся, неполная адаптация – 19% учащихся.

Тема занятия: «Я и мои друзья. Дружба»

Цель: повысить уровень адаптации детей к школе.

Задачи: способствовать формированию навыков взаимодействия в группе, помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе, повысить самооценку детей, создать условия для развития творческих способностей.

Форма занятия с элементами тренинга была выбрана не случайно. Она позволяет осуществить деятельностный подход, организовать диалоговое пространство.

При проведении занятия были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Содержание занятия проходило несколько этапов, а именно: приветствие, постановка цели, просмотр мультфильма и его обсуждение, элементы тренинга, просмотр презентации, рефлексия и ритуал окончания занятия.

Было предусмотрено сочетание различных форм работы (индивидуальная, групповая).

Чередовались виды деятельности: анализ мультфильма, упражнения, игра, творческая работа.

Очевидна смотивированность и активность детей проблематикой и содержанием предложенной деятельности. Дети приняли цель, поставленную мной в начале встречи, проявляли активность во время тренинга, увлеченно рисовали открытку для друга.

Рефлексивный момент носил двусторонний характер: не только дети, но и ведущий проанализировали эффективность совместной работы.

Общая оценка результатом и эффективностью встречи – «удовлетворительная». Считаю, что поставленные задачи выполнены.




map