Открытое занятие по народной культуре Славянская нежить



Открытое занятие в театральной студии.

Педагог дополнительного образования: Шугова В.С.

Категория участников: младший школьный возраст

Год обучения: 1-й год

Тема: «Нечистая сила в древнерусской мифологии»

Цель: формирование интереса к истории своего народа через знакомство с традициями и обрядами предков.

Задачи:

1. Получить основное представления о представителях нечистой силы в древней Руси.

2. Развивать интерес воспитанников к обрядам и обычаям своего народа.

3. Воспитывать внимательность, творческую активность, умение работать в коллективе.

Тип учебного занятия: комбинированный

Форма проведения занятия: путешествие

Методы обучения: объяснительно — иллюстративный, эвристический,

демонстрационный, практический, метод мотивации и стимулирования.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, здоровьессберегающая

Методическое обеспечение занятия:

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр

Подготовительная работа:

1. Работа с литературой.

2. Работа с Интернет сайтами.

3. Подбор иллюстраций.

4. Оформление слайдовой презентации.

5. Написание конспекта.

Ход учебного занятия

I. Организационный момент занятия

Педагог: (Приветствие,) звучит славянская музыка

Стих

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада всех вас видеть сегодня на занятии в нашем клубе. Сегодня мы продолжаем наше знакомство с миром славянской мифологией и я вас сегодня приглашаю немного попутешествовать. А без чего не возможно любое путешествие?

Воспитанники: без карты, маршрута

Педагог: Конечно же…и у меня есть такая карта!!! (открывает ее на стенде)

Наш дорога очень долгая и интересная, мы с вами много где побываем и много с кем познакомимся..но всё в свое время…

А что еще необходимо, что бы путешествие было приятным?

Воспитанники: хорошее настроение.

Педагог: Правильно!!! Давайте же каждый пожелает, что -то хорошее друг другу перед началом нашего пути.

Воспитанники желают друг другу хорошего настроения, ничего не бояться, узнать много нового, познакомится с чем- то новым и тд.

Педагог: Спасибо всем. А куда же мы с вами сегодня направимся? Наша дорожка поведёт нас в загадочный мир славян. Мы познакомимся с традициями и обычаями славян и с нечистой силой! А кто такие были эти славяне?

Воспитанники: (отвечают) наши предки, со своими обрядами и традициями, некоторые из которых дошли и до наших времен.

Педагог: Именно так.

Звучит музыка.

Педагог: Я рада всех вас встретить на славянской земле! А я Богиня Берегиня или просто Лада, буду вас охранять и оберегать во время путешествия!!! Всем добро пожаловать!

II. Основная часть занятия

1. Сообщение темы, цели, задач занятия.

Педагог: И так карта наша открыта, и мы с вами находимся вот в этом месте, где изба, или дом. А не кажется ли вам странным, мы с вами собрались знакомиться с нечестью, или нежитью а путь начинаем с дома…может уже тут кто то из нежити водиться?

Воспитанники: отвечают на вопрос. Да, домовой

Педагог (рассказ с презентацией)

И так, давайте знакомиться — это Домовой!!!

Домовой. В каждом доме, по поверьям славян, живет невидимый дух — домовой. Он покровительствует хозяйству, защищает дом и, как правило, не делает зла хозяевам. Зимой он живет в доме близ печки, а летом, если в хозяйстве есть лошади, помещается на конюшне. Домовой «скотину водит», он любит лошадей, холит их и кормит, заплетает им хвост и гриву в косички. Но если домовой невзлюбит скотину, то может ее замучить. Хозяева стремились держать лошадей той масти, которая «ко двору», то есть любима домовым.

Если домовой рассердится на хозяев, то он может ночью ущипнуть человека до синяков, может и напроказить — напугать, спрятать что-нибудь в доме.

При переезде в другой дом в последнюю ночь в старом доме перед печкой стелили шубу и приглашали: «Дедушка-хозяин, милости просим к нам на новое жилье». Потом шубу заворачивали и переносили в новый дом, как верили, вместе с домовым.

У славян к домовому было двойственное отношение. Его считали «своим», уважали и ублажали, но в то же время и побаивались. Дело в том, что этот мифологический персонаж был связан с культом предков. Изначально домовыми считались души умерших предков, основателей рода.

Педагог: А вам, ребята, откуда знаком домовенок?

Воспитанники: отвечают, из сказок и мультфильмов.

Педагог: А этот домовой вам знаком? (демонстрация отрывка из муль/ма «Приключения Домовенка Кузи»)

Педагог: Но в доме, по мнению наших предков, славян, жил не только домовой, но и Кикимора.

КИКИМОРА — в славянской мифологии род Домового женского рода, один из видов Нежити, дух сна и ночных привидений, которая по ночам прядет. Днем она сидит за печкой, а проказничает по ночам с веретеном, прялкой и вьюшкой. По поверьям, от сообщения Домового с Кикиморой, они имеют потомство и т.о. продолжают свой род. Кикимора враждебно настроена к мужчинам. Может вредить домашним животным, в частности — курам.

Педагог: Вот такой нам представляется Кикимора в мультфильмах. (демонстрация отрывка из муль/ма «Бабка-Ежка и др.»)

Педагог: Что -то мы засиделись дома, пойдем- ка по тропинке до леса. Кто нам может встретиться здесь?

Воспитанники: отвечают, Леший.

Леший. Хозяином леса славяне считали лешего. Они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок. Правда, он, как правило, не губил людей, а наказывал их за нарушение обычаев и неправильное поведение в лесу. Леший представлялся в виде косматого старика, иногда даже обросшего корой. У него могут быть рога и козлиные ноги. Он меняет рост в зависимости от окружения: идет по лесу — вровень с деревьями, идет по лугу — вровень с травой. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. Леший часто появляется в сопровождении волков, перегоняет с места на место лесное зверье и птиц, стережет лес от охотников.

Если лешему удается заманить в чащобу человека, завести его в бездорожье, то он радуется — хохочет и хлопает в ладоши. Но если его задобрить и попросить хорошенько, он может вывести из чащи, помочь найти в лесу грибы и ягоды, отыскать пропавших домашних животных. Охотникам и пастухам полагалось заключать с лешим договор и никогда не нарушать его условий.

На Русском Севере еще в недавние времена говорили так: «Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет такой старичок старенький, выйдет из-под корня, с земли, окрикнет мальчишек: «Зачем так делаете неладно!», — если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес».

Человек, заблудившийся в лесу, знал, как выбраться из-под власти лешего: надо было его обмануть, выйти из колдовского мира. Для этого полагалось снять с себя всю одежду, вывернуть ее наизнанку и снова одеть. В перевернутом мире человек оказывался неподвластен злому духу.

Педагог: А вам, ребята, откуда знаком Леший?

Воспитанники: отвечают, что из мультфильмов.

Педагог: Конечно, смотрите сколько их,(демонстрация слайдов)

Воспитанники: «Домовенок Кузя», «Уважаемый леший», «Дядюшка Ау», «Новые приключения Бабки — Ежки», «Новогодняя сказка», «Глаша и Кикимора», «Конец черной топи»,

Водяной. Царь земных вод и рек водяной обитает, по поверьям славян, в «черной воде», в речных омутах. Водяной обликом похож на лешего: лохматый, покрытый тиной старик с большим брюхом, длинной бородой и зелеными волосами, весь покрытый грязью и тиной. Вера в водяного была порождена языческими представлениями об утопленниках, которые продолжают доживать свой век в воде.

Водяной почти всегда враждебен людям. Это злой дух, который позже представлялся в виде черта. Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. Считалось, что водяной расположен к тому, кто уважает его и приносит в жертву животных и плоды. В договор с водяным должны были вступать рыбаки, а также мельники. Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу, бросали в воду лапоть со словами «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!» Разгневанный водяной мог поднять бурю на воде, утащить человека в свое водяное царство, распугать рыбу.

Еще больше злых духов, считали славяне, водится в болоте. «Было бы болото, а черти найдутся», — говорили в народе. Грозящим опасностями болотам язычники также приносили жертвы.

Русалки. Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. (Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами.) В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Встреча с русалками опасна: они могут защекотать встречного до смерти или утащить его в воду.

Педагог:

Воспитанники: отвечают на вопрос.

Педагог:

Воспитанники: отвечают

Педагог:

Она может выражать

Педагог:

Воспитанники:

Педагог:

Воспитанники:

Педагог:

Воспитанники:

Педагог:

Воспитанники:

Педагог:

Педагог: Искусство перевоплощения вот ещё чем должны владеть актеры. Что же это значит.

Воспитанники: отвечают на вопрос.

Педагог: Правильно, Перевоплощение в театре, способность актёра действовать на сцене в образе другого человека; творческая основа, отличительная особенность актёрского искусства. Голос, дикция, пластика, темперамент актёра, его грим, костюм являются средствами, с помощью которых достигается Перевоплощение.

Сейчас и я вам предлагаю попытаться перевоплотиться в образы. Я снова достаю свой волшебный мешочек, и в нём каждому достанется роль. И мы с вами попытаемся сыграть мини-спектакль.

Воспитанники: тянут листочки с ролями.

Педагог: Молодцы!!! Вы все отлично справились с заданием!!! Я уверена ,вы станете настоящими жителями страны «Театралии», настоящими актерами. Что ж а нам пора возвращаться в нашу аудиторию, и по взмаху волшебной палочки мы снова окажемся на нашем занятии. Раз, два, три!

Педагог: Ну что ребята наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам занятие? Что нового узнали?

Воспитанники: отвечают на вопросы

5. Рефлексия

Педагог: А сейчас я предлагаю вам оценить себя самостоятельно. Перед вами лежат карточки, вы должны из них выбрать того смайлика, который выражает эмоцию, что осталась у вас после нашего занятия.

Дети выходят по одному , показывают смайлик и говорят о своих впечатлениях.

Педагог: Отлично, пусть же эти смайлики останутся вам на память о нашем сегодняшнем путешествии. На следующем занятии мы продолжим знакомиться с волшебным миром театра и его жителями.

Наше занятие закончено. Спасибо. Мы с вами сегодня хорошо поработали. До свидания!

Анализ учебного занятия в творческом объединении «Лицедеи»

I.Общие сведения

1. Педагог: Шугова Валентина Сергеевна– педагог дополнительного образования, 13 разряда

2. Творческое объединение: клуб патриотического воспитания «Дубравушка»

3. Характеристика на воспитанников:

Занятие проводилось с группой воспитанников первого года обучения. Во время занятия воспитанники показали себя с хорошей стороны. При изучении нового материала наблюдалась заинтересованность детей, воспитанники опирались на знания прошлых занятий, сочетая теоретические знания с практической деятельностью. Во время занятия воспитанники выполняли творческие задания, активность детей проявлялась на протяжении всего занятия.

II. Характеристика учебного занятия.

В разделе программы «Дубравушка» данное занятие начинает тему «Языческие Боги и нежить славян». И поэтому целью занятия стояло формирование интереса к истории своего народа через знакомство с традициями и обрядами славян.

На занятии решались следующие задачи:

1. Получить первоначальные представления о возникновении актерского искусства и профессии актера.

2.Развивать творческое воображение, внимание, художественный вкус.

3. Научить детей уверенно пользоваться пластикой тела, мимикой и жестами при выполнении творческого занятия.

5. Воспитывать внимание, воображение.

Содержание учебного занятия состояло из следующих частей

I. Организационный момент:

1.Приветствие.

2. Проверка готовности обучающихся к занятию.

3. Настрой обучающихся на занятие.

4. Наличие методического обеспечения к занятию.

II. Основная часть занятия

1. Мотивация на учебную деятельность обучающихся.

2. Сообщение темы, цели, задач занятия.

3. Сообщение нового материала проходило форме эвристической беседы.

3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей в объектах изучения.

4. Обобщение и систематизация знаний. Теоретические знания были закреплены практическим выполнением упражнений, и выполнением творческих заданий «угадай эмоцию», «пантомима», «театр-экспромт». После этого были подведены итоги занятия с помощью наводящих вопросов.

6. Рефлексия. Ребятам было предложено выбрать смайлики -эмоции, соответствующие эмоциям которые у них остались после занятия.

Тип учебного занятия комбинированный. Индивидуально-дифференцированная и фронтальная работа помогает учитывать особенности каждого ребёнка.

На занятии применялись следующие методы: объяснительно — иллюстративный, эвристический,

демонстрационный, практический, наглядный, продуктивный, метод мотивации и стимулирования.

Использовались следующие педагогические технологии:

1. Здоровье сберегающая ( чередовались различные виды деятельности, старалась обеспечить комфортные условия для творческого развития)

2. Педагогика сотрудничества (стимулирование и мотивация, даются права воспитанникам на свободный выбор, на собственную точку зрения).

На протяжении всего занятия соблюдались следующие принципы: воспитание и развитие; доступность, систематичность и последовательность; связь между теорией и практикой; принцип обратной связи, наглядность (обеспечена наглядными пособиями и блок- схемами), и самый важный – принцип опоры на интерес.

Спасибо за внимание.




map