Открытое занятие по светской этике Человек рожден для добра



Открытое занятие по светской этике

Тема: «Человек рождён для добра»

Учитель начальных классов

МОУ Лицей г.Истра

Коломейцева И.В.

Открытое занятие по светской этике.

Тема: Человек рождён для добра.

Цели: дать понятие о «добре и зле»,

активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности»

Ход занятия

1.Вступление.

У.- Как вы думаете, что значит для людей человеческая жизнь?

(Это благо, священность)

У.- Что она даёт человеку?

(Радоваться природе, миру, дружить, заниматься любимым делом..)

У. – А человек что может дать жизни?

(Труд, талант, способности, мысли, изобретения, семью, разнообразия чувств, своих потомков…)

У.- Эти дары направлены на благо жизни или во вред?

(Во благо.Человек стремится к развитию)

2. Просмотр фрагмента из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена»

(про строительство детской площадки)

У.- Почему милиционер не наказал Крокодила.Гену и Чебурашку?

(помогли детям, построили для детей площадку бескорыстно)

У.- Для чего рождён человек?

(Человек рожден для добра)

Слайд № 2

У.- Именно это ждут от человека люди. Об этом звучат песни, повествует народное творчество, слагаются сказки. Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе сама жизнь окажется под угрозой своего существования. Чему учит нас сказка?

(Доброте, добре)

Слайд № 3

У.- Назовите добрых героев (положительных)

В чём заключается их доброта? А какие добрые дела, добрые поступки они делали?

+ хлопаем в ладоши

— топаем ногами.

3. Работа в парах.

У.- Перед вами листочки. Напишите черты характера добрых сказочных героев.

(бескорыстие, доброта, преданность, человечны, щедрость, трудолюбие, аккуратность, справедливость, смелость, самостоятельность, ответственность)

— На примере сказки мы увидели, какие качества присущи человеку.

Слайд № 4

.- А душа человека стремится к добру, истине и красоте?

Слайд № 5

— По какому же правилу действовали положительные герои сказок?

— А человек по какому?

( основному правилу нравственности –«Золотое правило»)

4. Работа по сказке.

Слайд № 6 (дети читают)

Л.Н.Толстой «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

-Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

— Что такое добро?

У.- Добро-все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться процветать.

— Что такое зло?

— Зло- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать.

— Так какие поступки надо совершать?

(добрые, человек рожден для добра, а зло надо стараться избегать, искоренять)

— Как?

(надо делать больше добрых дел)

— Каких?

5. Слайд № 7,8

Распределите слова на две группы, в первую положите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую- к понятию «зло»

(- — добро, = — зло)

Обман , насилие, взаимовыручка честность, помощь, хвастовство, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, скромность, милосердие, совестливость, хитрость, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм.

— Кто готов?

— Посмотрите не доску. Вот, что у меня получилось. Вы согласны?

6. Работа по сказке.

Слайд № 9

Сказка: Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».

— В чем, по-вашему, смысл этой сказки?

(зло совершило злое действие, а добро ответило добром)

У.- А если бы добро поступило так же, как зло, зло бы уменьшилось?

Конечно, нет. Поэтому важно следовать известной мудрости:

Слайд № 10 Отойди от зла и сотвори благо, добро.

7. Чтение народных пословиц.

У.- На столе у вас разные мудрые изречения, прочитайте вслух.

Желающий добра подобен делающему добро. Арабская поговорка

Злоба лишает человека силы. Русская поговорка

Настоящий воин тот, у кого есть милосердие. Японская пословица

Против милосердия и меч бессилен. Японская пословица

Сердцу злого человека и во время отдыха нет покоя. Хаусская пословица

Что людям радеешь, то и сам добудешь. Русская пословица

Сделав добро, худа не ждут. Русская пословица

За недобрым пойдешь – на беду набредешь. Русская пословица

Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Русская пословица

Гони от себя злобу- вот лучший способ держаться подальше от беды. Хун Цзычен

Зло исцеляют противоположным. Вольтер

Путем зла не доходят до добра. Уильям Шекспир

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Толстой

Корень злых дел в дурных мыслях. Лев Толстой

— Кто поделится своими мыслями?

8. Что совершать легче добро или зло? Почему?

(зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется).

Почему же люди, зная, что добро лучше, все же совершают злые поступки?

-Легко ли быть добрым человеком? Почему?

(необходимо преодолеть себя)

9. Книга-памятка.

У.- Запишите на отдельных листочках, что надо в себе преодолеть, чтобы быть добрым, не отвечать на зло злом.

10. Итог

У.- Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие стихотворные строки:

Не обижай людей,

Придет расплата.

Нам счастья не сулит

Обида чья-то.






map