Открытые уроки по предметам



Тема: Сложение вида ….+8, …..+9.

Цели:

Образовательные: решать и запомнить примеры вида …+8, ….+9; формировать вычислительный навык, решать задачи, записывая решение выражением.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, устную речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам, воспитывать интерес к математике.

Оборудование: для учителя: рисунки Ивана-царевича, лягушки и царевны, мел, указка…

для учащихся: линейка, ручка, карандаш.

Ход урока

Оргмомент.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Таблицу продолжим мы составлять

Твердо заучим и будем знать,

Чтоб все примеры решать на «пять».

А еще задачи будем решать,

Но за них возьмемся мы смело,

А чтобы ошибок не допускать

Будем думать, смекать, вычислять.

Садитесь ребята!

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, отгадайте, из какой сказки следующий отрывок:

У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына стрела упала на широкий купеческий дом, подняла её купеческая дочь. А у младшего сына, Ивана, стрела улетела, сам не знает куда. Шёл, шёл Иван, дошёл до болота, видит – сидит лягушка, подхватила его стрелу.

Учитель: Ребята, догадались, о какой сказке идёт речь?

Дети: Да.

Учитель: Ребята, поможем Ивану-царевичу превратить лягушку в царевну? Для этого вам предстоит выполнить много заданий. Посмотрите все на доску (на доске Иван-царевич, кочки и царевна-лягушка). Каждая кочка – это задание.

— Какую цель поставим на уроке?

Дети: помочь добраться Ивану-царевичу к лягушке, выполнив все порученные задания.

Минута чистописания.

Учитель: Итак, перед вами 1 задание.

Сядьте все правильно. Кто сидит прямо, тот пишет красиво. Запишите сегодняшнее число, классную работу.

— Какие числа написаны в тетради? (8, 9).

— Дайте характеристику числу 8, числу 9.

— Запишите эти числа в тетрадь по образцу. Итак, Иван-царевич запрыгнул на 1-ую кочку.

Устный счет

Повторение состава чисел 8 и 9 «Математические домики»

8

8

8

1

5

8

2

6

9

4

7

3

9

9

9

1

5

9

2

6

4

7

3

Каждое из чисел дополнить до 10.

1, 2, 3, 4, 5.

Устно вспомните состав числа 7.

На доске фигуры (кружки и треугольники) разные по форме, по цвету, по размеру.

Учитель: Разбей фигуры на 2 группы разными способами.

Учитель: Все вы справились с заданиями и помогли Ивану-царевичу передвинуться на шаг вперед.

Работа над темой.

На доске примеры:

5 + 6, 5 + 7, 8 + 8, 9 + 9.

-Учитель: Ребята, объясните устно решение примеров. В каком примере вы затруднились? Кто догадался, как решить данные примеры?

— Определите тему нашего урока.

— Какую цель поставим на уроке?

Дети: научиться прибавлять числа 8 и 9 с переходом через десяток.

Учитель: Кто может объяснить, каким же образом можно прибавить число 8. (Ответы учащихся).

Учитель: (Если учащиеся затрудняются).

Сначала дополним 8 до 10, значит, прибавлю 2;

Вспоминаю, что 8 – это 2 да 6;

Прибавлю 6.

Учитель: Кто объяснит следующий пример? (9 + 9)

Вывод: Чтобы прибавить к числу 8 и 9, сначала получим круглое число, затем вспоминаем состав данного числа и складываем оставшуюся часть.

Учитель: Молодцы, вы помогли Ивану-царевичу приблизиться к лягушке еще на одну кочку.

Физминутка. А теперь мы дружно встанем

Топаем ногами:

Топ, топ, топ!

Хлопаем руками:

Хлоп, хлоп, хлоп!

Качаем головой.

Руки поднимаем,

Руки опускаем,

Руки разведем

И побежим кругом.

Закрепление материала.

Запишите примеры и объясните решение.

9 + 4 =8 + 6 =

8 + 7 =7 + 5 =

Работа с учебником.

а) Решение примеров в учебнике.

б) Решение задачи в учебнике.

Учитель: Прочитайте задачу. Как вы думаете, простая эта задача или составная?

Учащиеся: Составная.

Учитель: О чем говорится в задаче? (О бензине)

Что известно в задаче? Еще что нам известно? (В баке было 9 л бензина, а в кастрюле – 10 л бензина. Израсходовано – 10 л бензина)

Прочитайте вопрос задачи. (Сколько литров бензина осталось?)

Сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет. Сначала, найдем, сколько было и в баке и в кастрюле вместе).

Решите задачу.

9 + 10 = 19 (л) – всего бензина

19 – 10 = 9 (л) – осталось

— Кто напишет решить не в 2 действия, а выражением?

(9 + 10) – 10 = 9 (л)

Учитель: Чтобы правильно написать ответ, нужно еще раз прочитать вопрос задачи.

Ответ: осталось 9 л. бензина.

Учитель: Ребята, вы помогли нашему Ивану-царевичу добраться до лягушки.

Рефлексия

— Расскажите, как правильно прибавлять числа 8 и 9 с переходом через десяток?

— Оцените свою работу на уроке.

— Кто легко справился со всеми заданиями?

— Кому было трудно?

Подведение итогов урока.

— Чему новому научились сегодня на уроке? (прибавлять числа 8 и 9 с переходом через десяток и решать задачи выражением)

— Помогли ли вы Ивану-царевичу добраться до лягушки? (Да).

— Молодцы! А теперь смотрите, что дальше было. Иван-царевич поцеловал лягушку, и она превратилась в прекрасную царевну.

Домашнее задание.

Придумать коней сказки, используя новый прием сложения




map