Открытые уроки по предметам_64268



МОУ «Каменская основная общеобразовательная школа»

2 КЛАСС

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТАМ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», «РУССКИЙ ЯЗЫК»

«ЗИМУШКА – ЗИМА»

Учитель:

Кирьянова Н.С.

ЦЕЛИ: обобщить знания учащихся о зимних явлениях природы; повторить написание парных согласных на конце слова, безударных гласных в корне слова, однокоренные слова; эстетическое воспитание учащихся средствами произведений изобразительного искусства, музыки.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники для 2 класса А.А.Плешакова «Окружающий мир», Л.М.Зеленина и др. «Русский язык», слова повторить, вспомнить, слушать, изморозь, позёмка, снегопад, мороз, вьюга, метель, холод (напечатаны на карточках синим цветом); запись «Вальса снежинок» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; репродукция картины К.Ф.Юона «Волшебная зима»; карточки с заданиями для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Послушайте несколько стихотворных строк:

Придёт неслышными шагами,

Незримой стужею дохнёт.

И всё вокруг покрыв снегами,

Всем нам уши надерёт:

Зачем, мол, вы в такой мороз

Из дома высунули нос?

— О каком времени года говорится в тексте? Правильно, о зиме.

2. Основная часть.

— Тема нашего урока – «Зимушка-зима».

Задачи урока: вспомнить изменения в неживой природе, зимние явления и повторить изученные орфограммы. А какие, вы определите сами.

На уроке будем слушать друг друга и учителя, слушать стихи о зиме и музыку.

Работа по теме.

— Назовите основные приметы зимы. (Снегопад, холод, мороз.)

— Определите на слух орфограмму в этих словах. (Глухой согласный в конце слова.)

— Вспомните правило. Подберите проверочное слово.

— Запишите слово снег.

-Отгадайте загадку:

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке.

(Снежинки.)

— Определите орфограмму в этом слове.

(Учащиеся вспоминают правило проверки безударной гласной в корне, подбирают проверочное слово, говорят правило написания сочетания жи.)

— Запишите это слово.

— Кто из вас наблюдал, как идёт снег?

Снег идёт по-разному. Если нет ветра, снег медленно падает на землю.

(Звучит «Вальс снежинок» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».)

— Что вы представили, слушая эту музыку?

— Как называется явление, когда идёт сильный снег, падают хлопья снега? (Снегопад.)

— Какие два слова «спрятались» в этом слове? (Снег, падает.)

— Буква о является соединительной. Назовите орфограммы. Запишите эти слова.

(Учащиеся записывают в тетради: снег, снежинка, снегопад.)

— Выделите корень в этих словах. Как можно назвать записанные слова и почему? (Однокоренные.)

— Обратите внимание на картины на доске. Что изображено на них? (Зимний лес.)

— Как выглядит зимний лес после снегопада? (Тихо, спокойно, загадочно.)

— Многие поэты воспевали зимний лес в стихах.

(Подготовленные учащиеся читают стихи.)

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Ф.Тютчев

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

С.Есенин

Тёмный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

И.Суриков

— Как названа зима в стихах? (Волшебница, красавица, чародейка.)

-Как называется снегопад при сильном ветре? (Метель.)

(Карточка со словом метель вывешивается на доску.)

— Как называется явление, когда снег с сильным ветром несётся по воздуху, по земле и бьёт в лицо? (Вьюга.)

(Карточка со словом вьюга вывешивается на доску.)

— Объясните орфограммы в словах метель, вьюга. Запишите эти слова в тетрадь.

— Кто из вас наблюдал такое явление: ветер подхватывает снег и переносит его с одного места на другое, метёт по земле. Кто знает, как называется это явление? (Это позёмка.)

(Если учащиеся не смогут ответить, учитель сам называет слово позёмка и вывешивает карточку с этим словом на доску.)

(Учащиеся записывают слово в тетрадь. В тетради появляется запись: метель, вьюга, позёмка.)

— Выделите корень в записанных словах. Будут ли эти слова однокоренными? (Нет.)

— В такое время, когда на улице метель и вьюга, лучше находиться дома, читать сказки, играть.

(Учитель читает отрывок из стихотворения И.Сурикова «Детство» со слов «И начну у бабки сказки я просить». Звучит магнитофонная запись ветра.)

— Какие вы знаете сказки о зиме? Какие ещё приметы зимы мы не назвали? (Мороз, холод.)

— Объясните написание этих слов.

(Учащиеся называют орфограммы, вспоминают правило.)

— Запишите эти слова в тетрадь.

— На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи они относятся? Образуйте от существительных холод, мороз слова, которые отвечают на вопрос какой? (Морозный, холодный.)

— Образуйте от существительных холод, мороз слова, которые отвечают на вопрос что сделает? (Заморозит, похолодает.)

— Выделите корень. Есть ли среди этих слов однокоренные слова? (Мороз, морозный, заморозит. Холод, холодный, похолодает.)

— Кто из вас наблюдал красивое зимнее явление изморозь?

(Учащиеся рассматривают иллюстрации в учебнике «Окружающий мир» и на доске, объясняют орфограммы в слове изморозь, записывают в тетрадь. Карточка со словом изморозь вывешивается на доску.)

2). Работа по картине К.Ф.Юона «Волшебница-зима»

Беседа:

— Что изобразил художник К.Ф.Юон на картине «Волшебница-зима»?

-Как выглядят деревья?

-Какое настроение у людей вызывает эта картина? (Картина вызывает чувство восторга от зимней природы, русской зимы.)

3). Самостоятельная работа по карточкам.

— Вставьте пропущенную букву.

Земля покрыта белоснежным к…вром.

-Составьте предложения.

деревьях, на , снежные, лежат, шубы

узоры, зима, по кустам, и веткам, развесила

— Составьте и запишите предложение о занятиях учащихся зимой.

(Учитель обращает внимание учащихся на фотографии в учебнике «Окружающий мир».)

Проверка работ.

(Учащиеся выходят к доске и читают составленные предложения.)

— Вы правильно составили предложения. Что у вас получилось? (Текст о зиме. Его можно назвать «Хорошо зимой!»)

Итог урока.

— Вам нравится зима? Чем?

— Какая она зимушка-зима?

— Какие орфограммы вы вспомнили сегодня на уроке?

— Как слова называются однокоренными?

-Вы молодцы, хорошо работали на уроке. Дома возьмите санки и покатайтесь с горы, пройдитесь на лыжах, и зимушка-зима раскрасит ваши щёки, придаст вам бодрости и силы.

МОУ «Каменская основная общеобразовательная школа»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3 КЛАСС

УРОК – ИГРА ПО ТЕМЕ

«РАСТЕНИЯ»

Учитель:

Кирьянова Н.С.

ЦЕЛИ: обобщить знания учащихся по разделу «Растения»; развивать познавательный интерес, творческую активность, коммуникативные качества; воспитывать бережное отношение к растениям; использовать в работе ранее полученные знания.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-задания, магнитофонные записи ответов, видеосюжет «Опыление цветов насекомыми», демонстрационные картинки «Цветущая липа», «Колибри»; нарисованное дерево с вопросами, записанными на листочках, фишки за правильные ответы.

ХОД УРОКА

Класс делится на три команды следующим образом: три открытки разрезаются на шесть частей, каждый ученик берёт одну часть, затем ученики, сложив открытку, объединяются в группы. Группы сидят за разными столами. Команда выбирает капитана.

Каждая команда получает задание – отгадать загадку:

Дышит, растёт, а ходить не может.

Что называют «зелёной одеждой земли»?

Назови одним словом: деревья, кустарники, травы, цветы.

(Ответ: растения.)

Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о растениях. Наш урок – игра.

1-е задание. Каждый игрок команды должен выбрать вопрос и записать свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вопрос: Как называется весь растительный мир?

Фауна. 2. Биология. 3. Флора. 4. Ботаника.

Проверка выполнения задания учащимися.

Учитель. Давайте послушаем правильный ответ, который даст Всезнайка-невидимка.

Включается аудиозапись.

Всезнайка-невидимка. Древние римляне ежегодно устраивали праздник, посвящённый Флоре – богине цветов, садов, дарующих богатый урожай. Позднее в её честь стали называть флорой весь растительный мир.

(Каждая команда получает определённое количество жетонов.)

2-е задание. Каждая команда получает набор карточек.

Учитель. Оставьте только те карточки, на которых записан правильный ответ.

-Выберите растения, которые относятся к группе цветковых: роза, лиственница, морская капуста, липа, кедр, одуванчик, сосна, репейник.

Проверка. Чтение названий выбранных растений.

Всезнайка-невидимка. Цветковые растения это те, которые цветут хотя бы раз в жизни. Из перечисленных растений это роза, липа, одуванчик, репейник.

(Команды получают жетоны – максимальное количество – 4.)

Физкультминутка.

Встали, потянулись.

Мы с вами деревья.

Выросли высоко-высоко.

Подул ветер, пошёл дождь.

Но вот выглянуло солнышко.

Стряхнуло с листьев капли.

Потянулись веточки к солнышку.

3-е задание. Конкурс капитанов.

Капитаны получают карточки с названиями растений.

Учитель. Покажите карточку, на которой дан правильный ответ.

В Древней Греции существовал обычай украшать венками из ветвей и листьев этого растения головы особо отличившихся граждан: победителей спортивных соревнований, героев войн, знаменитых поэтов. Что это за растение*

Вишня. 2. Одуванчик. 3. Лавр. 4. Роза.

(Капитаны показывают карточку – ответ.)

Всезнайка-невидимка. Правильный ответ – лавр. От названия этого дерева происходит и современное слово лауреат.

(Команды получают жетоны.)

4-е задание.

Учитель. Посмотрите видеосюжет.

(Включается запись про опыление растений насекомыми.)

— В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички. Как они называются?

1. Оляпка. 2. Колибри. 3. Трясогузка. 4. Шмель.

(Представители команд дают ответы.)

Всезнайка-невидимка. Эти птички называются колибри. Самые мелкие из них – величиной с крупного шмеля. Не садясь на растение, птичка на лету высасывает нектар из цветка. Её крылья делают до 50 взмахов в секунду, а сердце бьётся с частотой 1400 ударов в минуту.

(Можно включить видеосюжет или показать демонстрационную картинку.)

Подведение итогов.

5-е задание.

Учитель. Каждая команда должна написать на карточке недостающие слова. За правильно записанное слово команда получает жетон.

— Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? Дополните ответ.

Сахар и крахмал образуются из ……………… и ………………

на ……….. при…………… растений.

Проверка. Команды читают свои ответы.

Всезнайка-невидимка. Сахар и крахмал образуются из углекислого газа и воды на свету при питании растений.

(Вручение жетонов за каждое правильно записанное слово.)

6-е задание.

Учитель. Участники команд подходят к дереву и срывают листочек-задание. Н обсуждение даётся 10 секунд. Команда может ответить раньше. Каждый правильный ответ приносит команде жетон.

Самое высокое дерево. (Эвкалипт.)

Самое маленькое растение. (Ряска.)

Растение, которое за сутки вырастает на 1 метр. (Бамбук.)

Самая большая ягода. (Арбуз.)

Дерево с белым стволом. (Берёза.)

Растение – хищник, питающееся севшими на него насекомыми. (Росянка.)

Самый красивый цветок. (Роза.)

Белокочанная, краснокочанная, цветная, брюссельская – это … (Капуста.)

Что собирают пчёлы на цветках растений? (Нектар и пыльцу.)

От какого дерева летит пух? (От тополя.)

Какое дерево цветёт первым? (Ольха.)

Подведение итогов.




map