Открытый урок математики Складываем и вычитаем большие числа 4 класс УМК Планета знаний



Тема урока: «Складываем и вычитаем большие числа».

Цели: развивать универсальные учебные действия обучающихся.

Познавательные УУД:

— познакомить с алгоритмом письменного сложения и вычитания многозначных чисел; развивать вычислительные навыки при выполнении сложения и вычитания шестизначных чисел в столбик.

Регулятивные УУД:

— учить планировать свои действия при решении текстовых задач, выражений на порядок действий; сравнении многозначных чисел; развивать логическое мышление.

Коммуникативные УУД:

— учить математически точно формулировать свои вопросы и ответы, строить речевые высказывания.

Личностные УУД:

— воспитывать интерес к предмету, познавательную активность.

Оборудование: таблица разрядов и классов; карточки для индивидуальной работы; ИКТ.

Ход урока:

Вступление. Эмоциональный настрой учащихся. Мотивация.

— Какой сегодня день? (29 сентября, в школе проходят Дни памяти К.А. Москаленко, заканчивается 1 половина первого триместра).

— А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и светло, чтобы с удовольствием выполнять на уроке задания? Надо просто улыбнуться.

— Порадуйте своей улыбкой друг друга (в нашем классе сразу стало светлее!) и с хорошим настроением приступим к работе.

2. Устный счёт (на интерактивной доске по вариантам) (Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний. Познавательные УУД: общеучебные.)

— вставь в окошки числа так, чтобы получились верные равенства

I вариант: (на интерактивной доске)

630 511 + ? = 650 511 (20 000)

? = 630 811 (300)

? = 650 811 (20 300)

? = 700 511 (70 000)

? = 730 600 (100 089)

— Дать полный анализ числа — наибольшего слагаемого — по плану:

Назвать классы

Разряды

Назвать предыдущее число, последующее

Заменить суммой разрядных слагаемых.

II вариант:

19 708 501 — ? = 19 708 000 (501)

? = 19 700 000 (8 501)

? = 9 708 501 (10 000 000)

? = 18 608 501 (1 100 000)

? = 10 708 400 (9 000 101)

— Дать полный анализ числа – наименьшего вычитаемого — по плану.

Сообщение темы и целей урока

(Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД: действия по плану. Познавательные УУД: постановка и решение проблемы).

— Ребята, кто из вас сформулирует тему урока? Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? Каких целей постараемся достичь? (предположения обучающихся).

Объяснение нового материала учителем на доске:

( Познавательные, регулятивные УУД)

(главное – правильно записывать числа, чтобы единицы разрядов совпадали, вычислять начинаем с единиц)

+16 765 _ 83 157

3412 62043

———— ———

20 177 21 114

— Далее обучающиеся самостоятельно выполняют сложение и вычитание по вариантам (I вариант – 2, 3 примеры на сложение и вычитание, II вариант – 4, 5 примеры), объясняя свои действия. Работа по учебнику №1 с.36 (по одному ученику с каждого варианта – на доске по одному примеру на сложение и вычитание, остальные проверить с места).

(коммуникативные, регулятивные УУД)

Таблица разрядов и классов на доске (с переходом через разряды).

1 в. 2 в.

+62 370 + 748 640 +649 804 + 804 500

81 630 8 926 506 379 96 725

———— ————- ———— ————

114 000 757 566 1 156 183 901 225

_83 250 _ 16 371 _475 420 _ 731 845

758 15 409 194 396 641 751

———— ———— ———— —————

82 492 962 281 024 90 094

–Молодцы! Вы хорошо справились с этим непростым заданием и вполне заслужили совершить небольшую виртуальную экскурсию в мир прекрасного, прежде чем мы перейдём к разбору и решению задач.

Прочитайте задачу №6 на стр. 36, запомните числа, которые встретятся вам в условии задачи. (Презентация о крупнейших музеях России мирового уровня на интерактивной доске). Краткий рассказ учителя.

(Познавательные, личностные УУД).

— На Дворцовой площади в самом центре Санкт-Петербурга расположен один из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всём мире. Он обладает огромной коллекцией картин и является одним из самых посещаемых музеев мира. А сколько экспонатов насчитывает коллекция музея, мы узнали из текста задачи (около 3 000 000). Если рассматривать каждую картину или экспонат (скульптуру, предметы прикладного искусства и др. произведения искусства) по 1 минуте, то потребуется 8 лет, чтобы осмотреть всю коллекцию! Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 км по залам Дворцов, т.к. музейный комплекс состоит из 5-ти зданий. В единый комплекс входят Малый и Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж и самый известный из них – Зимний Дворец (на рисунке в учебнике и на слайде).

-Далее мы побываем в Русском музее Санкт-Петербурга, который был основан по Указу императора Николая II ( портрет которого вы видите на экране, находится в одном из залов музея) и стал первым в России Государственным музеем русского изобразительного искусства. Музей расположен в Михайловском дворце. Сначала собрание музея насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства. А сколько экспонатов в Русском музее сегодня? (узнали из условия задачи — 396 670 единиц хранения).

— И, наконец, мы побываем в Государственной Третьяковской галерее, настоящей гордости России, расположенной в центре столицы нашей Родины – Москве, в бывшем доме братьев Третьяковых. Сначала это было частное, т.е. личное, собрание картин, а в конце 19 века передано в дар Москве для всеобщего обозрения.

— А в нашем родном городе Липецке можно совершить настоящие (не виртуальные) экскурсии в картинную галерею, выставочный зал и Краеведческий музей, расположенные на улице Ленина и тоже встретиться с прекрасным в ближайшие каникулы.

6.Разбор и решение текстовой задачи из учебника, с. 36 №6 (1 ученик работает у доски, запись решения по действиям в столбик, с пояснением)

( Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

В Эрмитаже – 3 000 000 экспонатов

В Русском музее – 396 670 экспонатов

В Третьяковской галерее — ?, на 290 500 эксп. меньше, чем в Русском музее

Всего — ? экспонатов в 3-х музеях.

_ 396 670

290 500

106 170(экс.) – в Третьяковской галерее.

3 000 000

+ 396 670

106 170

3 502 840(экс.) – всего.

Ответ: 3 502 840 экспонатов хранится в трёх музеях.

7. Физкультминутка.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом, наоборот,

Будет вправо поворот.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Опускаем руки вниз

И за парту все садись!

8. Решение задачи выражением ( Регулятивные, коммуникативные УУД).

(Прочитайте условие задачи №8 на стр. 37 (жужжащее чтение), затем 1 ученик у доски с объяснением)

16 художников – по 6 картин каждый / в 3-х залах

В 1 зале — ? картин.

6 . 16 : 3=32

Ответ: 32 картины в одном зале.

9. Парная работа

(Познавательные (общеучебные), коммуникативные (формулирование математически точных ответов), регулятивные (действие по плану, контроль и оценкаУД).

Сравнение выражений по вариантам:

I вариант – 2 выражение

II вариант – 3 выражение (стр. 37 №7)

Проверка работы:

1 вариант

12 630 421 – 400 000 * 5 630 421 + 8 000 000 (меньше, на 1 400 000)

2 вариант

224 650 – 5 000 * 115 650 + 100 000 (больше, на 4 000)

10. Повторение порядка действий в выражениях со скобками, №5 стр. 36 (2 столбик) по вариантам.

(регулятивные, познавательные УУД).

1 вариант

361 487 – (120 500 + 85 539) = 361 487 + 206 039 = 567 526

2 вариант

117 214 – (537 621 – 446 800) = 117 214 – 90 821 = 26 393

11. Самостоятельная (индивидуальная) работа по карточкам (3 — с заданиями повышенной сложности, 3 – на проверку вычислительных навыков по теме).

(Личностные, познавательные, регулятивные УУД).

12. Итоги урока.

(Коммуникативные УУД, регулятивные УУД).

– Что нового узнали на уроке?

— Чему учились сегодня?

– Какая была цель урока?

— Достигли ли мы цели?

— Что особенно запомнилось и заинтересовало?

– А что вызвало затруднения?

— Оцените свою работу на уроке (оценки с комментированием…)

13. Домашнее задание: с. 36 №№3, 4; *№№9-10(дополнительно по выбору)

(Познавательные, регулятивные УУД).

МБОУ СОШ №3 г. Липецка

имени К.А. Москаленко

Урок математики в 4А классе

Тема урока: «Складываем и вычитаем большие числа»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Липецка

им. К.А. Москаленко

Зеленова С.В.

2011 – 2012 учебный год




map