Открытый урок окружающего мира в 1 классе на тему Земная поверхность



Информация об авторе

Бычкова Ирина Борисовна

Конспект урока окружающего мира, проведенного в 1 классе на тему: «Земная поверхность»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» учитель начальных классов

Педстаж 22 года. Стаж работы по системе Л.В.Занкова 6 лет

Учебники: Русский язык 2 класс, Н.В.Нечаева, 2012

Математика 2 класс, И.И.Аргинская, 2012

Литературное чтение 2 класс, В.Ю.Свиридова, 2012

Окружающий мир 2 класс, Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2012

Рабочая тетрадь по технологии «Волшебные секреты» 2 класс, Т.Н.Проснякова, 2012

301650 Тульская область, г. Новомосковск, ул. Октябрьская, д. 10, кв. 74

8-(48762) 6-80-59 (дом), 8-(48762) 4-56-95 (раб), 8-910-581-70-43 (мобил)

[email protected]

 1.Дидактическое обоснование:

 «Окружающий мир 1 класс» (1 часть)  Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков 

УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

2.Тема урока: «Земная поверхность».

3.Тип урока: урок-дискуссия

4. Цель: учить определять характер взаимоотношений человека и природы посредством изучения темы «Земная поверхность», представлять зависимость жизни людей от состояния природы.

5.Планируемые достижения:

Предметные:

знания: термины: почва, вещество, полезные ископаемые; состав почвы, её значение для человека, виды полезных ископаемых и их названия, их роль в жизни человека.

умения: умение характеризовать объекты (почву, полезные ископаемые);

умение различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

умение определять, из каких веществ сделаны те или иные предметы.

Метапредметные:

Выявлять связи между двумя объектами на основе наблюдений и собственных знаний;

Осуществлять выбор взаимосвязанных предметов;

Оценивать совместно с учителем результаты своих действий.

6.Методы обучения: эвристическая беседа.

7.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.

8.Средства обучения: учебник и печатная тетрадь, образцы почвы, средства ИКТ – планшетный компьютер.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Настрой на работу.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни…

— Дети, добавьте солнца! Улыбнитесь друг другу и мне. И в таком солнечном настроении мы начнем наш урок.

Подготовка класса к работе.

Настрой на дальнейшую работу.

Личностные: 

самоопределение.

Настрой на успех

2.Актуализация знаний. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно»

Выявляет уровень знаний. Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию.

Вступительная беседа.

— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна весной, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.

  — Сказка это или не сказка? ( Выслушиваются мнения детей)

-Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

— Верно, мы сегодня узнаем, что такое почва.

— А вы хотите об этом узнать? Что вы хотите узнать ещё о почве? (Узнать, что такое почва, из чего состоит, зачем она нужна, что скрывает в себе земля)

Попытаемся ответить на каждый ваш вопрос. А для того, чтобы удобно было работать, давайте составим план наших действий.

План

Понятие «почва».

Состав почвы.

Значение для человека.

Недра земли.

Выдвигают гипотезы.

Рассуждают на заданную проблему.

Выводят решающую гипотезу

О почве. Формулируют (уточняют) тему

Учащиеся ставят для себя конкретные цели

С помощью учителя составляют план работы.

Личностные: интерес к учебному материалу.

Регулятивные:

постановка целей и планирование работы с помощью учителя.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Коммуникативные: умение допускать существование различных точек зрения, строить понятные высказывания.

Предметные: умение представлять зависимость жизни людей от состояния природы.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.

1. Работа с учебником (с. 31)

Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Кто изображен на ней? (Мальчик на участке рыхлит почву.)

— Зачем он это делает?

— На экскурсии мы наблюдали, что у многих трав, кустарников, деревьев корни глубоко уходят в землю. Почему? ( Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития.)

— Кто еще, кроме людей, может рыхлить почву?

— А дождевые черви приносят пользу для растений?

— А какое еще животное нарисовано в учебнике? (крот)

Он полезен? Чем? (Тоже рыхлит почву, но повреждает своими действиями корни растений, и они могут погибнуть.)

— Тогда скажите, что это — почва? Что в ней содержится такое, из-за чего всё цветет и растет?

(Почва – верхний, рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения.)

-Найдите определение слова почва в ваших планшетных компьютерах на сайте http://ozhegov.info

Итак, запишите ключевое слово нашего урока в «Заметки», проверьте друг друга (пишут – почва)

2.Практическая работа в паре.

— Исследуйте кусочки почвы на ваших столах в коробочках.

— Какого цвета почва?

— Из чего она состоит? ( Остатки старых сухих листьев, маленькие палочки, веточки, остатки сухих насекомых)

_- Прочитайте 2-ой вопрос в учебнике. Как мы будем далее работать? (в паре)

— Как вы догадались? (значок в учебнике на это указывает) Вспомните правила работы в паре.

— Ребята, а вы когда-нибудь работали на садовом участке или на даче? Расскажите, пожалуйста, об этом.

3.- Скажите, пожалуйста, а так ли необходима человеку почва? Может, мы как-нибудь обойдёмся и без неё? (не можем обойтись, если не будет почвы, то и ничего живого не будет на свете, деревья, травы берут питательные вещества из почвы, она даёт богатые урожаи для человека)

-Расскажите, ребята, что больше всего удивило вас с начала урока?

-Скажите, о какой чудесной кладовой мы говорили сейчас?

Составление высказываний по рисунку.

Перечисляют правила работы в паре

Рассказ о личных наблюдениях и впечатлениях

Высказывают собственные предположения

Личностные: интерес к учебному материалу.

Регулятивные: принимать учебную задачу

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, «считывать» информацию с рисунков, анализировать объекты представленные в рисунках;

поиск информации с помощью технических средств;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

понимать знаки, приведённые в учебнике;

Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами.

Предметные: умение приводить доказательство, используя результат наблюдения.

4.Физминутка

5.Применение новых знаний.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Земля богата не только полезными веществами. Ещё её называют сокровищницей. В её недрах сокрыто множество несметных богатств. Хотите узнать, что это за богатства?

— Посмотрите на эти предметы.

Лампочка, хрустальная ваза, стакан. Что общего между этими предметами? (сделаны из стекла)

-Какая связь существует между стаканом и речным песком? (песок – основа стекла) Удивлены?

— А что общего между этими предметами? (ключи и молоток)

— Откуда люди берут металл?

— А что общего между бензином, тканью для протирания экрана айпада и резиновыми сапогами? Хотите узнать?

— Все они сделаны из нефти.

( Показ учителем образца нефти)

— Ученые считают, что нефть образовалась из остатков водорослей, мельчайших растений и животных. Это очень важное полезное ископаемое, без него трудно обойтись в современном мире.

— А как вы понимаете выражение « полезное ископаемое»?

-Где находят люди полезные ископаемые? (залегают в земле)

— Отгадайте, что это такое:

Миллиарды лет назад я был высоким, могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром  меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый, горячий огонь. С тех пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он всегда был здоров. Как же меня зовут?

— Это каменный уголь. (Показ образца учителем)

Рассмотрите его внимательно. Какого он цвета?

Каменным углем отапливают жилье, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы делают лекарство.

— Рассмотрите в фотогалерее в айпадах изображения полезных ископаемых. Попробуйте угадать название каждого из них. (каменный уголь, нефть, гранит, железная руда)

— А в этой части урока что было для вас особенно интересным?

Мотивация к деятельности

Знакомство с понятием «вещество».

Определяют, из каких веществ  сделаны предметы.

Формулируют определение

Высказывают предположения

Личностные: представления о ценности и уникальности природного мира.

Регулятивные: принимать учебную задачу

Познавательные: осуществлять операцию сравнения, выделять существенные признаки объектов, анализировать объекты представленные в рисунках;

поиск информации с помощью технических средств; первоначальные представления о причинно-следственных связях (без названия связей);

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные: умение приводить доказательство, используя результат наблюдения.

6. Включение в систему знаний Закрепление.

Организует деятельность по применению новых знаний.

1. Игра  « Что из чего?»

— Давайте поиграем. Я называю предмет, а вы – полезное ископаемое, из которого он сделан.

Оконное стекло – песок.

Замок – металл.

Чайный сервиз – глина.

Синтетическая ткань – нефть.

Таблетки – уголь, мел.

Бензин – нефть.

Шариковая ручка — пластмасса, нефть.

Ножницы – железная руда.

-Кому было трудно выполнять это задание? Кому показалось сложным устанавливать связь между предметом и полезным ископаемым?

2. Работа в парах.

Учебник стр.31 (работа в паре)

-Отгадайте загадки, обсудив с соседом по парте, напишите отгадку в планшете, в «Заметках».

-Проверим, какие отгадки вы записали.

-Вспомните, какие вопросы вы ставили в начале урока?

-Можете ли вы теперь самостоятельно ответить на эти вопросы?

Опираясь на наш план, попробуйте составить небольшие рассказы о земной поверхности.

-Давайте ответим на главный вопрос, зависит ли человек от природы?

-Как мы, люди, связаны с почвой и с полезными ископаемыми?

-Можно ли вообще нам без них обойтись? Почему?

-Как люди должны относиться к почве и полезным ископаемым?

-Какое правило для себя вы возьмете с сегодняшнего урока о земной поверхности? (бережно использовать почву и полезные ископаемые, сохранять, охранять)

Озвучивают вопросы, поставленные в начале урока.

С помощью плана составляют мини-рассказы.

Подводят итоги. Высказывают своё мнение

Личностные: представления о причинах успеха;

представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране.

Регулятивные: сохранять и принимать учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры;

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; самостоятельное выявление парных связей между двумя объектами; выбор взаимосвязанных объектов.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

7. Домашнее задание

-Придумайте дома загадку о почве или о полезном ископаемом, нарисуйте отгадку. На следующем уроке мы проведем мини-турнир загадок о земной поверхности.

8.Рефлексия деятельности.

Организует рефлексию.

— О чем вы хотите меня спросить?

— Что вам было интересно сегодня узнать?

-Удалось ли нам ответить на все поставленные вопросы? Что осталось непонятным?

— Как вы работали в паре?

— Помните, я в начале урока говорила о солнечном настроении, которое поможет нам с пользой и интересно поработать на уроке? На ваших столах лежат изображения солнышка. Оцените свою работу на уроке. Если у вас все получилось, вы довольны своей работой – выбирайте улыбающееся солнышко. Если вы испытывали затруднения на уроке, но все же справились – солнышко с маленькой тучкой. Если вам было трудно на уроке, вы многое не поняли – это солнышко с дождевой тучкой. Прикрепите свой выбор на доску.- И все же я думаю, что наш урок прошел с пользой для каждого из вас, а если есть труд – значит, будет и успех!

На следующем уроке мы будем говорить о предмете, который по форме напоминает мяч. Заинтересовались? Ну, а это уже другая история. Урок закончен!

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы.

Личностные: способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: умение оценивать свою деятельность с помощью учителя; адекватно оценивать собственную деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя

Комментарий к уроку

В конце урока будут проверяться и оцениваться цели, которые в блоке целеполагания ставились в качестве основных.

В технологической карте в графе «Универсальные учебные действия» указаны умения, которые в конце урока не планируется проверять (они на данном уроке идут опросредованно), но их формирование является обязательным в структуре урока.

Личностные цели в блоке целеполагания отсутствуют. Поскольку достижение этих целей — дело не одного урока, то и формулировать эти цели при составлении плана не надо. Личностные результаты не подлежат проверке, значит, в конце урока мы не можем их проверить и оценить. Тем не менее, развитие личности осуществляется на каждом уроке, поэтому работа по достижению целей-ориентиров, которые в Стандарте заданы в виде требований к личностным результатам, является обязательным структурным элементом каждого урока.




map