Открытый урок От чистого сердца учитель музыки Теплых ТН АОУ школа 9 г Долгопрудный



Интегрированное

внеклассное

занятие

( МУЗЫКА и ХОРЕОГРАФИЯ)

«От чистого сердца

с открытой душою»

Разработан учителем музыки

Теплых Т.Н.

2013 год

ТЕМА :

«От чистого сердца с открытой душою»

ЦЕЛИ:

1.Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию интереса и любви к музыке, формировать способность ценить красоту, вызывать музыкально-эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.

2.Развивать творческие способности, практические умения и навыки в процессе исполнения вокальных произведений, танцев, игры на музыкальных инструментах.

3.Совершенствовать коммуникативные качества, воспитывать чувство толерантности.

ЗАДАЧИ:

1.Образовательная:

Расширить полученные знания о народных песнях, танцах и музыкальных инструментах.

2.Развивающая:

Развивать творческую фантазию и инициативу в процессе песенной, танцевальной и исполнительской импровизации.

Продолжить формирование слушательского и исполнительского опыта.

Развивать речевые умения, умение рассуждать, делать выводы, оценивать.

3.Воспитывающая:

Воспитывать музыкально-эстетический вкус и потребность общения с народной культурой, любовь к народному творчеству.

Воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

Поощрять дружеские отношения между детьми.

Тип занятия:

Внеклассное интегрированное ( музыка и хореография) для учащихся 1-2 классов.

Педагогические технологии:

-Коллективной творческой деятельности

-Игровая

-Информационно-коммуникативная

-Здоровьесберегающая

-Личностно-ориентированная

Методы:

-Эмоциональной драматургии

-Наглядно-слуховой

-Наглядно-зрительный

-Словесный

-Метод сравнения

-Метод размышления

-Практический

Принципы:

— Доступности и последовательности

-Научности

-Учет возрастных особенностей

-Наглядности

-Связь теории с практикой

-Результативности

-Межпредметности

Оборудование:

Мультимедийная установка

Ноутбук

Музыкальный центр

Фортепиано

Баян

Балалайка

Домра

Свирель

Ложки

Рубель

Трещотка

Свистульки

Бубны

Ширма

Петрушка ( перчаточная игрушка)

Табурет – березовый пенек

Платочки

Музыкальный материал:

Песенный репертуар:

-«Красно солнышко» Муз. П.Аедоницкого Сл. И.Шаферана ( дуэт учителей)

-«Моя Россия» Муз. Г. Струве Сл. Н. Соловьевой ( общий хор)

-«Как у наших у ворот» русская народная песня ( 1 классы)

-«В деревне было Ольховке» русская народная песня ( 2 класс)

-Частушки ( перепевка девочек 1-2 классов – домашнее задание)

-«Во поле береза стояла» русская народная песня ( хороводы 1-2 классов)

Танцевальная музыка:

«Русский хоровод» — В.Малышев

«Московская кадриль» — В. Темнов

Музыкальный инструменты ( живая музыка):

— «Во саду ли в огороде» ( баян) – ученик 1 б класса

— «Светит месяц» (домра) – ученица 7 в класса

-«Во саду ли в огороде», «Во поле береза стояла» (свирель) – трио 9а класс

Музыкальное оформление:

-Наигрыши (гусли)

-«Камаринская» (балалайка)

-«Коробейники» русская народная песня ( вход и выход учащихся в зал на занятие)

-«Ах, мамочка, на саночках» русская народная песня ( игра «Веселый бубен»)

-«Смоленский гусачок» (игра детей на ложках и других инструментах)

— Вариации на темы русских народных песен ( оркестр) — (разучивание танцевальных движений)

Мультимедийное сопровождение:

-Заставка на экране с темой урока «От чистого сердца с открытой душою»

-Видеоряд к песне «Красно солнышко»

-Презентация к разучиванию основных движений русского народного танца

-Кроссворд «Русские народные инструменты» с ключевым словом «РОССИЯ»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вход детей в зал под русскую народную песню «Коробочка».

( На экране пейзаж и слова: «От чистого сердца…»)

1 этап – эмоциональный настрой.

Звучит песня «Красно солнышко» Муз. Аедоницкого Слаферана.

( исполняет учитель музыки, а капелла; на экране демонстрация красивой русской

природы)

-Тронула вас эта песня? ( ответы детей)

-Как она звучала? ( ответы детей)

-Да, действительно, это очень красивая песня, которая звучит мягко, певуче, протяжно, нежно и ласково. Эта песню я исполнила от чистого сердца и с душой. А о чем эта песня? Правильно, о России. Вы знаете песню о России, которая по характеру похожа на песню, которую вы сейчас слышали? ( ответы детей). Очень хочу, чтобы вы исполнили эту песню все вместе. Но только просьба — постарайтесь спеть ее от всей души, от чистого сердца и с любовью к нашей Родине.

2 этап — художественное исполнение песен ( ведет учитель музыки)

Исполнение песни «Моя Россия» Муз. Струве Сл. Соловьевой ( общий хор 1-2 классов)

Вам понравилось, как прозвучала песня? Оцените свое исполнение аплодисментами. Спасибо. И мне понравилось. Песня лилась из ваших душ и прозвучала от чистого сердца. Вы, наверное, уже догадались о теме нашего занятия? О чем же мы сегодня с вами будем говорить? ( О России и о культуре русского народа). У песен, с которых мы начали нашу встречу, есть авторы. Они вложили свою душу в написание песен. Кто пишет песни? ( композитор и поэт). Как мы называем такие песни? ( композиторские). А какие песни еще бывают? ( народные). У каждого народа свои песни. Мы на наших занятиях уже

познакомились с некоторыми русскими народными песнями. Всю жизнь песни сопровождают человека. Почему так говорят? Как вы пронимаете эти слова? (Песней успокаивали плачущего ребенка, трудились на поле, песня поднимала настроение на праздниках, помогала солдатам нести свою тяжелую службу и т.д.) Одни песни звучат чуть с грустинкой, плавно и лирически. А другие веселые, да такие, что в пляс пуститься хочется. Вам такие песни знаете? Давайте подарим эти песни друг другу.

Исполнение русской народной песни «Как у наших у ворот» ( 1 классы)

Вам понравилось, как прозвучала песня? Ребята с настроением спели? Захотелось поплясать? Спасибо вам. А вы знаете, песни русские не только пели, но и играли. Примерно так, как сейчас попробуют разыграть песню второклассники. Посмотрим?

Исполнение русской народной песни «В деревне было Ольховке» ( 2 класс играет песню)

Понравилось? Здорово у них получилось. Молодцы. Оцените их исполнение аплодисментами.

Есть у русского народа особые коротенькие веселые озорные песенки. Как их называют?

( частушки). Правильно. У вас было домашнее задание узнать у своих родителей и бабушек частушки и выучить их. На ваших занятиях вы обменялись своими находками. В каких- то классах мы громко хохотали, потому что частушки были, действительно, очень веселые. Каждый класс выбрал лучшие. Сейчас мы устроим частушечное состязание между девчонками ваших классов. Сражаться готовы? А мальчишки болеть за своих девчонок готовы?

Выходите-ка, девчушки,

Петь веселые частушки.

Исполнение частушек ( домашнее задание)

Молодцы девчонки. Спели весело и от чистого сердца. Какие же девчонки были самыми боевыми и дружными? ( оцениваем аплодисментами).

Есть в России красивое стройное деревце.

Наряд ее мягкий чудесен.

Нет деревца сердцу милей.

И сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Что же это за деревце? Почему березу называют символом России? Как вы думаете? Какую песню об этом деревце вы знаете? ( «Во поле береза стояла»). А давайте попробуем эту песню исполнить так, как ее пели в старину. Пели девицы и молодцы и вели … хоровод. Песня по характеру какая? ( нежная, ласковая, певучая и течет, как ручеек). Пусть и у нас по залу потекут три ручейка, и зазвучит певучая и красивая песня.

Кто хочет вести свой ручеек?

Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» ( дети взялись за руки и двигаются по залу змейкой и поют. Во время движения к одному из классов присоединяется учитель хореографии)

3 этап рассказ о народном танце и практическая часть

( проводит учитель хореографии)

( Дети садятся на свои места. На экране появляются иллюстрации народного костюма)

Ребята, вы сейчас исполнили самый старший в семье русских танцев танец — хоровод. Он существует уже несколько столетий. Особенно красиво выглядел хоровод, когда вереница девушек и парней двигалась через холмы. В правой руке у девушек был яркий платок, с головы спадали, развеваясь на ветру легкие, длинные ленты, заплетенные в косы. Руки с платками то поднимались, то опускались, то упирались в бок, то закидывались на противоположное плечо.

Вообще народный танец зародился в глубокой древности. Не зная и не умея защититься от суровых сил природы, люди создавали в честь богов пляски и обряды. Человек преследовал одну цель — привлечь на свою сторону богов, чтобы те помогли ему в охоте, в сборе урожая. В танце ярко раскрывается душа народа, его образ жизни, словом вся его богатая история. Развивался танец в трех направлениях: хоровод, пляска и перепляс. Один из хороводов мы попробовали станцевать вместе с песней. А сейчас давайте вспомним еще один лирический танец.

Исполнение «Русского лирического танца» ( начинают 1 классы, подхватывает 2 класс)

Учитель музыки: Молодцы, ребята. И музыка красивая. Музыка – душа танца, она ведет исполнителя, подсказывает ему движения. Оцените исполнение танца друг друга аплодисментами.

Очень любили на Руси пляски импровизационного характера, т.е. перепляс. А что такое импровизация? ( ответы ребят). Перепляс — это соревнование плясунов в изобретательности, силе, ловкости, мастерстве. И музыка такая же жизнерадостная, веселая, удалая, стремительная. В переплясе побеждал тот, кто не только мог повторить движение соперника, но и придумать свое, более сложное, интересное, оригинальное. Предлагаю сейчас познакомиться с несколькими основными движениями русского народного танца, которые не вошли в нашу хореографическую миниатюру.

Разучивание движений:

1.Гармошка. Называется так потому, что напоминает движение мехов гармошки.

Учитель музыки: А покажите, как играют на гармошке?( показывают движения руками)

А теперь ноги повторяют это движение ( звучит музыка, выполняется движение)

2. Притопы, дроби, выстукивание.

Учитель музыки: На каком инструменте можно сыграть дробь? ( барабан, ложки)

Как появилось это движение в танце? Все народные гуляния проходили на улице. Большее их количество приходилось на зиму и весну, дни стояли в это время еще морозные, и чтобы не замерзнуть…. Что может делать человек, чтобы не замерзнуть на холоде? Девушки постукивали, перебирали ножками, дробили

(выполняется тройной притоп). Так и родилось это движение. Дроби могут исполняться на месте, в повороте, с продвижением, всей стопой или только каблучком ( тройной притоп с выносом ноги на каблук и раскрытием рук).

3. «Ковырялочка» комбинируется с тройным притопом.

4. «Моталочка»

5. «Молоточки». Движение похоже на удары молотка, зародилось на Урале, где развито кузнечное дело.

6. Присядка – движение присуще мужскому танцу. История происхождения этого движения очень любопытна. Было это очень давно, в Киеве. Каменщик Петро Присядка много работал, сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами. Каждый вечер после трудового дня он выходил на площадь и, подкрепившись, принимался подскакивать, разминая затекшие за день ноги. Его увидел проезжавший мимо Владимир Монамах , которого киевляне пригласили в гости и уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или вприсядку вскоре стало модным. (Выполняется присядка с выносом ноги на каблук, с поворотом на 180 градусов).

Учитель музыки: Как много интересного мы узнали о различных движениях перепляса. Давайте прямо сейчас и устроим перепляс – состязание на самого бойкого плясуна в каждом классе. ( Можно пригласить в круг гостей в зале).

Игра «Веселый бубен»

( Каждый класс встает в свой круг. 5 бубнов в каждом круге. Дети дружно говорят слова и передают бубны из рук в руки по кругу. У кого оказался бубен, когда слова закончились, выходят в центр и под плясовую музыку и аплодисменты всех детей в круге пляшут. Игра повторяется несколько раз.)

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот сейчас станцует нам!

Молодцы! Сами себе дружно похлопайте.

Учитель хореографии:

И, наконец, еще одно направление народного танца – кадриль, пляска с богатым разнообразием фигур. Известно огромное множество кадрилей. Каждая местность имеет свою собственную кадриль. По кругу, обнявшись, двигаются пары, а между танцорами ходит парень и выкрикивает названия фигур: «бантики», «карусель», «лодочки», «воротца», «корзиночка», «восьмерка», «ручеек». Девушка в кадрили могла выразить свою симпатию к молодому человеку и встать в пару с тем, кто ей нравится. Танец Кадриль нам знаком. Давайте мы сейчас его станцуем.

Исполнение танца «Кадриль» ( начинают 1 классы, продолжает 2 класс)

(Дети садятся на свои места. Из-за ширмы появляется Петрушка)

4 этап – закрепление знаний о русских народных инструментах и игра на них

( проводит учитель музыки)

Петрушка: Ух, ты! Как у вас весело!

Учитель музыки: Ну, вот опять явился, не запылился! Ребята, кто это? ( Петрушка). А вы давно с ним виделись- то? ( На Ярмарке новогодней). Зачем на этот раз явился?

Петрушка: Зачем, зачем? Музыку веселую услыхал! Дай, думаю, загляну к своим друзья.

Учитель хореографии: С чем пожаловал? Опять с загадочками?

Петрушка: А как же! Вот хочу проверить, хорошо ли ребята знают инструменты, на которых такую здоровскую музыку играют?

Учитель музыки: Так твои загадки будут про русские народные инструменты?

Петрушка: Ну да! Только ответы своих загадок я спрятал в кроссворде. Ваши дети умеют кроссворды-то разгадывать?

( На экране появляется кроссворд с ключевым словом )

Учитель хореографии: Ребята умеете?

Петрушка: Тогда слушайте внимательно! Первая загадочка.

Учитель музыки: Цифра один в кроссворде.

Петрушка: У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет,

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map