Открытый урок Отечественная война 1812 года



Тема: Отечественная война 1812 года.

Цели урока: 

1. Сформировать представления о войне 1812 года.

2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.

3. Воспитывать патриотизм, интерес к истории.

 Задачи урока: 

Проверить усвоение пройденных на прошлых уроках тем.

Дать определение понятию «Отечество».

Познакомить с военной биографией Наполеона Бонапарта и Михаила Илларионовича Кутузова.

Познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года.

Показать, какую роль в победе над французской армией сыграл простой русский народ.

Проанализировать материал всего урока и ответить на проблемный вопрос: Почему война 1812 года называется Отечественной?

Проверить усвоение нового материала с помощью теста.

Показать презентацию в течение урока.

 Оборудование: 

проектор, экран, флэшкарта с презентацией, задания для групп: репродукции картин, отрыки из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушнина, карточки для проверки домашнего задания.

Ход урока.

1.Организацонный момент.

Класс разбивается на группы.

2. Повторение пройденного материала.

Каждой группе выдаётся задание. Ученики выполняют. Проверка. (Слайды с 1 по 18 )

I группа

Екатерина Великая правила:

А) XVII веке;

Б) XVIII веке;

В) XIX веке.

2. Екатерина Вторая открыла:

А) Московский университет;

Б) Учительскую академию;

В) Славяно – греко – латинскую академию.

3. Архитектурный памятник, созданнный Екатериной Второй:

А) Зимний дворец;

Б) Медный всадник;

В) Александро – Невская лавра.

4. Звание, в котором закончил службу Александр Суворов:

А) генерал;

Б) фельдмаршал;

В) генералиссимус.

5. Звание Фёдора Ушакова в 1812 г:

А) маршал;

Б) генерал

II группа

Страна, в которой Пётр I учился плотницкому делу:

А) Швеции;

Б) Франции;

В) Голландии.

2. Судно, на котором Пётр I учился навигации;

А) бот;

Б) ладья;

В) фрегат.

3. Море, в которое Россия получила выход после победы над шведами:

А)Чёрное;

Б) Баренцево;

В) Балтийское.

4. Название первой русской газеты:

А) «Россия»;

Б) «Новости»;

В) «Ведомости».

5. Город, в котором был открыт первый русский музей:

А) Москве;

Б) Петрозаводске;

В) Санкт – Петербург.

III группа

Ополченцы сражались в начале XVII веке с:

А) немцами;

Б) поляками;

В) монголо – татарами.

2. Кузьма Минин был родом из города:

А) Москвы;

Б) Ярославля;

В) Нижнего Новгорода.

3. Памятник Минину и Пожарскому находится:

А) Кремль;

Б) Нижний Новгород;

В) Красная площадь.

4. Землепроходцами называли:

А) шахтёров;

Б) людей, ходивших по земле;

В) покорителей новых земель.

5. Город, который находится не в Сибири:

А)Охотск;

Б) Якутск;

В) Кострома.

3. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы с вами перелистываем трагические истории нашей страны. Почему трагические?

Любая война – трагедия для народа. Это всегда смерть, потеря близких. В каждой войне выделяются люди, которые встают на защиту Отечества. Сегодня мы поговорим об Отечественной войне 1812 года.(Слайд 19)

— Хотелось бы начать урок с музыкального произведения (звучит «Марсельеза»). Это образ французских войск. В ней можно услышать духовые инструменты – вихрь войны, ударные – пушечные залпы, торжество фанфар – натиск и агрессия. Это французская армия, которой руководил Наполеон Бонапарт. Что это за человек?(Слайд 20)

Ученик: Родился Наполеон в семье обедневшего дворянина. Учился он во Франции за государственный счёт. В 16 лет стал младшим лейтенантом артиллерии. Бонапарт много работал баз отдыха, запоминал каждого солдата, с которым ему приходилось сталкиваться, заботился о каждом из них. Солдаты любили своего командира. Дослужившись до генерала Наполеон стал командовать армией. Именно армия помогла ему совершить переворот и стать императором. Имея в своём распоряжении лучшую армию в Европе, Наполеон стал захватывать европейские страны. Он хотел господствовать во всём мире. Пройдя через всю Европу, армия Бонапарта подошла к границам России. В то время его армия была численностью 600 000 человек. У России к началу войны только240 000 солдат. Французы были уверены, что Россия вскоре погибнет.

Звучит народная песня «Солдатушки»

— Эта музыка символизирует русских бойцов.

— Нашей армией руководил Михаил Илларионович Кутузов.(Слайд 21)

Ученик: Кутузов родился в Петербурге в 1745 году. Его отец был военным инженером и прослужил в армии 30 лет. Своего подросшего сына Илларион Михайдович отдал учиться в Кадетский корпус. Будущий полководец отлично учился. Он знал несколько языков, математику, литературу, военную историю. Получив офицерский чин, Кутузов стал командиром роты в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. Кутузов видел, что Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю свою жизнь берёц и ценил воинов русской армии. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет.

— Решающее сражение произошло на Бородинском поле.(Слайд 22)

— Откройте учебники на стр. 114 – 115 и вы увидите, как оно выглядело и узнать о сражении произошедшем на нём.

— Послушайте, как об этом сражении рассказывал М.Ю.Лермонтов в поэме «Бородино».

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками, (Слайд 23)

Драгуны с конскими хвостами, (Слайд 24)

Все промелькнули тут.

Вам не видать таких сражений!…

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!…

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди.

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

— Какое решение приняли русские военные вместе с Кутузовым? (Оставить Москву).(Слайд 25)

Кутузов произнёс тогда слова: «С потерею Москвы не потеряна Россия.»

— Что же происходило в Москве, когда туда вошёл Наполеон Бонапарт?

Ученик: Лев Николаевич Толстой говорил об этом следующее: « Москва загорелась от трубок, от кухонь , от костров, от неряшливости солдат… Москва должна была сгореть, каждая деревня, фабрика, каждый дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей.

— Может оно так и было. Однако известно, что московские власти взорвали воинские склады и эвакуировали команды с «огнегасительными» инструментами.(Слайд 26)

— Почему же Наполеон вынужден был отступить?

В сожженном городе он ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.(Слайд 27)

— Вот, что в своих воспоминаниях писал Наполеон:

«Никогда все поэты, изображая сказочный пожар Трои, не могли в своём изображении представить что – либо похожее на действительный пожар Москвы. Ужасающий ветер раздувался самим пожаром и производил огненные вихри. Перед нами был буквально океан огня. Повсюду поднимались горы пламени, с невероятной быстротой вздымались к раскалённому небу и также быстро падали в огненное море. Это величайшее и поразительнейшее и в то же время ужаснейшее зрелище, какое мне когда-либо приходилось видеть…»

— Селения были разорены. Негде было достать еды. Измученные французы сильно мёрзли. Они надевали на себя всё, что могли найти в брошенных домах: женские платья, шубы, одежду священников и даже шкуры, содранные с мёртвых лошадей.

— Беглецов преследовали партизанские отряды, армия Кутузова. (Слайд 28)

Таков был конец павшей армии Наполеона.

— А сейчас мы поработаем в группах.

Первая группа – историки. Задание историкам:

Даны отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Надо определить, о каких периодах войны 1812 года идёт речь:

1.Тогда гроза двенадцатого года

Ещё спала. Ещё Наполеон

Не испытал великого народа –

Ещё грозил и колебался он. (Накануне войны)

2. Шли племена,

Бедой России угрожая,

Не вся ль Европа тут была?

А чья звезда её вела? (Начало войны. Наполеон.)

3. Но стали ж мы пятою твёрдой

И грудью приняли напор

Племён, послушных воле гордой,

И равен был неравный спор. (Бородино.)

4. Где ты, краса Москвы стоглавой,

Родимой прелесть стороны?

Где прежде взору град являлся величавый,

Развалины теперь одни. (Пожар в Москве.)

5. Сразились – русский победитель.

И вспять бежит надменный галл… (Изгнание Наполеона.)

Вторая группа – живописцы. Задание:

Расположите в хронологическом порядке:

1.Ф.А.Рубо. «Бородинская битва»

2.А.Д.Кившенко. «Военный совет в Филях»

3.«Пожар в Москве»

4.«Въезд императора Александра I в Париж”

Третья группа – языковеды. Задание:

Кутузов: «С потерею Москвы не потеряна Россия.» «Заслужим благодарность иноземных народов и заставим Европу с удивлением восклицать: непобедимо воинство русское в боях и подражаемо в великодушии… Вот благородная цель, достойная воинов, будем же стремиться к ней, храбрые русские солдаты!!!»

Солдаты: « А как кланялся он солдатушкам, как показывал седины свои, мы солдатушки, в один голос прокричали: — Ура!!!»

Крестьяне: «Пришёл Кутузов бить французов – француз боек, русский – стоек. И вилы на француза – ружьё!»

Наполеон: « Я должен был бы умереть сразу же после вступления в Москву.» «Через три года я буду господином всего света.» « Остаётся Россия, но я раздавлю её.»

Проверка.

— В истории России, да и всего мира немало трагических дат. Но и во время этих тяжёлых испытаний наш народ проявлял сострадание и милосердие.

Война 1941 – 1945 г.г.

Репродукция И.М.Прянишникова «В 1812 году» и фотография пленных немцев 1943 года.

4. Итог урока.

Работа по вопросам на стр. 117.

5. Домашнее задание.




map