Открытый урок по математике Таблица умножения 3 класс УМК Школа России



Конспект урока по математике. 3 класс.

Автор: Артамонова Галина Владимировна

Место работы: ГБОУ СОШ № 2005, г. Москва

Должность: учитель начальных классов

Дата: 13 декабря 2012 г.

Тема: Таблица умножения.

Дидактическое обоснование: Математика. 3 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

Тип урока: урок закрепления и обобщения пройденного материала (урок формирования предметных навыков), урок – сказка.

Дидактическая цель: создать условия для закрепления материала.

Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

• Закрепить умение умножать на основе таблицы умножения и делить.• Закрепить умение учащихся владеть математическими терминами: «множитель», «произведение», «делимое», «делитель», «частное».• Развивать умение применения устного счета, решения простых задач.• Совершенствовать навыки счета с помощью логических задач.

— Развивающие (метапредметные):

Регулятивные:• Фиксировать индивидуальные затруднения учащихся.• Способствовать выполнению учебного действия – умножения и деления.• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.• Развивать мышление, грамматически правильную устную речь с использованием математических терминов.

Познавательные:• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.• Развивать умение работать с разными видами информации.• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.• Работать над использованием знаково-символичных средств.• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте, в группе.• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

— Воспитательные (личностные):

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.• Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.• Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.• Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям урока).• Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.• Воспитывать трудолюбие и аккуратность в процессе практической деятельности учащихся.• Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Межпредметные связи:

— чтение и развитие речи;

Методы обучения: наглядный, словесный.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах, групповая.

Средства обучения: персональный компьютер с программой Power Point, интерактивная доска, учебник «Математика» под ред. Моро и др. (3 класс, 2 часть), звездочки для оценивания заданий красного (отл.), оранжевого (хор.), жёлтого (удовл.) цветов, карточки с заданиями.

Ход урока:

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности. -1 мин.

Организовать направленное внимание на начало урока. Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. Приветствие учителя. Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Здравствуйте. Давайте улыбнемся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок вновь принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов, творческих удач. Чтобы наш урок прошел результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны будем спасти одного сказочного героя.

2. Сообщение темы и цели урока- 3 мин.

Закрепить и обобщить полученные знания. Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока.

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения знаний.

Урок у нас сегодня будет необычный. Урок-сказка. Но прежде, чем мы туда попадем, нужно проверить, насколько вы готовы к путешествию. Проверим, как вы выполнили домашнее задание: вам нужно было расставить скобки так, чтобы равенства были верными (слайд 1). Если все совпадает, ставьте рядом знак «+», а если вы у себя нашли ошибку, зачеркните карандашом, а потом разберетесь, в чем ошиблись и исправите, сделав работу над ошибками.

Ребята, какие знания вам понадобились для того, чтобы выполнить данное задание? (таблица сложения и вычитания, порядок действий и, конечно же, знание таблицы умножения и соответствующих случаев деления).

На протяжении вот уже полугода мы с вами кропотливо работаем над одной и той же темой. Сформулируйте мне ее. (Таблица умножения). Верно, ребята. Мы даже составили с вами наилучший – краткий вариант таблицы умножения ( показ на обратной стороне доски). Дома вы должны были ее выучить.

Таблица умножения

Достойна уважения.

Она всегда во всем права:

Чтоб ни случилось в мире. –

А все же будет дважды два

По-прежнему четыре.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Создание настроя.

Звучит песня о сказке из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити».

Дети успокаиваются.

— Пока звучит музыка, запишите в тетрадях дату, слова «Классная работа» и откройте учебники на с.16.

Посмотрите внимательно и скажите, какова тема нашего урока?

Итак, мы действительно сегодня будем закреплять знание таблицы умножения (слайд 2).

Выделение и формулирование познавательной цели с помощью детей.

Сформировать представление детей о том, что они будут закреплять и повторять.

Какие задачи на уроке мы перед собой поставим сегодня?

Планирование совместно с детьми и учителем своих действий в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.

3. Устный счет.

– Жили-были обычные дети Витя и Маша (слайд 3). Маша верила в сказки, а Витя в сказки не верил, он увлекался наукой. Но однажды под Новый год случилось несчастье в сказочной стране (слайд 4) – злой Кощей похитил одну добрую сказочную героиню. Надо ее спасать! И ребята решили это сделать. И мы с вами можем им помочь. В этой невиданной сказочной стране все подчинено законам математики. Если мы справимся со всеми заданиями, то победим Кощея и спасем бедняжку. К счастью, у нас будут помощники – герои разных сказок. А кого же мы будем спасать?

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям сказки. Формирование положительного отношения к знаниям по математике, понимание необходимости знаний.

Чтобы узнать, кого похитил Кощей, надо выполнить первое задание и разгадать шифр, а для этого надо вспомнить таблицу умножения, которую уже давно изучили.

Мы начинаем нашу работу

Как всегда с устного счета

Слайд 5 используется для устного счета и повторения пройденных примеров на умножение и деление.

В игре «Узнай, кого надо спасти» при решении примера необходимо нажать на кружок с правильным ответом, после этого кружок исчезает, на его месте появляется буква, которую необходимо запомнить, чтобы в последствие составить слово. К следующему примеру переход осуществляется нажатием на кружок с буквой. В конце переход к слайду 6БЕЛОСНЕЖКА для проверки также осуществляется при щелчке по кружку с последней буквой.

Сменить слайд можно при нажатии на стрелочку, которая появляется внизу слайда при показе презентации. Хотя суть в том, что слайд не сменится, пока все примеры не будут решены, а случайный выбор исключается.

— Еще одна сказочная математическая зарядка, чтобы лучше справиться с препятствиями и открыть ворота в сказку.

1) Кощей запер похищенную девушку в своем замке далеко, за тридевять земель. Три девять земель – это сколько? (27)

2) А теперь задача-шутка: в поисках Царевны-Лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота, в каждом из которых встретил по 10 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван-царевич прежде, чем нашел Царевну? (40)

После решения задач по щелчку открывается одна створка ворот (слайд 7) и появляются примеры.

— Ну вот, одну створку мы открыли, а на ней примеры, если правильно решите примеры, то ребята смогут попасть в волшебную страну. Записывайте только ответы. А потом проверим.

86 — 13

54 — 14

4 · 5

3 · 8

12 :4

43 + 57

100 — 25

По щелчку – проверка, появляются ответы примеров. После проверки по щелчку открывается вторая створка ворот, по следующему щелчку дети перемещаются по мостику.

— Ребята попали в сказочное царство.

4. Работа по теме.

Перед ними молочная река с кисельными берегами. (Слайды 8-15)

Как же через нее перебраться? Можно перебраться по камушкам. Но они тоже математические. Для того чтобы перебраться по ним, надо вспомнить вспомнить таблицу умножения и соответствующие случаи деления.

Слайды 8-15 направлены на повторение примеров уже по теме урока и построены в виде интерактивной игры. При смене слайда появляется пример, решив который, необходимо нажать на камень с правильным ответом, после чего он перемещается в реку. Чтобы перейти к следующему примеру, нужно нажать на изображение детей. Изображение камней и детей работают, как триггеры.

— Ребята с нашей помощью перебрались через реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Витю и Машу к избушке на курьих ножках (слайд 16). Вошли они в избу и видят – сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела ребят и говорит: “Знаю, зачем пришли. Но сначала помогите мне разобраться с математикой. Умножать я умею, и складывать, и вычитать вроде тоже, а вот результат все время получается неправильный».

— «Если решите», – говорит Баба-Яга,– «могу дать вам волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею».

«Нет, – говорит Маша, – нам надо скорее. Дайте нам лучше ступу».

— Что ж, берите. Да только вместо топлива работает она на «математическом ускорителе».

— Чтобы ступа смогла взлететь, надо правильно решить задачу и узнать сколько стоит топливо для ступы.

— Да в ступе еще и три кнопки. Как узнать, на какую нажимать, чтобы завести ступу? Надо разгадать шифровку. А чтобы быстрее завести ступу и улететь, все будут решать задачу, а трое учеников разгадают шифровку (по одному ученику от каждого ряда)

Шифровка №1

82-36 : 4

81 : 9

48 : 8 · 7

7 · 5

3 · 8 : 6

7 ·1

73 – Н

42 – Ж

4 – Т

9 – А

35 – А

7 – Ь

Шифровка №2

52+27:3

56 : 8

45 : 5 · 6

8 · 5

2 · 9 : 3

8 · 0

61 – Ж

54 – Л

6 – У

7 – Ё

40 – Т

0 – Ю

Шифровка №3

94+24 : 4

54 : 6

36 : 6 · 4

9 · 5

3 · 4 : 2

8 – 0

100 – К

24 – 0

6 – К

9 – Н

45 – П

8 – У

— Поможем Бабе-Яге и ребятам?

Слайд 17. После проверки по щелчку появится ступа.

Проверка шифровок – собрать предложение: «Нажать жёлтую кнопку».

Слайд 18

“Литр топлива для ступы стоит 6 рублей. Сколько денег надо уплатить ребятам за 7 литров топлива?” (двое у доски — на крыльях)

Слайд 18 направлен на отработку задач на нахождение произведения. На слайде имеется таблица для заполнения после разгадывания шифровки. Здесь можно попросить детей вписать ответы по ходу решения (при наличии интерактивной доски), а потом проверить результат щелчком. После щелчка появляется и ответ задачи, которую также можно проверить.

При двойном нажатии желтой управляющей кнопки ступа улетает.

— Завели ступу. Улетели ребята. Приземлились прямо перед подземельем Кощеевым (слайд 19).

— А перед тем как войти, решили они гимнастику сделать, чтобы легко справится с Кощеем. Давайте и мы сделаем гимнастику, поможет нам еще один сказочный герой: деревянный мальчишка с длиннющим носом. (Буратино)

«Физминутка» (слайд 20).

— Пробрались ребята в подземелье. А Кощей испугался, что смерть его пришла (слайд 21). И решил добреньким притвориться. И говорит Вите и Маше:

— «За Белоснежкой пришли? Давайте мирно договоримся: задам я вам всего одну задачу. Решите её – забирайте Белоснежку, а не решите – навеки-вечные в подземелье моем останетесь».

— Делать нечего. Согласились ребята. Говорит Кощей (слайд 22):

«Смерть моя находится в небольшом ларце. Длина ларца 7 дм, ширина 9 дм. Узнайте площадь ларца. Узнаете, отпущу и вас, и Белоснежку!»

— Поможем ребятам выполнить это задание – в тетрадях самостоятельно.

Взаимопроверка.

В случае, если произошла задержка на каком-то задании и времени не хватает, с 22 слайда можно сразу перейти на последний, минуя самостоятельную работу по учебнику, для этого необходимо нажать на изображение детей.

— Выполнили ребята и это задание. Но обманул их Кощей. Кинулся он на ребят, но они ловкими оказались, увернулись от старика Кощея, недаром по утрам зарядку делали. А вы не забываете делать зарядку?

Слайд 23:

Добрались они до трона, схватили ларец, в котором смерть Кощеева, но чтобы открыть его, надо задание выполнить, которое на ларце написано. А времени мало, Кощей все ближе. Давайте быстро поможем ребятам справиться с последним заданием – заданием проверкой на знание таблицы умножения (с. 16 № 5 – в учебнике)

Проверкаслайд 24 (при смене слайда появляются звездочки с ответами)

Победили Кощея! Освободили Белоснежку! (слайд 25)

5. Итог урока

— А что помогло нам справиться с трудностями, что мы делали, чтобы помочь ребятам спасти сказочную героиню? (знание таблицы умножения).

А еще? (работа в группах пословицы о труде)

Осознание ответственности за общее дело

5. Подведение итогов. Рефлексия – 5 мин.

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Оценивание ребят с помощью карточек.

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности.

Самооценка на основе критерия успешности.

— Какие моменты урока вам больше всего запомнились?

-Что было легко? А когда возникли трудности?

— Что вам понравилось?

— Что повторили? (таблицу умножения и деления.)Хорошо мы с вами потрудились. Ведь самое главное в жизни — это труд.Труд кормит человека, а лень портит. Сейчас ваш основной труд-учеба в школе. Учиться надо добросовестно

— Кто может сказать про себя, что теперь он знает таблицу умножения еще лучше?

Молодцы, вы сегодня хорошо поработали!

Вспоминают материал, который повторяли на уроке, выявляют недостатки тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Формирование положительного отношения к труду. Рефлексия способов и условий действия.

Оценка своей деятельности на уроке.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Домашнее задание: 1) Повторить таблицу умножения и деления.

2) с.16 № 3, 6.






map