Открытый урок по окружающему миру 4 класс



Открытый урок по окружающему миру 4 класс

Тема: «Сокровища Земли под охраной человечества».

Цели: ознакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей; познакомить с Международной Красной книгой; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Оборудование: слайды, фотографии, картины с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия; Международная Красная книга СССР, рисунки с изображением животных, газеты на тему: «Планета в опасности!», у учителя краткое сообщение об объектах Всемирного наследия.

Ход урока.

Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Интересное узнать.

-Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры, и о Международной Красной книге.

II. Проверка знаний и умений.

— А теперь хотелось бы узнать, У скольких экологов класса знания на «пять».

1) Графический диктант.

-Если вы согласны с моим утверждением, ставьте знак ⌂ («да»), а если не согласны — знак ○ («нет»):

• Человек — властелин и покоритель природы. (○)

• Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды. (⌂)

• Экология — это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (⌂)

• Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны. (⌂)

• Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли. (○)

• Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается. (○)

• Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды. (○)

• Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов. (⌂)

(Ответ: ○ ⌂⌂⌂ ○ ○ ○ ⌂)

2) Взаимопроверка работ.

3) Конкурс плакатов «Планета заболела» с кратким комментированием.

III. Изучение новой темы.

-Начинаем заседание экологического совета 4 класса. Тема заседания — «Сокровища Земли под охраной человечества».

В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо – египетские пирамиды — сохранилось до нашего времени. (Демонстрируются слайды с фотографиями Семи чудес света: египетские пирамиды, «вмсячие сады Семирамиды», храм Артемиды Эфесской, Зевс Олимпийский, мавзолей в Галикарнасе, Фаросский маяк, Колосс Родосский.) (Учитель делает краткий комментарий каждому объекту).

-Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. О Всемирном наследии мы заслушаем сообщение Лены Иерусалимовой.

Лена Иерусалимова: Всемирное наследие включает объекты природы, объединенные названием «Всемирное природное наследие», и объекты творения человеческих рук, объединенные названием «Всемирное культурное наследие». Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия. Круг символизирует природу, а квадрат в центре — творения человеческих рук. В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется. В этом списке есть ряд объектов природы и культуры России.

Учитель: — Изучим карту-схему на стр.56-57 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк.

( Просмотр слайдов с объектами: Большой каньон в Северной в Африке, Большой Барьерный риф у берегов Австралии, вулканы Камчатки, озеро Байкал, Алтай — Золотые горы в Евразии.)

— Как вы думаете, почему мы обязаны сохранить уникальное озеро Байкал?

-Назовите объекты культурного наследия: (Статуя Свободы в Нью-Йорке, Абу — Симбел, Мемфис — древняя столица Египта, афинский Акрополь ,Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи -деревянные церкви, исторический центр Санкт – Петербурга, Великая Китайская стена.) (Демонстрация слайдов, краткий рассказ).

-Среди названных объектов находятся достопримечательности Всемирного наследия России. Об одном объекте нам расскажет следующий докладчик Давыдова Алина:

Алина Давыдова: — Перед вами Московский с его величественными зубчатыми стенами, башнями с высокими шатровыми кровлями. Стены Кремля сложены из красного кирпича. Башен девятнадцать, всем знакома Спасская башня с курантами. Внутри Кремля расположены соборы — это целые архитектурные ансамбли. Красная площадь у стен Кремля имеет свою историю. На ней тоже находятся выдающиеся памятники архитектуры.

IV. Физкультминутка. Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно мы похлопаем, А потом потопаем. Хорошо мы погуляли И немножечко устали.

V. Работа по теме.

1) -Переходим к обсуждению следующего вопроса: «Международная Красная книга». К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Идея создания Красной книги возникла в конце 50х годов XX века. Об этом нам расскажет ваш одноклассник Тарабрин Никита.

Никита Тарабрин: Ученые посчитали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы. Впервые Красная книга была издана в 1966 году. Она включала в себя описание 200 видов птиц, около 100 видов млекопитающих и 25 тысяч видов растений. Основная цель книги — выявление, учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

— В ваших учебниках на стр.60-61 помещены рисунки нескольких видов животных из Международной Красной книги. Попробуйте объяснить, почему эти виды попали под угрозу исчезновения? (Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу. Также черепахи гибнут от загрязнения океана).

2) Показ слайдов : гребнистый крокодил, большая панда,белый носорог, утка-мандаринка, орнитоптера Александры, зеленая морская черепаха, жук-геркулес, амурский тигр.

Стр.61-62 читаем о большой панде.

-Почему большая панда была занесена в Красную книгу? (Потому что их отлавливали для зоопарков, отстреливали для музеев, а живут они только в горных лесах Китая, этих животных стало очень мало).

-Мы еще можем сохранить редкие виды растений и животных, если каждый из нас поймет: «Что небо без птиц — не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей — не земля!»

3) Игра: «Узнай животных».

Работа в парах. На столах лежат конверты с карточками — названиями животных. Дети должны выбрать тех животных, которые внесены в Красную книгу.

Карточки: слон, большая панда, волк, гребнистый крокодил, зебра, белый носорог, утка мандаринка, колорадский жук, орнитоптера Александры, саранча, зеленая морская черепаха, жук-геркулес, амурский тигр.

4) Подведение итогов игры.

VI. Работа в рабочих тетрадях.

Стр.16 №1. –Используя текст учебника, дайте определение.Что такое Всемирное наследие? (Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры)

-Запишите в тетради.

№2. Рассмотрите схему «Всемирное наследие». Закончите ее.

-Что такое Всемирное природное наследие? (Объекты природы) Культурное наследие? (Творения человека)

— Назовите Всемирное наследие России. (Озеро Байкал, Алтай – золотые горы, вулканы Камчатки).

— Запишите в тетради.

Назовите культурное наследие России. (Кижи — деревянные церкви, исторический центр Санкт — Петербурга, Московский Кремль и Красная площадь).

Стр.18 №7.

— Используя текст учебника, сформулируйте определение. Что такое Международная Красная книга? (Это книга, в которую занесены самые редкие виды животных и растений разных стран)

Стр.19 №9.

-Раскрасьте фрагменты с точками. Кто у вас получился? (Носорог.)

VII. Закрепление.

— На нашем заседании мы обсудили два важных вопроса. Пришло время подвести итоги. Что такое Всемирное наследие?

-Запишем схему:

Всемирное наследие природное культурное

Озеро БайкалСтатуя Свободы

Большой каньонАбу — Симбел

Водопад ИгуасуМемфис

Водопад Викторияафинский Акрополь

Большой Барьерный рифВенеция

Вулканы КамчаткиМосковский Кремль и

Алтай — золотые горыКрасная площадь

Кижи

Историч. центр Санкт —

Петербурга

Великая Китайская стена

VIII. Подведение итогов урока.

— Как вы оцениваете работу нашего экологического совета? – Какие вопросы, на ваш взгляд, были наиболее актуальными? Рефлексия: Оцените свою работу на уроке. Поставьте в рабочей тетради либо улыбающуюся мордашку, либо грустную.

IX. Домашнее задание.

Стр. 54-62 «Проверь себя», в рабочей тетради стр. 18 № 6,10.




map