Открытый урок по окружающему миру Кто такие птицы



ТЕМА: Кто такие птицы?

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с птицами, показать их разнообразие красоту;

учить выделять существенные признаки природных объектов;

продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас 1 класс»;

карточки для работы в группах; рисунки птиц,

плакат с изображением Зеленого острова; чучела птиц,

перья птиц (большие и маленькие); застежка-молния; видеоаппаратура; видеофильм, запись голосов птиц на аудиокассете, магнитофон.

ХОД УРОКА.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

-Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие на наш природный островок. Мне очень приятно путешествовать с вами вместе, я рада видеть ваши улыбки, а ваши глаза мне говорят о том, что вы не просто путешественники — вы исследователи.

-Какое замечательное название предмета- «Мир вокруг нас»! И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! Вот бы посмотреть на него сверху! Давайте попробуем взлететь. Взмахните руками! Сильнее! Машем! Машем! Не получилось? Тогда давайте попробуем со словами. И сделаем еще одну попытку.

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем!

Что мы сидим?

(Дети встают, машут руками, как крыльями, и издают звуки, подражая голосам птиц).

-Опять не вышло? Почему, ведь мы так старались!

(Мы люди. Люди не летают как птицы.)

-Ребята люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, подобные птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку осуществить мечту о полете.

-Ребята, видели ли вы птиц? Где?

(Выслушиваются ответы детей).

-Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока: «Кто такие птицы?»

( Учитель прикрепляет к лесной поляне фигурку птицы.)

3. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

( Учитель берет в руки «яйцо». Оно раскрывается, из яйца появляется цыпленок).

-Ой, кто ты? Не знаешь? Что-что? Маму потерял? Хочешь узнать, кто такие птички? Ребята, надо ему помочь! Выяснить главную особенность птиц, ответить на вопрос — кто такие птицы, а заодно и найти маму цыпленка.

(Звучит песня «Кто же такие птички?».) Дети слушают куплет, и припев.

-Кого считают птицами? Что умеют делать птицы? (Птицы умеют летать.)

-А кто еще умеет летать? «бабочка, стрекоза, летучая мышь).

-Ребята, посмотрите на нашу зеленую полянку. На окраине деревни прокукарекал петух, созывая кур. Большая бабочка пролетела над цветущей поляной. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь.

А в глубине леса с ветки на ветку прыгает перелетает удивительное животное

белка-летяга.

—Какие разные животные! Но все они умеют летать. Значит все они птицы?

(Петух — это птица. Бабочка — насекомое.)

-Кто такая летучая мышь мы не знаем.

-Кто такая белка-летяга, мы тоже не знаем.

-Чтобы точно определить, какое животное — птица, мы должны знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Подходит ли признак — умение летать? (Умение летать не подходит. Мы знаем что не только птицы умеют летать, но и насекомые. А птица петух летает очень плохо). И еще птица страус, пингвины не могут летать. Поэтому можем ли мы утверждать, что умение летать — главное у птиц? (нет, умение летать не главная особенность птиц.

Значит, мы не нашли ответ.

ЗВУЧИТ 2 КУПЛЕТ ПЕСНИ.

Согласны ли вы с тем, что птицы поют? (мы слышим звучание птичьих голосов, его называют пение. Но поют также дельфины, касатки, значит, и это не главное.

ЗВУЧИТ ТРЕТИЙ КУПЛЕТ ПЕСНИ.

Что скажете? Согласны ли вы с тем что, птицы вьют гнезда? (да, птицы вьют гнезда.)

Ребята, но есть такие птицы, которые кладут просто яйца на камни, на землю. «Вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Какой вывод можно сделать? ( то, что птицы вьют гнезда,- тоже не главное)

ЗВУЧИТ ЧЕТВЕРТЫЙ КУПЛЕТ ПЕСНИ.

-О чем говорится в этом куплете? (птички несут яйца).

-Да птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.

— Значит, ребята, и это не главное.

-Ну, давайте сделаем вывод о том, что умеют делать птицы птицы?

ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ, ПОЮТ, НЕСУТ ЯЙЦА, ВЬЮТ ГНЕЗДА.

А другие животные умеют это делать? (да).

Можно ли утверждать, что это не главные отличия для птиц?(да).

Значит, мы не совсем помогли цыпленку, не узнали то, что он просил. Так давайте, ребята, поможем нашему гостю, продолжим наше наблюдение.

Ребята, обратите внимание на чучело птицы. Что у него есть такого, чего нет у других животных? ( перья)

Можно ли отнести летучую мышь и белку-летягу к птицам? (нет, их тело покрыто шерстью).

Ребята, а если Мудрая черепаха прицепит перья, станет она птицей?(нет).

Тогда ответьте, кто же такие птицы? (животные, тело которых покрыто шерстью)

Давайте прочитаем вывод на странице 24.

А сейчас мы с вами рассмотрим строение тела птицы. Поможет нам в этом рисунок на стр. 24. Как называется эта птица? (голубь)

Как вы поняли, что это голубь? (ВИДЕЛИ НА УЛИЦЕ.)

А это птица?

Учитель открывает на доске рисунок гуся.

Я называю части тела голубя, а вы показываете обратной стороной ручки ту часть тела голубя, которую я назвала. А я буду прикреплять карточки с названиями частей тела к изображению гуся.

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ.

-Как устроено тело гуся и голубя? (одинаково).

-Найдите те же части тела у курицы.

-А теперь рассмотрите изображение гусей. Какая часть тела у них не видна? (ноги)

-Сколько ног у птицы? (две).

-Передние ноги птиц уже давно превратились в крылья. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

-Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных — наличие перьев на теле. Ребята, а хотелось ли вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира — внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время превратимся в ученых, возьмем самый простой микроскоп — лупу и будем исследовать перья. Выньте из конвертов перья, сравните их по цвету, форме, размеру. Какие они? (разные). -Что общего у всех перьев? (есть стержень, волоски).

-Возьмите самое крупное перо и рассмотрите бородки(волоски).Кто увидел на них маленькие крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка-молния

-Отрежьте кончик пера, рассмотрите срез. На что он похож? (на пустую трубочку)

-Значит, перо легкое, там воздух.

-А теперь тихо встаньте, положите на ладонь перо и подуйте так, чтобы оно

не улетело далеко. Почему перо взлетело? (оно легкое).

-Садитесь.

УЧИТЕЛЬ БЕРЕТ ЛИСТ БУМАГИ, ДЕРЖИТ ЕГО ЗА КРАЙ. ДВА УЧЕНИКА СНИЗУ ДУЮТ.

-Лист держится в воздухе. Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам.

-Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете?(стало тепло).

-Сделайте вывод.

-Перья согревают тело птиц.

— Итак, ребята, давайте сделаем вывод. Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета. Самые мягкие, пушистые перья согревают птицу. Перья гораздо теплее меха. Мы видим, как в холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают. Для смазывания они пользуются жидкостью над хвостом, и перья не намокают.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

-Муравей-Вопросик говорит, что очень хотел бы себя почувствовать птицей и немного полетать.

-Давайте мы с вами руками помашем

И что-нибудь птичье давайте мы скажем…

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем — что мы сидим?

6. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗНАКОМСТВА С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Посмотрите и назовите птиц, которые изображены на этой странице (дятел, синица, воробей, сова, ласточка, утка).

Сейчас мы с вами посмотрим этих птиц на экране, но мы их еще и послушаем.

7. ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА.

ДЯТЕЛ.Неутомимый лесной барабанщик — это дятел. Когда дятел стучит клювом по стволу дерева, по лесу разносится барабанная дробь.

УТКА.Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку, Спотыкалочку.

ЛАСТОЧКА Спередишильце,

Сзади — вильце,

Сверху-черное суконце,

Снизу белое полотенце.

-Это, конечно, же, ласточка. Жизнь ласточки напрямую связана с жизнью человека. Они строят свои уютные гнездышки под карнизами каменных и деревянных домов. Люди издавна относились к ласточкам с любовью, дали им ласкательное имя.

СОРОКА.Сорока — это, конечно, известная всем с детства «сорока- белобока». Голос сороки-стрекотание повторяющееся «чек-чек». Сорока- ловкая, подвижная, суетливая птица.

ВОРОБЕЙ. Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых и умных

птичек. Люблю их бодрое чириканье. Стало сильнее пригревать солнышко и сразу на крышах начинают громко чирикать веселые воробьи.

ВОРОН. Крупная птица, в два раза больше голубя, черная с синеватым

отливом. Молодые птицы выкрикивают «каа, каа»; с возрастом голос становится более низким, и они издают гортанное «кру- кру».

КУКУШКА.Трудно представить лес без птиц, без их пения, но еще труднее без кукушки. Громкое «ку- ку» каждый из нас неоднократно слышал.

СОВА.Днем я сплю, а ночью летаю хорошо я поступаю? Сова издает скулящие звуки и свист, жалобное « у- у у», ухает.

СИНИЦА.Никак не пойму, почему вас называют синицами? – спросила

белка у сидевшей на ветке — птицы. Сколько смотрю, а синих перьев так ни разу и не видела.

А ты лучше послушай как я разговариваю,- ответила желтогрудая птица с черной головкой, — сразу станет ясно.

Си- си -си- услышал зверек. Птица громко попискивала, будто сама себя называла.

8. ИГРА — СОРЕВНОВАНИЕ «КТО БОЛЬШЕ?»

А сейчас мы с вами поиграем в такую игру. Вы должны назвать по очереди птиц. За каждую названную птицу группа получает перо. Выигрывает та группа, которая больше получит перьев.

9. ИТОГ УРОКА.

Вы теперь уже специалисты, по своим наблюдениям приблизились к ученым-орнитологам и можете сказать: чего не знал цыпленок?

Он нам задавал вопрос « КТО ЖЕ ТАКИЕ ПТИЦЫ?»

Давайте мы ему ответим.

Животные, тело которых покрыто перьями.

Ребята, а кто же его родители?

УЧИТЕЛЬ ПОМЕЩАЕТ НА ДОСКУ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕТУХА И КУРИЦЫ.

Кто вырастет из цыпленка?

Петух или курица.

До свидания, цыпленок! Помашем ему рукой.

Мир птиц разнообразен. На земле их больше 9 тысяч видов. Существуют птицы разные по окраске, размерам и образу жизни. Самая маленькая величиной с пчелу. Самая большая достигает 2,5 метров. Птицы великие труженики. Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса. Птицы не только полезны — они очень красивы, интересны. Их надо беречь.

10.ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ С ГОЛОСАМИ ПТИЦ.

11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

— Найдите в библиотеке книги о птицах.




map