Открытый урок по окружающему миру в 3 классе



Открытый урок по предмету « Окружающий мир» 3 класс.

Учитель начальных классов — Кумбатова Т.А.

Тему: «Память о прошлом».

Цели:

*подчеркнуть значение изучения прошлого;

*указать роль науки истории в жизни общества и значение

изучения истории для конкретного человека;

*обучать самостоятельному решению проблем;

Средство:

*открытие знаний вместе с детьми;

Задачи:

*сформировать у детей представления об исторических источниках;

*развивать умение элементарного анализа источников истории;

*воспитывать бережное отношение к памятникам старины;

*побуждать детей высказывать различные версии решения проблем;

*развивать творческое мышление;

Ход урока.

1.Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

После изучения темы «Живая связь времён»,дети готовили рассказы о своей семье и на уроке Риторики составляли генеалогическое древо и приносили семейные фотографии по которым можно было узнать об эпохе,в которую жил человек,о его характере, об одежде и даже профессии…Но можно ли по фотографии узнать о том, что было 500 или 1000 лет назад?

Проблемный вопрос: откуда мы можем узнать о жизни людей, живших сотни и тысячи лет назад, когда ещё и фотоаппарата не было и живых свидетелей тех времён уже не осталось?

Дети: о прошлом можно узнать из фильмов, из книг, которые мы читаем, из летописей, из старинных книг, из вещей, найденных при раскопках…

3.Введение в новую тему.

Учитель: сегодня мы познакомимся с удивительным памятником.

Когда мы входим в древний Новгородский кремль, первое, что мы видим на его территории- это великолепное и сложное сооружение Михаила Осиповича Микешина – памятник « Тысячелетие России».

Фото1.

Открытие памятника состоялось – 21 сент. 1862 г., в присутствии императора Александра II .

Общая высота памятника около 15 метров. Всего на памятнике 129 скульптурных фигур. По общим очертаниям памятник напоминает колокол. Верхняя его часть представляет собой шар, диаметр шара – державы – 4 метра, вес – 400 пудов. Высота креста на шаре – 3 метра.

Коленопреклонённая женщина олицетворяет Россию ,а осеняющий её ангел с крестом – православную церковь. Вокруг шара шесть скульптурных групп, отражающих шесть главных эпох в истории России.

Первая группа включает фигуру легендарного Рюрика и языческого бога Перуна.

Вторая группа изображает «введение христианства» — здесь представлен киевский князь Владимир…

Третья группа изображает начало освобождения Руси от «татарского ига» и представляет князя Дмитрия Донского, попирающего побеждённого татарина.

В четвёртой группе, олицетворяющей «основание самодержавия»,представлен великий князь Иван III …

Пятая группа представляет «начало династии Романовых».Высота гранитного пьедестала – 6 метров.

Шестая группа, которая изображает « основание Российской империи», включает Петра I и крылатого ангела, указывающего ему путь на север ,где была основана новая столица.

Далее рассматривается подножие памятника и дети называют известных им людей.

Здесь объединены «Просветители народа», «Государственные люди», «Военные люди и герои», « Писатели и художники»…

Первичное закрепление и получение новых знаний.

Вопрос.

Можно ли об этом памятнике сказать, что он – « живая история России» ?

Дети: а) можно;

б) нельзя, т.к. живых свидетелей уже нет.

Учитель. Как же можно достоверно узнать о прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось?

Проблема урока записывается на доску.

Версии детей могут быть такими:

— о прошлом мы можем узнать по фотографиям;

— по старинным картинам;

— по находкам археологов;

— по летописям, памятникам;

-до наших дней сохранились обычаи, праздники, игры, песни, сказки т. д., созданные нашими предками.

В качестве подсказок использовать иллюстрации учебника на стр.22.

Учитель: можно ли назвать перечисленные вами предметы « историческими источниками» ?

Дети: да, потому что как река наполняется за счёт своих родников, так и историю можно изучать по «историческим источникам».

Учитель: объясните значение слова « исторический источник» ?

Дети: это вещи, предметы по которым можно изучать историю.

Учитель: а что такое « история» ?

Где можно точно узнать значение этого слова (кроме учителя) ?

Дети: лексическое значение слова « история» можно прочитать в толковом словаре ,где написано,

что « история» — это…память человечества о прошлом ,о выдающихся событиях и людях….

Работа с учебником на странице 22-23.

— Подбери подписи к иллюстрациям. Что изучают учёные – историки?

— Где можно встретить «исторические источники»?

Дети: в музее…

Учитель: исторические источники находятся в исторических музеях. Один из самых известных – Государственный исторический музей .Рассмотрим иллюстрацию. Опишите, каким вы видите это здание?

Учитель: Исторический музей основан в 1872 году в Москве. Музейные коллекции были собраны усилиями научной общественности всей России, а также за счёт даров коллекционеров. Здание музея было построено на Красной площади в

1875-1883 годах в русском стиле по проекту архитектора В.Шервуда.

Для проверки предположений и расширения знаний детей предложить прочитать вслух фрагмент текста «Родники истории».

Учитель: теперь отметьте знаком «+» те версии на доске, которые подтвердились.

Ребята, вы согласны с тем, что памятник « Тысячелетие России» можно назвать « живой историей»?

Дети высказывают свои мысли.

Учитель: так зачем нужна наука «история», зачем нам нужно знать о прошлом?

Ученики высказывают свои предположения. После этого можно подвести итог, используя слова российского учёного-историка В.О. Ключевского: «История- это фонарь,зажжённый в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее!»

Выражение решения проблемы.

Откуда люди узнают о далёком прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось?

Дети совещаются в группах и формулируют свои выводы.

Применение новых знаний организовать с помощью вопросов 1-4 после текста.

Итог урока.

Приготовьте смайлики и оцените свою работу на уроке.

Далее спросить у учеников о том, что было непонятно, что было трудно, а что интересно.

Домашнее задание: выполнить одно задание в тетради к теме 4.






map