Открытый урок по окружающему миру в 4 классе



Открытый урок по окружающему миру в 4 классе.

Тема урока: Наш край — Татарстан

Цели урока:

Сформировать представление обучающихся о родном крае.

Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой.

Развивать интерес к природе Татарстана, познавательную активность.

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование:

Административная карта России,

карта Республики Татарстан,

индивидуальные контурные карты,

карточки — “помогайки” для групп,

Индивидуальные задания,

гербарий растений, картинки животных.

Мультимедия, презентации

Эпиграф:

Что может быть милей Бесценного родного края? (Н. Языков.)

Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

-Добрый день , ребята, какой сегодня прекрасный день. Сколько гостей у нас собралось! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

(Звучит запись песни «Наш край»)

— Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня будем о нашем крае)

— Да, совершенно верно. Мы сегодня еще раз поговорим о нашем крае — Республике Татарстан, послушаем и посмотрим ваши творческие работы , а потом проверим ваши знания по теме «Наш край».

II. Работа над темой.

— Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наша Родина — Республика Татарстан — на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

-А где находится наша Республика? Покажите, пожалуйста, на карте Российской Федерации наш Татарстан.

Наша республика расположена в восточной части Восточно-Еропейской ,или

Русской , равнины, у слияния великих рек Европы Волги и Камы.

— Кто наши соседи?

Соседями Татарстана являются Чувашская республика, республика Марий-Эль ,Удмуртия,и Башкортостан, Кировская, Оренбургская, Самарская и Ульяновская области.

— В какой природной зоне мы живем?

Большая часть республики находится в зоне лесостепи. Здесь холодные зимы и умеренно- теплое лето. Мы имеем хорошо выраженные четыре времени года: весну, лето, осень и зиму. Каждое время года имеет свои прелести и особенности.

-Чем богат наш край?

Наш край очень богат разными природными ресурсами. Полезными ископаемыми, земельными угодьями, подземными и поверхностными водами, лесами и бескрайними полями.

Главные полезные ископаемые нашей республики- нефть и газ. В каких районах их добывают?(В Азнакаевском, Альметьевском и Лениногорском районах)

Ребята, что дает наш край стране?

Основные продукты вывоза нашего края – сырая нефть, газ, грузовые автомобили, часы, газовые плиты, медицинские приборы и инструменты, изделия бытовой химии, обувь, меховые изделия, лекарственные препараты, нефтеаппаратура, гипсовый камень, автомобильные шины и некоторые другие продукции.

_-_А каков животный мир нашего края

Животный мир нашего края, богат и разнообразен. Самый крупный зверь – это лось. Лось – краса и гордость наших лесов. Он строен, высок и могуч. В елово-пихтовых лесах водятся белки. Зайцы чаще всего обитают в лесах и кустарниковых зарослях и редко – в полях, лугах. Лисицы и волки живут по всей территории республики. Медведь — редкий зверь. Он включен в список особо охраняемых животных. В 1994 году в наших краях появились бобры. Они тоже охраняются.

— На территории нашей республики можно встретить около трехсот видов птиц. Большинство из них появляются у нас весной. В это время наш край оживает, наполняется птичьим гомоном, посвистами, кукованием.

Филин любит жить в лесной глуши. Сейчас он в наших краях — редкая птица, поэтому подлежит охране. Рядом с нами живут и другие птицы: грачи, галки, ласточки. Прилетают зимой кормиться в селение серая ворона, сорока. Сколько вредных насекомых, личинок уничтожают эти птицы за лето!

Родной край! Как прекрасны твои богатства и как много дают они человеку! Ребята, можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края. Но мы знаем одно: кто побывал в нашем крае, непременно вернется еще раз, чтоб послушать шум леса, журчанье ручейка, пение соловья.

III. Творческая часть.

— А теперь , давайте познакомимся вашими работами.

1. Защита проектов- презентаций.

А) Наша Родина Татарстан

Б) Почему нажно беречь природу

В) Как мы можем беречь природу

Спасибо, молодцы, хорошо потрудились!

2. Чтение стихов о нашем крае.

IV. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась

Подтянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась

Два- изящно покружилась,

Три- нагнуласьи присела

На четыре – полетела.

V. Проверка знаний и умений. Самостоятельная работа

1) а–Дополните предложения:

Мой край расположен….

Наши соседи…

На территории края текут реки…

У нас есть города….

Главный город республики….

Добывают полезные ископаемые….

Преобладают почвы…

Мой край дает республике

2) Тест. Мой край.

1.Мой край расположен на материке…

А) Африка б)Евразия

В)Австралия г)Северная Америка

2. Мой край находится в природной зоне…

А) лесов б) тундра

В) степи г)пустыни

3. В моем краю растут….

А) кактусы, кипарисы б)ягель, клюква, карлковая ива

В) ель, береза, осина г) полынь, ковыль, саксаул

4. У нас обитают……

А)лоси, зайцы,кабаны б)косули, медведи

В) олени, медведи

5. территория моего края расположена в …..

А) тропическом поясе

Б) полярном поясе

В) умеренном поясе.

VI. Подведение итогов урока

– Какой вывод вы можете сделать из того, что услышали на уроке?

– Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал (а)…

Мне больше всего понравилось…

Домашнее задание.

Подготовить сообщение о природе родного края.






map