Открытый урок по окружающему миру в 4 классе_49619



Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «По природным зонам России»

Цели:

обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Природа России»;

развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;

воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе.

Наглядность и оборудование:

ноутбуки, компьютеры, интерактивная доска CMART Board,

слайды на «Сортировщике страниц» интерактивной доски;

презентация, выполненная в программе Power Point: «Путешествие по природным зонам России»»;

тест «Природные зоны» в программе «Экзаменатор»; видеосюжеты с рассказами учащихся;

мультимедийные диски «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008»

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Начинается наше занятие.Будет, думаю, оно увлекательным.По природе родной будем шагатьНаблюдать, анализировать, рассуждать.

— Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе.

II. Путешествие по природным зонам

1. Начинается вояж со станции «Географическая»

— Найди и исправь ошибки.

Открывается слайд на «Сортировщике страниц» интерактивной доски, на которой выполнена таблица. (Приложение 1, слайд 2)

Ученики по ходу задания вычеркивают неверный вариант.

Океаны

ТихийСеверный ЛедовитыйИндийскийАтлантический

Равнины

Западно-ЕвропейскаяВосточно-ЕвропейскаяСреднесибирское плоскогорьеЗападно-Сибирская равнина

Горы

КавказскиеУральские

Длинная река

ВолгаОбь

Глубокое озеро

БайкалОнежское

— Наша страна омывается морями океанов:

Тихого,

Северного Ледовитого,

Индийского,

Атлантического.

(Неверный ответ: Индийского).

— На территории России расположены равнины:

Западно-Европейская,

Восточно-Европейская,

Среднесибирское плоскогорье,

Западно-Сибирская равнина.

(Неверный ответ: Западно-Европейская).

— Каменным поясом России называют:

Кавказские,

Уральские горы.

(Неверный ответ: Кавказские горы)

— Самая длинная река России:

Обь,

Волга.

(Неверный ответ: Волга)

— Самое глубокое озеро:

Байкал,

Онежское.

(Неверный ответ: Онежское).

— Перечислите, на какие природные зоны условно поделена территория России?

(Приложение 1, слайд 3)

— А какие именно природные зоны мы изучили, вспомним, узнав зону по описанию. Слово проводникам.

Запуск видеосюжетов с рассказами учеников.

1 ученик: Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. К суровым условиям приспособились немногие живые организмы. Это лишайники, мхи, полярные маки. Из животных в этих местах больше всего птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Так же обитают: тюлени, белые медведи, моржи. (Арктика)

2 ученик: Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. Там очень много различных мхов. Кроме того, здесь растут морошка, олений лишайник, ягель, голубика, брусника, карликовая березка, карликовая ива. Растения низкорослые. Летом много комаров, мошек. На лето прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Постоянно живут белая куропатка, белая сова, песцы, волки, кречет. Замечательный обитатель этой зоны – дикий северный олень. У них густой мех и живут стадами. (Тундра)

3 ученик: Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. В этой зоне растут: ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна, дуб, клен, липа, ясень, вяз. Обитают: кедровка, бурундук, летяга, соболь и т.д. (Лесная зона)

4 ученик: Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. Часто дуют горячие сухие ветры.Здесь растут разнообразные травянистые растения: тюльпаны, ирисы, ковыль, типчак. Разнообразны насекомые кобылки, кузнечики. Кормятся насекомыми это: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа. Много грызунов: суслики, хомяки. Живут и пресмыкающиеся: ящерицы, гадюки. (Степи)

5 ученик: Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой Черное море. Здесь умеренно жаркое лето и теплая зима. На склонах растут: дуб, бук, каштан настоящий. Люди выращивают: пальмы, магнолии, грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики. Прекрасны насекомые этих мест: богомол, цикада, жужелица, олеандровый бражник. Здесь живут: косуля, бакланы, чайки. Очень интересны морские обитатели: дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы. (Черноморское побережье Кавказа)

6 ученик: Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. Одно из известных растений: верблюжья колючка. Еще растут: колосняк, джузгун. Обычными обитателями являются: тушканчики, песчанки, ушастый еж, корсак, песчаный удавчик, ящурка быстрая. Из более крупных животных замечательны сайгаки. Из домашних животных на первом месте овцы и верблюды. (Пустыня)

Подвижная музыкальная физминутка.

2. Подъезжаем к станции «Зоолого-Ботанической»

— Задача: расселить животных и распределить растения по природным зонам. Проектная работа про растении и животного занесенного в Красную книгу.

Учащиеся распределяют картинки с изображениями животных и растений по природным зонам.

3. Доезжаем до станции «Экологическая»

— По отношению человека к окружающей среде, можно судить о том, насколько значителен и интересен он сам. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей жизни.

— О чем я говорю? Что изучает наука экология?

Экология – это

Люди должны очень хорошо знать, как все связано в природе, как одно зависит от другого. Есть пословица: « Как аукнется, так и откликнется». Если по вине людей нарушается природа, это оборачивается против самих людей.

4. Подъезжаем к конечной станции нашего путешествия «Тестовой»

— Вам будут предложены вопросы по изученному материалу. Выбираем один из трех вариантов.

Учащиеся выполняют тест в тестовой оболочке «Экзаменатор» на ноутбуках и компьютерах. Во время выполнения теста учитель осуществляет контроль на учительском ноутбуке по беспроводной связи за всеми учащимися, работающими на ноутбуках.

1) В ледяной зоне растут …

кедры, березы, черемухи

лишайники, мхи, полярные маки

бузина, орешник, айва

2) В тундре обитают …

песцы, лемминги, волки

тюлени, моржи, киты

верблюды, лошади, коровы

3) В тайге растут:

дубы, сосны, ели

березы, липы, лиственницы

пихты, ели, кедровая сосна

4) Основным занятием населения степей является …

рыболовство

земледелие

оленеводство

5) В пустыне …

чаще всего осадков не бывает

выпадает много осадков в виде дождя и снега

выпадает малое количество осадков

6) В черном море у побережья обитают

киты, море, черепахи, тюлени

крокодилы, анаконды, котики

медузы, крабы, морские коньки

7) Экологические проблемы лесной зоны связаны ….

с неблагоприятными погодными условиями

с неумеренной охотой, браконьерством, вырубкой леса

с участившимися лесными пожарами

Компьютер оценивает выполнение теста.

III. Итог урока.

— Наше путешествие подошло к концу. Поделитесь своими впечатлениями, мечтами. Куда бы вы хотели поехать в реальности и почему?

Домашнее задание:

1 вариант: оформление Красной книги про растении Татарстана

2 вариант: оформление Красной книги про животных Татарстана

И закончим наше путешествие на приятной ноте: Песня






map