Открытый урок по окружающему миру



МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Урок окружающего

мира

в 1 классе

«Почему идет дождь

и дует ветер?»

Учитель начальных классов

Рябинина Елена Алексеевна

Пояснительная записка

В классе обучается 23 человека. Из них 12 мальчиков и 11 девочек.

Один из учащихся находится на повторном обучении. По итогам

психологического исследования 2 детей имеют высокий уровень

развития, 4 человека — низкий уровень, остальные — средний уровень

развития.

Класс обучается по учебно-методическому комплекту «Школа

России», учебник «Окружающего мира» под редакцией А. А.

Плешакова.

Тема урока: Почему идёт дождь и дует ветер? Занимает третье место

в общей теме «Почему и зачем?»

Тип урока — комбинированный, форма урока — урок-сказка.

Цели:

• Расширение и уточнение представлений детей о дожде и ветре, объяснение причины их возникновения; раскрытие этих явлений для жизни растений, животных и человека;

• Развитие творческого мышления, наблюдательности

• Воспитание любви к природе.

Выход на тему урока является деятельностью самих учащихся путем

классификации предметов и явлений.

Отбор содержания урока был сделан с опорой на личный опыт

учащихся. Все виды заданий соответствуют теме, целям и задачам

урока.

За основу был выбрала метод учебного диалога, когда в ходе вопросов дети самостоятельно приходили к открытию новых понятий. Учитывая возраст детей, использовались загадки.

На уроке использовались как традиционные формы организации, так и

интерактивные (работа в парах, группах).

Раскрывая понятие о взаимосвязи явлений природы, развивает у

учащихся диалектический взгляд на природу. Природа

рассматривается в состоянии непрерывного движения, обновления и

развития. Главным методом изучения природы является наблюдение

природных объектов.

На уроке учащиеся были в роли исследователя, чтеца, интервьюера,

помощника, художника, ученика.

Учитель был в позиции лектора-эксперта, организатора, консультанта

— фасилитатора (помощника). На уроке была создана предметно-развивающая среда, ребята работают с карточками, друг с другом, с учителем.Присутствовал и учет индивидуальных возможностей. Существовала обратная связь на основе вербальных и невербальных реакций. Использовались сигнальные круги с цветовым индикатором.

Урок окружающего мира

Тема урока: «Почему идет дождь и дует ветер?»

Урок-сказка

Цели урока:

1. Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре;объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растении, животных и человека.

2. Развивать творческое мышление, наблюдательность;

3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

1. Презентация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

2. Воздушный шарик;

3. Карточки, для работы в группах.

4. Экран, проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение целей урока

— Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие в страну «Почемучек»

— Посмотрите, какое яркое солнце присутствует у нас на уроке.

— Что вы ощущаете?

— Улыбнитесь друг другу, подарите им тепло и любовь свою.

И. Постановка темы, целей урока.

НА ЭКРАНЕ ОПОРНЫЕ СЛОВА:

СОЛНЦЕ

ВЕТЕР

ЛУНА

ЗВЕЗДЫ

ДОЖДЬ

— Прочитайте слова. Проклассифицируйте их. (Явления природы — Предметы природы)

— С какими понятиями мы уже знакомились на уроке окружающего мира? (солнце, звезды, луна)

— Какие понятия еще следует раскрыть и исследовать? (ветер, дождь)

— Какое действие совершает дождь? (идет)

— Какое действие совершает ветер? (дует)

— Основываясь на данных рассуждениях, попробуйте определить тему нашего урока.

(«Почему идет дождь и дует ветер?») — НА ДОСКЕ

— Сегодня у нас урок необычный, сегодня урок — сказочный.

— Отгадайте, какая сказка нас ждет, из какой сказки этот отрывок:

«Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ?

Учитель демонстрирует рисунок зеркальце и продолжает читать.

«Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

«Ах ты, Мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло…»

Ученики отвечают, что это отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

— Ребята, кто является главными героями сказки?

— Кого встречал на своем пути Королевич Елисей?

II. Повторение изученного

Учитель читает отрывок из сказки и показывает рисунок царевича Елисея:

За невестою своей Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется.

— Ребята, поможем царевичу Елисею найти невесту? (Да.)

— Тогда нам надо будет выполнить все задания, которые предложат Елисею. Учитель читает следующий отрывок:

«К красну Солнцу, наконец,

Обратился молодец:

«Свет наш Солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешься мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.

Солнце отвечает (учитель продолжает):

— Укажу тебе дорогу, если ответишь на мой вопрос: «Что так Солнце?»

— Ребята, поделитесь своими знаниями с вашим соседом по парте. ПРОВЕРКА: — Что вы узнали друг от друга?

. (Солнце — блиэюайшая к Земле звезда. Солнце создает нам день. Солнце — это огромный пылающий шар, оно больше Земли. Без солнечного света не было бы жизни на Земле.)

— Ступай во-о-он туда, а там ты встретишь … отгадайте кого. Они тебе укажут дорогу дальше.

Учитель читает загадку:

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

Спать ложись, поздно!

-Потому что мать — … (Луна),

А дочурки(звезды).

Дети отгадывают загадку, а учитель продолжает:

Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только Месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

«Месяц, Месяц, мой дружок,

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

Аль откажете мне в ответе?

Не видал ль где на свете

Ты царевны молодой? Я жених ей».

Звезды и Месяц отвечают:

Выполни наши задания, вставь в текст пропущенные слова, тогда укажем дорогу дальше.

— Ребята, давайте поможем Елисею!

Учитель делит класс на несколько групп. Группы вставляют пропущенные слова в текст о звездах и о Луне. Тесты написаны на карточках.

(Проверка: по одному человеку от группы выходят к табличкам «Звёзды», «Луна».

Первая карточка. «Звезды»

Все звезды это огромные пылающие… (шары).

Ближайшая к Земле звезда —… (Солнце).

Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что …

(находятся далеко ют Земли).

Все звезды отличаются по … (размеру) и по … (ивету).

Звезд на небе очень много, и люди объединились их в… (созвездия).

У Большого Ковша

Больно ручка хороша!

Три звезды — и все подряд,

Как алмазные, горят.

Это созвездие -… (Большая Медведица).

Вторая карточка. «Луна»

Луна — естественный… (спутник) Земли.

■~

Она движется вокруг … (Земли) и обходи ее кругом один раз за месяц. Луна в несколько раз … (меньше) Земли.

Луна сама… (не испускает) света.

Она, словно зеркало, отражает свет… (Солнца).

На Луне нет(воздуха) поэтому люди там (не живут). А еще на Луне нет(воды).

От каждой группы к доске выходит несколько учеников. Они поочередно читают предложения, вставляя пропущенные слова.

III. Работа над новой темой

— Ребята, вы справились с заданиями Луны и звезд, Королевич Елисей благодарит вас, и спешит дальше. Отгадайте, к кому направили Елисея Луна и звезды?

Учитель читает загадки о дожде со стр. 26 учебника, дети отгадывают их.

Ждали, звали,

А показался —

Все прочь побежали. (Дождъ)

Учитель продолжает сказку:

«Дождик, дождик, мой дружок

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей».

Братец мой!

Объясни ребятам как дождь, получается, скажу куда идти! — ответил дождик.

IV. Физкультминутка

Учитель с детьми читает стихотворение — загадку:

Почему повсюду лужи?

(Дети разводят руки в стороны и помахивают плечами,)

Мама зонтик свой берет.

(Имитируют движение.)

Почему же? Почему же?

(Движения, как в 1-ой строке.)

Потому что…

(Хором; «Дождъ идет!»)

Дети хлопают в ладони, показывая какой сильный дождик.

V. — Итак, ребята, попробуем объяснить? По ходу объяснения учитель выполнит на экране рисунок.

— На Земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется.

(Учитель рисует море, озеро, реку и маленькие капли воды, которые поднимаются вверх.)

— Вода испаряется, т.е. становится невидимым и прозрачным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднимается вверх. А там, на высоте, всегда холодно. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих капель так много, что они все вместе превращаются в большое темное облако -тучу.

(Учитель дорисовывает тучу, а в ней крупные капли.)

Капли воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю. Вот и получается дождь. Ребята, вам стало понятно, как получается дождь?

Давайте прочитаем объяснение Мудрой Черепахи и запомним его (с. 26).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map