Открытый урок по окружающему миру_49475



Открытый урок по окружающему миру

во 2 – б классе

Тема «Берегите лес»

Дата: 04.2012

Цели:

Сформировать у учащихся представления о роли леса в природе и жизни людей, представления об охране леса.

Развивать мышление, речь, внимание.

Воспитать чувство любви к природе, бережное отношение к ней.

Ход урока

Организационный момент

Создание эмоционального настроя. Введение в тему урока и постановка проблемной ситуации.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет нас на уроке, и вы подниметесь на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

Активизируем свои мыслительные способности:

— разотрем ушные раковины;

— разотрем ладошки.

— А что мы будем изучать? Ваши предположения…сейчас мы посмотрим, я хочу вам прочитать стихотворение под чудесные звуки.

Звучит запись «Звуки леса»

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский

— Вы правы. Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок к вам, вы не раз бывали у него в гостях на прошлых уроках и еще не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты. А как зовут нашего друга? (Дети отвечают: лес.) В лесу все прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Как хорош лес в любое время года! И нам это докажут ребята, которые приготовили для вас четверостишия.

(Дети читают отрывки из стихотворений.)

«Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною…Засвищут скоро соловьи,И лес оденется листвою!»

«Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса.»

«Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит -И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.»

«Краснеют на солнце

Сосен стволы,

Разносится всюду

Запах смолы;

А ландышей белых

Кисти висят;

Как тонок и нежен

Их аромат.

По лесу иду я,

Песню пою,

И слушают сосны

Песню мою.»

Вот каким бывает лес в разное время года.

А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете лес и его обитателей, отгадать загадки о лесных жителях.

(Учитель загадывает загадки, а дети их отгадывают.)

Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком /Ёж/

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел /Бабочка/

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живет, в деревне кур крадет. /Лиса/

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит./Дятел/

В лесу у пня

Суета, беготня;

Народ рабочий

Весь день хлопочет /Муравей/

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.(Медведь)

Ребята, как вы думаете, нужен ли человеку лес?

Почему? Что дает лес человеку?

Какое он имеет значение? Лес – наш зеленый друг. Он очищает воздух от пыли и дает кислород. Лес украшает нашу землю, а еще хранит влагу и оберегает реки от обмеления. Лес – дом для зверей и птиц

Все сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания, и, нам помогут ребята, которые подготовили сообщения.

Лес — это “кислородный цех”, “легкие планеты”, “зеленое золото”. Каждый листок, каждая травинка — маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения с выделением кислорода. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон.

Лес — фильтр. В крупных городах, где много заводов и фабрик, огромное значение имеют зеленые насаждения, зеленые зоны отдыха, парки. Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Защищая человека, деревья нередко гибнут сами.

Лес — источник материальных ценностей. Ни одна отрасль хозяйства не может развиваться без использования древесины. Люди используют древесину для мебели, судов, домов, бумаги и др.

Лес — защитник почвы. Лес защищает почвы от влияния ветра, выдувания и развеивания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы.

Лес — источник ягод, грибов, лекарственных растений. Лес дает нам ягоды, грибы, орехи. Лес — необходимая среда для их произрастания. Эти дары природы существенно пополняют наш стол, обогащают его витаминами

Работа по учебнику

Давайте обратимся к учебнику, что и найдем ответ на вопрос «Почему лес надо беречь»?

Чтение статьи на стр. 118

— Что нового вы узнали о значении леса?

3.Сейчас я думаю самое время оправиться в лес на физминутку.

Физкультминутка (под «Звуки леса»)

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки.

Вот хорошая тропинка!

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места.

Снова мы идем по лесу!

А вокруг – так интересно!

Отдохнуть пора, дружок,

Мы присядем на пенек.

Дети садятся за парты

Беды леса

А теперь мы с вами поговорим о бедах леса, о том, что может погубить лес. Как вы думаете, какая самая страшная беда для леса, которая может совсем уничтожить его? (Пожары) Как же это может произойти, расскажет нам Вера.

Пожар

Забывчивый охотник на привалеНе разметал, не растоптал костра.Он в лес ушел, а ветки догоралиИ нехотя чадили до утра.А утром ветер разогнал туманы,И ожил потухающий костер.И, сыпля искры впереди поляны,Багровые лохмотья распростер.Он всю траву с цветами вместе выжег,Кусты спалил, в зеленый лес пошел,Как вспуганная стая белок рыжих,Он заметался со ствола на ствол.И лес гудел от огненной метели,С морозным треском падали стволы,И, как снежинки, искры с них летелиНад серыми сугробами золы.

Кто бывает виновником пожара?

Дети:Люди.

У нас Лена подготовила доклад на тему «Огонь – враг леса»

—Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев. Недаром говорят: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.

Восстановление растительности на месте ожога происходит постепенно и в определенной последовательности. Вначале черное пятно обожженной почвы заметно выделяется на фоне окружающей зелени. Первыми на обгорелой почве поселяются мхи. На следующий год, после того как растает снег, на кострище появляются первые травы.

Несколько позже появляются здесь и всходы деревьев — козьей ивы, березы, осины, ели, сосны и некоторых других видов. В конце концов бывшее кострище вновь обретет зеленый покров, где будут господствовать типично лесные растения”.

Вот я думаю, что после такого сообщения вы задумаетесь, а стоит ли вообще разжигать костер в лесу. Но это не единственное правило поведения в лесу. Скоро наступит лето. Все вы придете в лес. Помните: в лесу вы гости и должны правильно вести себя.

Правила поведения в лесу /говорят дети/

Не лови в лесу насекомых.

Не берите домой детенышей животных.

Не рвите красивые цветы.

Не ходите в лес с магнитофоном.

Не разоряй птичьи гнезда.

Не разоряй муравейники.

Соблюдай правила сбора грибов, не уничтожай мухоморы. Помни, что ими лечатся многие лесные жители.

5. Игра «Дополни правильно»

Не приноси из лесу ….

Не рви…

Не оставляй…

Не разоряй…. (муравьиные кучи, птичьи гнёзда)

6. Рефлексия Работа над кроссвордом “Берегите лес!”

Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд и ключевое слово, которое является главным девизом нашего урока

Прочтите, что написано в выделенных клетках.

Насекомое, питающееся цветочной пыльцой.

Дерево, которое является символом нашей Родины.

Насекомое — санитар леса.

Цветок, который появляется ранней весной на проталинах.

Птица, прилетающая в город из леса зимой.

Дерево, плодами которого зимой питаются птицы.

Птица-санитар леса

Весенний певец.

Цветок, занесенный в “Красную книгу” природы. Распускается весной на опушках леса.

Рыжая шалунья по деревьям скачет.

Хвойное дерево с длинными иголками.

Ответы на вопросы кроссворда:

Так, что же надо сделать, чтоб сберечь лес, прочитаем в нашем учебнике информацию в рамочке.

7. Работа по тетраде. Раскрась рисунки, на которых дети поступают правильно.

Вывод “Берегите лес” в выделенной строке кроссворда

8. Итог урока

Самооценка

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто:

— работал в полную силу;

— работал хорошо, но мог бы работать лучше.

Наш урок подошел к концу. И я хочу, чтобы вы послушали стихотворение, которое является заветом нам с вами.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились.

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

Выставление оценок. Домашнее задание.

Оценки за урок (кому, за что)

Д/з –т.с. 32 упр.52




map