Открытый урок по окружающему миру_49568



Урок-презентация исследовательского мини-проекта по окружающему миру во 2 классе

Тема:

«Царства природы»

Учитель начальных классов МКОУ «Большесолдатская

средняя общеобразовательная школа»

Семенихина Е. А.

2011 год

Ход урока

Орг. момент

Учитель: Начинается урок,

Он пойдёт вам ребята впрок

Дети: Постараемся всё понять

Многое хотим узнать

Учитель: Сегодня когда вы шли в школу что вы заметили? Какая погода?

(ответы детей)

Проверка д/з

Учитель: Какая тема урока была на прошлом занятии?

Дети: Глобус – модель Земли.

Учитель: Чем Земля отличается от других планет?

Дети: Это единственная планета, на которой есть жизнь.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

Я. Аким

Учитель: Что больше на Земле-суши или воды?

Дети: Воды больше чем суши.

Учитель: Каким цветом на глобусе обозначена суша?

Дети: Коричневым.

Учитель: Сколько океанов вы знаете? Назовите их и покажите на карте.

(дети называют и показывают океаны на карте)

Сообщение темы урока

Учитель: А сейчас мы переходим к теме нашего урока. Ему предшествовала подготовительная работа. Класс был разбит на группы. Каждая группа имела своё задание подготовить небольшое сообщение по плану:

Какие представители природы входят в ваше царство?

Какую важную работу они выполняют в природе?

Учитель: Итак, отправляемся в сказочное путешествие.

Мотивационное начало

В некоторых царствах, в некоторых государствах жили-были…

Нет-нет, не царь с царицей… Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас…

Это царство живой природы.

Вы уже знаете как они называются?

Дети: Царство растений, бактерий, грибов, вирусов, животных.

Учитель: Ребята, кто догадался какая сегодня тема нашего урока?

Дети: Царство живой природы.

(учитель открывает тему на доске «Царства природы»)

Учитель: Сегодня, ребята, нам предстоит выяснить, какое же царство природы важнее всех?

Знакомство с новым материалом

Выступление первой группы «Бактерии»

1-ый обуч-ся: Бактерии-наиболее распространённая форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетке и имеет свойство как животных так и растений.

2-ой обуч-ся: Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут и в молоке, и в воде, т.е. повсюду. Учёные, рассматривая их в микроскоп, установили, что они бывают в трёх формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

3-ий обуч-ся: А ещё мы узнали, что учёные называют их «мусорщиками» нашей планеты. Они питаются умершими организмами.

Бактерии очень полезны для человека. Они вызывают гниение мёртвых растений и животных. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора и не осталось бы места для всего живого.

4-ый обуч-ся: Оказывается, бактерии играют очень важную роль в питании человека и животных.

Наша группа пришла к выводу, что бактерии в окружающем мире просто необходимы и играют очень важную роль.

На минутку представьте себе, что мы все сейчас смотрим в микроскоп.

(Дети представляют свои рисунки, изображающие бактерии)

2.Предоставим слово второй группе «Грибы»

1-ый обуч-ся: Грибы, оказывается, не относятся к растениям. А у нас ранее было ошибочное мнение. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они так быстро, будто на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.

2-ой обуч-ся: Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли, это съедобная часть. Остальная часть находится под землёй в виде нитей и называется грибницей.

Большинство грибов растёт во влажных тенистых лесах или в ущельях, где всегда много тени, влаги и тепла. На земле их огромное количество – целое царство.

3-ий обуч-ся: Мы тоже узнали, что грибы работают в природе «мусорщиками», т.е., разлагая отходы они препятствуют их накоплению с годами в большом количестве. Если бы не было «мусорщиков», то наша планета могла бы превратиться в большую кучу мусора за многие тысячелетия её существования. Грибы, оказывается, возвращают в почву минеральные соли, так необходимые растениям.

Рассмотрим модель значения грибов

разлагают остатки умерших животных

пища для животных Грибы пища для людей

лекарство для животных

Выступление третьей группы «Растения»

1-ый обуч-ся: Очень много на нашей земле таких укромных мест, где не растут растения. Растения-это деревья, кустарники, травы, мхи. Без них вообще не было бы жизни на нашей земле. У них самая важная и большая работа на планете.

2-ой обуч-ся: Учёные их называют «кормильцами». Действительно, они кормят человека, животных. Но самое главное – дают всем нам живым организмам, воздух. Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы- воду и питательные минеральные вещества.

Физминутка

(Отгадать загадки и показать движением тела это дерево)

а) Ветви над рекой склонила,

в реку смотрится уныло. (Ива)

б) Не берёза, не сосна

в тишине стоит она

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит. (Осина)

в) Я из крошки-бочки вылез

корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)

Учитель: К какому царству мы отнесём дуб, осину, иву?

Дети: Царство «Растений»

Выступление группы «Животные»

Учитель: Эту группу я просила составить модель «Значение животных»

пища для людей Животные одежда для животных

одежда для животных

Царство «Вирусов»

Обуч-ся: Когда мы готовились к этому уроку, выяснили, что учёные выделяют ещё одно царство природы. Это царство «Вирусов». К ним относятся: вирусы гриппа, вирусы герпеса.

Диагностическая игра «Рассели по царствам»

Учитель: Ребята! У вас на столах конверт с набором картинок (представители царств) расселите их по царствам природы.

(Проверка)

Самостоятельная работа

Учебник стр.18-20, тетрадь стр.7, задание 1.

(Проверка выполнения)

Подведение итога урока

Учитель: В самом начале урока я задала вам вопрос: какое царство самое нужное в природе?

(Дети высказывают свои мнения, делают вывод)

Чтобы не навредить природе, нужно знать её законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли.

(Показ модели взаимосвязи природных веществ)

Растения Грибы

Животные Бактерии

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Что нового вы узнали?

(Ответы детей)

Учитель: А для чего нужно вам всё это знать?

(Ответы детей)

Домашнее задание (творческое)

Нарисовать «Царство природы» или выполнить моделирование с помощью пластилина.

Учитель: Урок окончен. Большое всем спасибо.






map