Открытый урок по предмету Окружающий мир Тема Как жить в мире людей 4 класс



Тема: Как жить в мире людей?

Цели:

Довести до сознания учениками мысли о том, что людям необходимы разные личные и общественные способы регуляции человеческого поведения;

Организовать взаимодействия участников для их развития.

Задачи:

Образовательная: Создать у учеников первичные представления о понятиях «совесть», «мораль», «право».

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки перед окружающими нас людьми.

Развивающие:

развивать коммуникативную компетенцию через общение в группах;

развитие учащихся через организацию мыследеятельности, смыслотворчества, диалога.

Оборудование: запись правила на урок: « Если хочешь что-то спросить или добавить — подними руку»; раздаточный материал для работы в группах; слова «Совесть», « Мораль», « Право»; учебник, тетрадь, макеты островов с надписями: « О.Удовольствия», « О. Грусти», « О.Воодушевления»,

« О.Наслаждения», « О. Радость общения», « Бермудский треугольник», чистые листы бумаги.

План урока:

Постановка проблемы.

Метод « Заверши фразу»

Открытие нового знания.

Метод « Интервью»

Физминутка « Роботы»

Расширение нового знания.

Самостоятельное применение и использование полученных знаний.

Итог урока.

Рефлексия. Метод « Острова».

Домашнее задание.

Ход урока.

1. Постановка проблемы.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, необходимо знать каждому человеку, для жизни в окружающем его обществе. А о чём именно вы мне скажете сами немного позже, после выполнения задания. Каждой группе я раздала листок с написанной на нем фразой, но она не закончена. Посовещавшись в группах, вы должны закончить её и попытаться определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии.

Метод « Заверши фразу» ( Развитие индивидуального сознания через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности.)

« Жить в мире людей – это значит…»

Выслушиваю по одному учащемуся из группы и подвожу к формулировке темы урока.

Учитель: Наряду с хорошими делами человек совершает и плохие поступки. Можете ли вы отличить хороший поступок от плохого?

Ответы детей.

Учитель: Обратите внимание, у всех на партах лежат карточки с названиями поступка, в течение нескольких минут, посовещавшись, распределите их по группам: Хорошие поступки и плохие.

В течение работы оцениваю работы групп и индивидуально. Результаты заношу в таблицу.

Учитель: Какие поступки вы отнесёте к хорошим? Плохим?

Учитель: Как вы смогли разобраться и понять, что хорошо, что плохо?

Подвожу к выводу, что родители ми учителя объясняют, что можно, а что нельзя.

Учитель: Но учителя и родители не могут находиться рядом каждую минуту. Как человеку разобраться в поступках, когда никто его не контролирует? ( Мнения учащихся)

Учитель: Какую проблему вы заметили? (с помощью учащихся формулирую проблему). Попробуйте сначала в группе сформулировать её.

Слушаю ваши мнения.

Формулируется проблема.

Как человек может понять, что совершил плохой поступок, если ему никто не подсказывает?

С помощью чего человек узнаёт, что хорошо, а что плохо?

Учитель: Вы уже попытались ответить на вопросы, но правы ли? Скажете немного позже.

2. Открытие нового знания.

Учитель: Откройте учебники на с.44, читаем диалог. ( до слов «..совесть загрызёт»)

Учитель: Какое новое понятие встретилось в реплике папы? Слышали ли вы слово «совесть» (на доске) от взрослых? При каких обстоятельствах?

Мне интересно узнать, как вы понимаете значение этого слова, а для этого такое задание. Каждой группе даны несколько определений слова «совесть». Найдите те определения, которые на ваш взгляд, точно раскрывают смысл слова.

Совесть – способность человека совершать необдуманные поступки.

Совесть – умение человека следить за своим внешним видом.

Совесть – действия человека по отношению к другим людям.

Совесть – способность человека чувствовать, что хорошо, а что плохо.

Дети высказывают свои мнения.

Учитель: Проверим: правы ли вы, продолжив чтение диалога между отцом и сыном.

Чтение диалога. ( До слов «…совестливый человек так не поступает»

Учитель: Что помогло папе разобраться, что не ходить на работу без причины – это плохо? (совесть)

Учитель: Как папа объяснил Анюте, что такое совесть?

Учитель: Совпадают ли ваши предположения с папиным размышлением о совести?

Какое же определение новому понятию предлагает словарь. Откройте учебники на с.125 и прочитаем определение.

Учитель: Читаем на с.44 последний абзац и на с.45 до слов» О таком человеке говорят, что он бессовестный».

Вопрос группе: Как вы думаете, способностью чувствовать, что хорошо, а что плохо человек наделён от рождения?

Учитель: Вернемся к проблеме, поставленной нами ранее.

Метод « Интервью».

Сейчас участники каждой группы попробует друг другу рассказать о том, как решить проблему, а затем наиболее точное решение сказать всем.

Вариант решения проблемы.

В ходе воспитания и обучения человек приобретает способность чувствовать, где добро, а где зло. Эта способность называется совестью. Благодаря совести о каждом из своих поступков человек может сказать себе, хороший он или плохой. Если человек не задумывается о своих поступках, то говорят, что его совесть «молчит». А самого человека называют бессовестным.

3. Физминутка. « Робот»

4. Расширение нового знания.

Учитель: Чем, по-вашему, мнению, роботы отличаются от людей?

Робот только подчиняется нам, а люди сами решают, что им делать.

Учитель: Откройте рисунок на с.46. Каждая группа, рассмотрев рисунки, попробует выполнить задание к ним, а так же на листах бумаги крупными буквами записать 10 на ваш взгляд самых важных правил поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку.

Один представитель группы выходит к доске с листом и, прочитав правила, крепит лист на доске, когда все группы предложили свои варианты, сравниваем и находим совпадения.

Учитель: О чём говорят ваши совпадения? Правильно, что есть общие правила поведения, которые приняты всем обществом. Их должен знать и соблюдать каждый человек.

А как вы думаете, существовали ли правила в первобытном обществе?

Изменилось ли что-то в обществе с развитием человека?

Учитель зачитывает со слов « Так люди постепенно..». Эти правила принятые и одобренные большинством людей называются моралью ( на доску)амостоятельно на с.123 найдите и прочитайте определение нового понятия.

Учитель: Посмотрите ещё раз на правила, которые вы написали на листах. Подумайте, можно ли их объединить одним правилом, которое бы охватило все, что вы перечислили?

В ходе обсуждения должны прийти к выводу, что надо относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Учитель: Прочитайте на с.46 формулировку правила.

Подумайте, какое наказание ожидает того, кто нарушит требование морали? Правильно, нарушителя могут отругать, пристыдить, его перестают уважать, считают непорядочным человеком. Иногда такое общественное осуждение человек переживает тяжелее, чем наказание.

Подумайте и запишите на листах, за нарушение каких правил человека могут отдать под суд и посадить в тюрьму?

Представители каждой группы приводят примеры таких правил. Вывешиваются на доску.

Учитель: Все эти правила – тоже часть общечеловеческой морали, но они защищены силой закона. Эта часть правил называется правом.(на доску).

5. Самостоятельное применение и использование полученных знаний.

Сейчас каждый самостоятельно будет работать в тетрадях, опираясь на полученные знания. С.17 № 43,45.

6. Домашнее задание.

С.44-46 проверить свои знания, ответив на вопросы после текста.

7. Итог урока.

Какие новые знания вы получили на уроке?

С какими новыми понятиями познакомились?

Что же помогает человеку узнать, что хорошо, а что плохо?

Мне очень понравилось как работали сегодня вы в группах, а также индивидуально. Из таблицы, которую вы видите видно. что …, итак общие оценки…………

8. Рефлексия. Метод « Острова».

А сейчас я хотела бы, чтобы вы оценили нашу с вами работу в целом. Обратите внимание перед вами острова. Подойдите к тому острову, который отражает ваше состояние после занятия.

МОУ « Шербакульская средняя общеобразовательная школа №1»

Открытый урок

по предмету

« Окружающий мир».

Тема : Как жить в мире людей?

4 класс.

Учитель МОУ»ШСОШ№1»

Новикова Н.В.

Урок – импровизация

По теме « Теперь, когда мы научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.

Цель:

довести до сознания слушателей мысли о том, что людям, чтобы ими и остаться необходимо поддерживать не только науку, но и свой «дух»;

Организовать взаимодействия участников для их развития.

Задачи:

Образовательная: Создать представления о роли техники для жизни человека на земле.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки перед окружающими нас людьми.

Развивающие:

развивать коммуникативную компетенцию через общение в группах;

развитие учащихся через организацию мыследеятельности, смыслотворчества, диалога.

Ход урока.

3 мин.

Тема нашего урока потребует от нас с вами умения размышлять и анализировать. А звучит она так :»…». Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Бернарда Шоу « Родившийся львом, львом и останется. Родившийся человеком не всегда им остаётся». Мы постараемся выявить причины, мешающие людям порой оставаться людьми, тем самым тормозящим процесс достижений в современном обществе.

Сейчас, работая в группах, попробуем благодаря вашим высказываниям выстроить логическую цепочку того, что интересует современного человека.

Каждой группе предложены вопросы, ответив на которые, вы будете создавать звено цепочки. А в это время каждый член экспертной группы будет вам помогать. По окончании работы в течение 3 минут члены экспрт.группы, выстроив цепь предложат варианты ответов всей аудитории.

5 мин.

задание.

Как вы понимаете значение фразы? « Мы живем и действуем не в первозданном мире природы, а в техносфере».

Докажите, что техника сегодня подчинила человека себе.

Что повлияло на возникновение духовного кризиса в обществе?

Что достойно уважения сегодня из деятельности людей?

Что нужно сделать человеку, чтобы не стать « механизмом»?

Работа экспертной группы. 3 мин

Построение логической цепочки. Чтение. Вывод. 5 мин.

Пока работает эксруппа. Задание аудитории « Собрать цветок».

Значение слова Человек для современного общества. 2 мин.

Нам необходимо поставить точку в обсуждаемой нами теме. У каждой группы есть часть ватмана. На которой написана фраза, но незакончена, закончите её. После чего по одному представителю от группы выйдут и высказав свои мнения, поставят большую точку, раскрыв весь смысл темы.

На листах: назовите то, что поможет всем научиться жить как людям.

Составляем Землю, с надписью Человек.




map