Открытый урок по теме Тундра



Тема урока. Тундра.

4 класс.

Цель: изучить природу тундры и создать проект тундры.

1.Образовательные задачи: углубить и расширить знания о природных зонах.

2.Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе.

3.Развивающие задачи: развивать логическое мышление, речь, самостоятельность в принятии решений, творчество, фантазию, навыки по изготовлению проекта, работы с картой.

Задачи проекта:

1.Познакомиться с особенностями тундры.

2.Выбрать вариант предполагаемого макета.

3. Создать макет тундры.

4.Принять участие каждому ученику класса.

5. Продумать практическое использование макета.

Организационный момен. (веером разложены названия изученных природных зон).

Мы снова собрались на круге знаний. Наш мешочек наполнен чудесными камнями , которые хранят тайны и загадки природных зон. *** Звучат загадки, ученики отгадывают и прикрепляют названия природных зон на карту.

№ 1 «От этого слова веет суровым холодом. Это царство льда и снега. (Зона Арктических пустынь) Пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. (Ледяная зона)

№2 « Эта природная зона занимает больше половины территории России. За это нашу страну называют великой державой. В чем ее величие и богатство» (Лес- богатство страны) (Лесная зона).

№3 В этой зоне дуют часто горячие ветры – суховеи, бывают пыльные бури, а весной зацветают тюльпаны и ирисы. (Зона степей) на юге страны.

№ 4 Здесь умеренно жаркое лето и теплая зима, даже зимой идут дожди, а если выпадает снег, то он быстро тает. Место отдыха детей и взрослых. ( Субтропическая зона)

Чтобы перейти к новой теме, послушайте удивительные строчки из стихотворения северного поэта.

« Упала лунная дорожка

В Печеру, тихо задрожав.

И звезды спелою морошкой

Почти на ягеле лежат.

Под зреющим тяжелым грузом

К земле пригнулся неба край.

За горизонт иди и в кузов

Ночные звезды собирай.»

-Кому понравилось стихотворение?

— Догадались ли вы о каком крае идет речь? (Тундра)

-Как догадались? (река Печера, морошка, мох ягель)

Тема нашего урока: «Тундра»***прикрепить на карту

Я предлагаю сегодня на уроке создать что-нибудь необычное, сделать проект по теме****** « Тундра».

Главная цель: создать проект на уроке своими рукам

Задачи проекта.

Познакомиться (с природой тундры)

Выбрать варианты макета : книжка раскладушка, карта природной зоны тундры, макет. Предлагаю остановиться на макете.

Создать (своими руками)

Принять (участие каждому)

Продумать (практическое применение)

***Вынести кусочек тундры на большом подносе. Осталось его дополнить.

В тундре можно увидеть яркое удивительное явление(северное сияние) оно сегодня нас тоже радует. Пусть каждый возьмет кусочек. (*нарисовать свое настроение)

Выбрать капитана. ( Выдать капитанам ободки с рисунком.)

Физкультминутка.

«Изучать сегодня будем

Край чудесный – тундру.

А в помощники возьмем

Настойчивость и дружбу.

3.Изучение нового материала.Учебник.стр. 87(прочитать вступление)

-Как вы думаете, чем могут заниматься население тундры. (рыбной ловлей, охотой)Капитаны ловят для своей команды рыбку с заданием.

*** 5 рыбок Ученики работают в творческих группах.

№1 «Климат тундры» (стр.90 читать), дополнить предложения, сделать вывод.

№ 2 «Растения тундры» (стр.90-91) выбрать растения тундры, убрать лишнее, сделать вывод.

№ 3 «Животные тундры» (стр.92, разворот 88-89) выбрать животных тундры, сделать вывод.

№ 4 «Птицы тундры» (стр.91, разворот88-89), выбрать птиц, сделать вывод.

№ 5 «Составить цепи питания тундры из предложенных карточек» (смотреть разворот стр.88-89)*исправить цепь питания, дополнить цепь питания, составить свою цепь питания.

*** Все модели животного и растительного мира разместить на макете.

4.Чтобы представление о тундре было ярким и полным , посмотрим учебный фильм.***Учебный фильм о тундре из цикла «Природа России»

К каждой букве слова «тундра» подбираем прилагательные.

Вывод: край таинственный, удивительный, необычный, драгоценный,

радостный, активный.

5.Чего не хватает? (дети в руки берут бинокли)

Ученики работают в творческих группах.

№1 «Солнышка» (рассказать) (делают из цветной бумаги)

№ 2 «Людей» (рассказать)(делают национальные костюмы)

№ 3 «Жилища» (рассказать)(делают юрту)

№ 4 «Оленей» (рассказать)(делают оленей способом оригами)

№5 «Комаров» (рассказать) и таблички , эмблемы нашего макета.

Каждая команда отчитывается о проделанной работе и делают вывод.

6. Закрепление изученного материала. Кроссворд.

1)Какая ягода в тундре называется «кладовой солнца»? (морошка)

2)Что оленю помогает добывать пищу? ( копыта)

3)Кто в тундре, кроме оленей перевозит грузы? ( собаки)

4)Какая игрушка есть у каждого мальчика? (лук)

5) Кто в тундре «дети оленя»? (ненцы)

7.Игра «Экскурсоводы»

7.Подведение итога урока по проекту.

Достигли или нет цели?

Все ли задачи решили?***камешек можно положить в мешочек.

Рекомендую почитать книги о тундре.

7. Настроение на «Северном сиянии» Что вас порадовало ? Чему научились? Что узнали?




map