Открытый урок по теме Зимующие птицы воробей ворона



Филиал муниципального казённого специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интерна № 6 VIII вида»

г. Гурьевска Кемеровской области в п. Урск

Открытый урок по теме:

«Зимующие птицы: воробей, ворона»

Составила:

учитель начальных классов

Климова О.В.

П. Урск

2013 г

Зимующие птицы: воробей, ворона.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

Образовательные: расширить представление учащихся о птицах, научить отличать ворону от воробья.

Коррекционно — развивающие: умение находить информацию в разных источниках, анализировать и преобразовывать её.

Воспитывающие: воспитание чуткости, доброты и сочувствия по отношению к птицам, воспитание мотивации к учению.

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц; напечатанные схематические части тела; карточки со словами, раскраски фигур вороны и воробья, диск со звуками птиц.

Подготовка к уроку: детям даётся задание, найти в библиотеке загадки о птицах, желающие могут выучить загадку наизусть.

Ход урока.

I.Орг. момент.

Психологический настрой на урок.

— Сядет тот, кто назовёт любую птицу.

— Улыбнитесь мне, пожалуйста. Улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь друг другу.

(Учащиеся по цепочке называют птиц и садятся на своё место, улыбаются друг другу и учителю).

II. Введение в тему урока.

Речевая зарядка.

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.

Распилить я попросил досочку еловую.

Вместе с папой смастерил птичкину столовую.

— О ком была наша речевая зарядка? (О птицах)

— Каких вы знаете птиц? (Проверка домашнего задания – загадки про птиц)

По мере отгадывания загадок — на доску вывешиваются картинки птиц, о которых говорится в загадках).

— Кто из вас догадался, о ком будем говорить сегодня на уроке?

(Зимующие птицы)

— Сегодня мы с вами подробнее узнаем о двух птицах, которых вы видите каждый день. А какие это птицы вы должны догадаться по моим загадкам.

III. Изучение нового материала.

Знакомство с воробьем, вороной.

Загадка.

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда? (Воробей)

Загадка – подсказка.

Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей!

Эта птичка — … (Воробей)

— Покажите, какого размера воробей? (Дети показывают)

Загадка

На дереве сидела я

И сыр во рту держала,

А мимо дерева лиса

Близёхонько бежала.

Кто я? Знаете?

А ну отгадайте! (Ворона)

Загадка – подсказка.

Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая,

Крикунья хрипловатая —

Известная персона.

Кто она?.. (Ворона)

— Покажите, какого размера ворона? (Дети показывают).

— Кто назовет тему нашего урока? («Зимующие птицы: воробей, ворона»)

— Расскажите, что вы знаете о них?

(В случае затруднения учитель наводящими вопросами помогает детям. Учащиеся рассказывают о воробье, вороне).

— Теперь послушайте мой рассказ об этих птицах.

Рассказ учителя.

(Перед тем как начать рассказ учитель прикрепляет к доске картинку птицы, про которую рассказывает)

Воробеймаленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «Серый воробушек». А ведь на самом деле воробей не серый. На голове у него, действительно, будто серая шапочка надета, под шейкой черное пятнышко, словно галстук повязан. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно бурые, украшенные рыжеватой каймой. Это очень проворные птицы. Они, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота. Воробей – очень умная птица. Он живет рядом с человеческим жильём, но поймать его весьма трудно. Воробьи никогда не живут в одиночку. Они всегда собираются стайками. У воробьев в стайке есть воробей – сторож.

— Что же он сторожит? (Ответы детей). Сторож – это воробей, который всегда внимательно смотрит вокруг. Если заметит кошку или ястреба или другого врага, сразу резко закричит «Чррррр», и все воробьи успеют улететь.

Оказывается, что воробьи бывают разные. Но отличить их друг от друга сложно. Они делятся на две группы: городские (домовые) и деревенские(полевые) воробьи. — Как вы думаете ребята, где живут городские воробьи? (Ответы детей) Конечно, раз городские, то живут в городе. — А почему городских воробьев называют «домовыми»? (Ответы детей) От какого слова слово «домовой» получилось? (Ответы детей) Правильно, конечно, от слова «дом». Значит, домовые воробьи рядом с нашими домами живут. Вот их так и называют. Вторая группа – деревенские (полевые). – Ребята, а вы догадались, где живут деревенские(полевые) воробьи? (Ответы детей) Конечно, раз деревенские полевые воробьи. То они живут в полях, садах, деревнях. Иногда их можно встретить в старых городских парках и садах. Не любят они городских домов, подальше от жилья людей улетают. Питаются воробьи жучками, личинками, и этим они приносят пользу нашим садам и лесам.

Ворона – довольно крупная, хитрая, ловкая, и находчивая птица. Она не очень ярко окрашена. Голова, клюв, горло, крылья, хвост, и лапы у вороны черные. А все остальное серое. Клюв большой, крепкий.

Гнездо ворона строит большое и прочное, высоко на деревьях, из прутьев. Вместе с ветками ворона вплетает в гнездо кусочки проволоки. Утепляет гнездо пухом, мхом, тряпками. И шерстью, которую ловко выклевывает из шкур лохматых собак.

Питается тем, что найдет на улице, не прочь полакомиться яйцами из чужих гнезд, умеет даже ловить рыбу, но в основном питается мелкими грызунами (мышами) и падалью. Уничтожая грызунов, приносит большую пользу человеку.

Всем знакомо воронье карканье. Часто говорят: «Ворона каркает зимой к морозу, а летом к ненастью». Оказывается, вороны могут подражать голосам других птиц, стуку дятла. Могут мяукать, лаять и даже скрипеть, как дверь. Прирученные вороны не хуже попугаев произносят слова человеческой речи.

Ворона считается одной из самых смышлёных птиц. Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его повадки и характер, даже научилась извлекать для себя пользу из деятельности человека. Она размачивает в лужах сухие корки хлеба, разбивает орехи, бросая их с высоты на асфальт. Ученые установили, что ворона умеет считать до пяти! И легко отличает человека с ружьем от человека с обычной палкой.

А еще вороны неравнодушны к блестящим вещам — часам, серьгам, украшениям. И частенько воруют их, прячут в гнездах или в других тайниках.

Для ночевки вороны собираются в стаи и летят в парк или на опушку леса. И долго устраиваются на ветках, каркают, словно рассказывая, друг дружке, что интересного произошло за день.

Физкультминутка

Вороны.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны (Скачут размахивая руками)

Кар – кар –кар (громко)

Целый день они кричали

Спать ребятам не давали: (Бегают размахивая руками)

Кар – кар – кар (Громко)

Только к ночи умолкают (Садятся на корточки)

И все вместе засыпают: (Руки под щеку – засыпают)

Кар –кар –кар (Громко)

Воробьи

Летели две птички –

Собой невелички. (Размахивают руками прижатыми к плечам)

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились

IV. Закрепление.

— Ребята, вы так хорошо изображали птичек и махали крылышками, что у меня все карточки разлетелись и перепутались. Придется нам с вами их упорядочить.

— Мы будем сравнивать ворону и воробья и одновременно соберем перепутанные карточки.

клюв хвост туловище крылья лапы

— Посмотрите на птиц и сравните их туловище. Какое туловище у вороны?(Крупное) . А у воробья? (Мелкое)

— Теперь сравниваем их крылья. Какие крылья у вороны? (Большие ). А у воробья?(Маленькие).

— Сравниваем хвост. Какой хвост у воробья? (Маленький). А какой у вороны?(Большой).

— Что можно сказать о лапах? Как передвигается по земле воробей? (Прыгает). А ворона? (Ходит).

— Осталось сравнить клюв. Какой клюв у воробья? ороткий, острый). А какой у вороны? (Длинный, сильный).

— Какой звук произносит воробей? («Чив — чив»)

— Значит воробей, что делает? (Чирикает).

— Какой звук произносит ворона ? («Кар -кар»).

Значит ворона что делает? (Каркает).

Ребята, а сейчас угадайте кто так кричит(Учитель включает звуки которые произносит воробей и ворона, а дети отгадывают).

V. Подведение итогов урока.

— Какую тему мы изучали на уроке?

— Кто это? (Ворона, воробей).

— У кого крупнее клюв? (У вороны).

— У кого меньше хвост? (У воробья).

— Кого вы видите сейчас? (Ворону). А сейчас (Воробья).

— Мы любуемся кем? (Воробьем).

— А недовольны кем? (Вороной).

— О каких птицах мы сегодня говорили. (О вороне и воробье).

— Что вам понравилось?

— Что вызвало у вас затруднения?

Домашнее задание:

Вам нужно раскрасить воробья и ворону.

— А сейчас поставим оценки за урок.




map