Открытый урок с ИКТ по окружающему миру Охрана животных



ГОУ СОШ № 1351 с углубленным изучением информатики

Открытый урок с ИКТпо окружающему миру«Охрана животных»

учителя: Корнелаевой С. В.

Москва 2007 год

Охрана животных

Цели урока: Познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены; учить бережно относиться к животным; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

Ход урока

1. Организационный момент

П. Проверка домашнего задания

В начале урока — опрос по пройденному на прошлом уроке: — Как размножаются животные?

— Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных?

— Как заботятся о своем потомстве птицы и звери?

— Расскажите о том, как размножаются и развиваются насекомые. Ш. Сообщение темы и иелей урока

— Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока «Охрана животных». (показ на мониторе) 1УВведение в тему — лекция учителя

Ребята, посмотрите на стенд: как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Начиная с 1600 г., на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них — за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу 20-го века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов — МСОП Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению)

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в Который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

— для чего нужна Красная книга?

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. — Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? (Красный цвет — это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)

Красная книга — это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.

— Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась? (Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.) Красная книга — это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже спасенные животные, растения

Например, бобр и соболь.( показ иллюстрации)

V Физкульт. минутка

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко

(Ходьба с поднимание рук)

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем,

(Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямится поднять руки вверх.) Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

(Бег на носочках.)

На поляну МЫ заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться. (Наклоны вперед.)

Как много мы увидели

И речку, и цветы.

Узнали много нового

Ия, и ты, и мы.

И. Животные Красной книги

— Отгадайте загадку. О ком она?

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

далее один из учеников рассказывает о соболе (см. Приложение уроку).

Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркуг, фламинго, журавль, жук-красотел, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные (показ иллюстраций) Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. — Как вы думаете, для чего?(Употребляем их в пищу. У некоторых животных ценный мех.) Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А ддя животных леса, реки, озера — это дом. давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются охране. Слушайте внимательно. В конце урока вас ждет интересная самостоятельная работа. (читают ученики) Заранее подготовленные ученики рассказывают о лебеде, тигре, белом медведе, фламинго, журавле, выхухоле (см. Приложение к уроку). У1. Экологические прпвили — Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных: Жалоба 1. «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба». — Кто это? Это сова. Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Жалоба 2 «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в

доме завелись тараканьи, принеси жабу — и они исчезнут.

Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки, жабы и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

— давайте вспомним экологические правила.

Ученики называют правила, а учитель вывешивает плакаты и знаки с названными правилами: (правила на мониторе)

1. Не разоряй птичьи гнезда.

2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и

разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда не прикасайся к

нему сразу же уходи. Иначе птицы — родители могут насовсем покинуть

3. Если тебя есть собака не пускай ее гулять в лес или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летаю их птенцов и

беспомощных детенышей зверей.

4. Не лови и не носи домой здоровых птенцов и детеныше зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

5. Буем подкармливать птиц зимой а весной с помощью старших будем делать для них домики.

б. Не обрывай в лесу паутин и не убивай пауков.

7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

8. Не разоряй гнезда шмелей. Шмели — насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась. Причина этого — широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокощении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение их гнезд ради меда, который невкусен, или просто ради забавы.

9. Не разоряй муравейники.

10. Береги лягушек жаб и их головастиков.

Закрепление

дети читают экологические правила в учебнике на странице ~.-», .

Многое делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.

Вот, например, цепочка «лягуша — цапля». Оберегая лягушек сохраняете жизнь цапле, которая ими питается.

Также надо беречь дом животных — это леса, водоемы, луга и т. д.

УП1. Итог урока

— Вспомните, о каких ЖИВОТНЫХ МЫ сегодня говорили И разгадайте

кроссворд: ( на доске)

1. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тыс, голов.

2. Владыка Арктики.

3. В двух-трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.

4. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.

5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. б. детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.

(Ответы: 1. Соболь. 2. Белый медведь. 3. Журавль. 4. Лебедь. 5. Тигр. 6.

Фламинго.)

— Прочитайте слово, которое ПОЛЧИЛОСб в выделенном столбце.

(БЕРЕГИ! )

— Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва…

Группа учащихся читает стихотворение «Береги природу» (см. Приложение к уроку).

IA’. домашнее зпдпние

1. Прочитать в учебнике статью «Охрана животных» (стр. 33-35); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 36) 2. Выполнить задания 1, 2, 3 (учебник, стр. 37)

Самоанализ урока.

Урок проводился в 3 «А» классе. Урок проводился с компьютерной поддержкой в виде презентации. Целями было: сформировать у детей представление о необходимости защиты окружающей среды, воспитывать любовь к окружающему нас миру, желание изучать его.

Для достижения данных целей были использованы самые

разнообразные приемы.

Положительным моментом урока считаю активное участие в работе

каждого ученика, его личностную заинтересованность в результате.

Считаю, что учащиеся справились с работой, проявили активность, заинтересованность, самостоятельность, огромный интерес и увлеченность темой.

Урок построен методически верно. Все этапы урока соблюдены.






map