Открытый урок Тема проекта Бабочки



Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Вводная беседа о бабочках и красоте.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок литературного чтения. Тему вы определите сами, отгадав загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел.

Встрепенулся, всколыхнулся,

Взвился вверх и улетел. / Слайд №5 /

— Кто это? (Бабочка.)

На что похожи бабочки? ( На цветок.)

Правильно. Наш сегодняшний урок посвящен бабочкам. Давайте посмотрим, какими бывают бабочки.

Исходя из технических возможностей, учитель демонстрирует слайды, плакаты, картинки, фотографии. / Слайд № 6; № 7 /

-Каких бабочек можно встретить в нашем крае? ( Возможно уточнение. В городе Энгельсе и Саратовской области.)

Капустница — всем знакомая и привычная бабочка, крупная, белая, с темными, хорошо заметными пятнами и полями на вершинах крыльев. Любимое кормовое растение гусениц капустницы — капуста, за это она не очень любима агрономами и садоводами-огородниками. Изначально для питания гусениц капустницы служили растения семейства крестоцветных (горчица полевая, редька полевая). Сейчас этот вид широко распространен из-за культивирования капусты на больших территориях, и с гусеницами капустницы борются с помощью ядохимикатов, от которых значительно больше страдают редкие виды бабочек, а капустницу удается победить ненадолго. У меня на даче капуста не растет, поэтому капустницу я люблю, и с радостью следую за ней с фотоаппаратом. / Слайд № 8/

-Ребята, понравились ли вам бабочки? Какая из них больше всего? (ответы детей)

-Захотелось ли вам поймать какую — нибудь из них для домашней коллекции?

Сценка « Ребенок и мотылек»

Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Я живу на лугах и в садах и в лесах

Я летаю весь день в голубых небесах

Солнца ласковый свет озаряет мой кров

Мне еда и питье – ароматы цветов

Но живу я недолго – не более дня

Будь же добр со мной и не трогай меня.

А вы знаете многие бабочки, такие, как, совка орденская, почти исчезли, потому что люди коллекционировали их, а также потому что были уничтожены те дикие места, где они обычно жили. /Слайд № 9; /

Защитники природы, старающиеся уберечь от уничтожения как можно больше видов растений и животных, считают, что мы можем сохранить многие виды бабочек, если понаблюдаем за их образом жизни в естественных условиях и создадим специальные заповедники бабочек в разных уголках мира. Благодаря этому и много лет спустя эти прелестные создания будут украшать собой нашу планету.

-Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! /Слайд № 10 /

Знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. /Слайд № 11 /

Редкие виды бабочек: павлиноглазка рыжая / Слайд №12/

медведица красноточечная

медведица госпожа

шелкопряд одуванчиковый

семейство голубянки (каллимах)

У павлиноглазки на каждом крыле имеется большое пятно, похожее на глаз. Это, конечно, не настоящие глаза – окраска предназначена для отпугивания врага. Какой интересный способ защиты от врагов! / Слайд № 13/

Давайте признаемся себе, что поймать бабочку, это значит УБИТЬ ее!!! Очень хочется сохранить на память такую красоту… Что же делать? Как нам сохранить красоту бабочки, не убивая ее?

( Предполагаемые ответы детей: с помощью фотоаппарата, красок, слов …)

3.Чтение текстов.

Действительно, при помощи слов можно нарисовать любые картины. У вас на столах лежат рабочие материалы. Прочитайте тексты из разных энциклопедий о бабочках.

(Параллельно учитель демонстрирует слайды.)

Бабочки — чемпионы / Слайд № 14; № 15/

Бабочка – великан /Слайд № 16/

Бабочки – путешественницы /Слайд № 17/

-Бражник Прозерпина пролетает с огромной скоростью. Скорость полета приближается к 60 километрам в час. При этом крылья бабочек двигаются столь быстро, что заметны лишь их неясные очертания.

Бабочки – мастера летного искусства / Слайд № 18/

— Уникальным искусством владеет пяденица Цветочная Меха. Эти нежные бабочки могут взлетать с водной поверхности. Бабочек часто можно увидеть сидящими на воде. Даже затянутые быстрым течением под воду, они легко выныривают и взлетают.

-Расскажите, чем питаются бабочки.

( Предполагаемые ответы детей: питается нектаром пыльцой)

— Посмотрите, как развивается бабочка. / Слайд № 19/

Взрослые бабочки спариваются, и самки откладывают яйца на растения. Мелкие вылупившиеся гусеницы обладают сильными челюстями и сразу начинают поедать листья. Питаясь, гусеницы растут. Когда гусеница сбрасывает предпоследнюю оболочку, новая затвердевает, образуется куколка. Когда твердая оболочка куколки лопается, из нее выходит взрослая бабочка.

4. Работа с текстом.

Учитель предлагает открыть рабочие материалы к уроку.

— Как называется текст, который предлагает нам автор? Послушайте его и постарайтесь увидеть ту бабочку, о которой пойдет речь. ( Учитель выразительно читает рассказ Н.Сладкова « Бабочка и солнце»)

-Какое впечатление произвел на вас этот рассказ, что вы почувствовали?

-Какие картины нарисовало ваше воображение?

-Какими словами, автор говорит о своих чувствах к бабочке?

Ребята, прочитайте рассказ про себя и отметьте непонятные вам слова.

Словарно – лексическая работа.

Вразлет – поднявшись полететь.

Усики – сяжки – органы чувств в виде подвижных придатков на голове.

Теперь вы можете сами выразительно прочитать этот текст. ( Чтение текста детьми.)

5. Диагностика точности восприятия.

-Какой хочет Н. Сладков оставить бабочку в нашей памяти? Найдите и прочитайте описание еще раз. Мы уже сказали, что можно сохранить красоту бабочки на фотографии, красками, нарисовать словами.

— Как ещё можно создать образ бабочки? (Наводящий вопрос: как бы композитор создал образ?)

6.Релаксация.

Закройте глаза и представьте себе утро, поле, бабочек… (Учитель включает музыку.)

-Какую картину вы себе нарисовали? ( Свободные высказывания детей, словесное рисование.).

7. Создание панно.

Давайте на память об этом уроке нарисуем картину. Создадим луг, поляну. Всё, что нужно для бабочек. ( Солнце, цветы. Дети рисуют в парах. Можно сделать наброски самому учителю или заготовки, если время ограничено Рисунки располагаем один ряд под другим.)

Дети подходят к учителю, получают магниты с бабочками и прикрепляют на наш фон.

— Чудная получилась картина. Глядя на эту картину, вспоминаешь стихотворение А.А. Фета « Бабочка». ( Ты прав, одним воздушным очертаньем/ Я так мила…) / Слайд №20/

8. Рефлексия.

-Итак, о чём мы сегодня говорили?

-Какой рассказ прочитали? Кто его автор?

-Как же сохранить красоту живого, не убивая его?

-Что вам понравилось на уроке?

Урок окончен, спасибо. / Слайд № 24/

9. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

1. С помощью клеток дорисуй и раскрась бабочку.

3.Сочини стихотворение или рассказ о бабочке.

1. Тема проекта: « Бабочки»

2.Цель проекта: определить значение существования бабочек в окружающей природе и в жизни человека, через вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности; развитие умения проектировать свою деятельность.

3. Учебно – педагогические задачи:

I. Образовательная: формирование устойчивого интереса к книге – источнику знаний, умения работать самостоятельно с дополнительной литературой; расширение кругозора; привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать для выполнения проекта.

II. Воспитательная: воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы, стремление заботиться о насекомых и их сохранении; формировать представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; воспитание интереса к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы.

III.Развивающая: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, фантазии, воображения; личностных качеств ребенка – аккуратность, обязательность; привлечение к участию школьной жизни членов семьи.

4. Детская цель проекта: осознать важность « бабочек» в жизни человека, подобрать фотографии. Создать фотоальбом, фотогазету на данную тему.

5. Возраст: 9- 10 лет. Класс: 2 « В»

6. Время работы над проектом: 2 месяца.

7.Форма работы: урочно – внеурочная.

8. Режим работы: использование учебных часов, занятий дополнительного образования и ГПД.

9. Обеспечение:

* Материально – техническое и учебно – методическое оснащение: телевизор,DVD, компьютер, сканер, учебная, учебно – методическая, энциклопедическая литература, школьная библиотека.

* ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:

— владение письменной и устной речью (на уровне своего возраста)

— владение определенными знаниями по окружающему миру, литературному чтению, ИЗО, трудовому обучению.

— умение работать с дополнительной литературой.

* Мотивация к познанию, к работе: личный интерес учащихся, поддержка со стороны педагога и родителей.

Автор – разработчик: Колесникова Галина Владимировна, учитель начальных классов МОУ « НОШ № 29» г. Энгельса Саратовской области.

Описание проекта

Погружение в проект

Просмотр видеоролика. Особое внимание уделяется тому, что «… все в природе взаимосвязано, все животные и насекомые важны…» Учитель очерчивает проблемное поле: выясняется, что ни один класс животных не может существовать изолированно от других. Многие связаны между собой. Ребятам предстоит доказать важность бабочек в окружающей природе, работая самостоятельно, в парах и коллективно.

Организация деятельности

На уроках ребята работают в парах. Каждая пара пройдет разное количество предложенных этапов – заданий, различные по уровню сложности. Опираясь на положительный результат совместной работы (в парах, коллективно), на мотивацию детей, учитель предлагает, используя разные источники информации, расширить свои знания по данной проблеме (создание фотоальбома, выставок, мини сообщений.) Дети с радостно принимают данное предложение. В качестве домашнего задания предлагается (по желанию) сходить в библиотеку, стать « фотокорреспондентом», и, проявив творчество оформить собранную информацию.

Осуществление деятельности

Используя интересные находки учащихся, на данном этапе формируются 3 группы учащихся;

1 группа – Чечурова Даша, Водянов Алексей (находят фотографии, рисунки, вырезки из журналов.)

2 группа – Гиенко Андрей, Гудилова Виктория (составляют мини – альбом, поэтическую тетрадь.)

3 группа – Павлочев Алексей, Гайворонский Никита (подбор стихотворений, загадок.)

Подготовка к защите проекта

Учитель вместе с детьми придумывает форму презентации проекта, подготовка реквизитов, фото — материалов, оформление стенгазет, систематизация подобранного материала.

Презентация проекта






map