Открытый урок Весна природа пробуждается



Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность детей.

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

1.Беседа.

-Какой сейчас месяц?

-Какое время года закончилось?

-Какие основные признаки зимы в неживой природе вам знакомы?(Слайд 1)

-О какой природе мы говорили?

-Какой месяц закончился?

-Значит зима уже кончилась?

-Но на календаре уже зима кончилась, а на улице ещё лежит снег. Но весна к нам только подходит.

-Какой праздник подтверждает, что пришла весна?

-А для чего мы сжигаем чучело на масленицу?

– Какое время года наступает после зимы?

– Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?(слайд 2)

– Запомните, месяц март получил своё название в честь бога войны Марса, апрель – значит даровитый, а май – в честь богини Майи, ей люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай.

– Что же происходит весной?

-Почему снег тает?

-Март.

-Зима.

-Положение солнца(зимой солнце находится ниже и слабо греет);

Продолжительность дня(зимой день короче);

Состояние неба(небо серое, беспросветное);

Температура воздуха(зимой холодно);

Осадки(зимой падает снег, а весной осадков меньше);

-О неживой.

-Февраль.

-Да.

-Масленица.

-Чучело символизирует зиму. Мы его сжигаем, чтобы зима поскорей ушла и пришла весна.

-Весна.

-Март, апрель, май.)

-Тает снег

(солнце пригревает), появляются проталинки, подснежники.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

II.Объяснение с попутным закреплением.

1.Работа с учебником.

2.Работа на динамической картине.

3.Физминутка.

4.Работа вгруппах.

5.Работа в учебнике.

5.Работа на компьютере.

1) – Откройте учебник на с. 38.

– Какое время года изобразил художник? (слайд 3)

– По каким признакам вы узнали это время года?

–Как назвали весну авторы учебника?

– Как вы думаете, почему?

-Как называется картина?

-Грачей называют вестниками весны. Они самые первые птицы, которые прилетают к нам после долгой зимы.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Какой главный вопрос нашего урока?(слайд 4)

-А сейчас мы поработаем со стихотворением. У каждого на парте лежит стихотворение.

Я буду читать, вы следите и ваша задача определить какие изменения приходят с приходом весны.

А.А. Фета «Опять незримые усилья…»

Опять незримые усилья,

Опять невидимые крылья

Приносят северу тепло;

Всё ярче, ярче дни за днями,

Уж солнце черными кругами

В лесу деревья обвело.

Заря сквозит оттенком алым,

Подернут блеском небывалым

Покрытый снегом косогор;

Еще леса стоят в дремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор.

Ручьи, журча и извиваясь

И меж собой перекликаясь,

В долину гулкую спешат,

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят.

А там по нивам на просторе

Река раскинулась как море,

Стального зеркала светлей,

И речка к ней на середину

За льдиной выпускает льдину,

Как будто стаю лебедей.

-Чему мы учились, выполняя данное задание?

-Встали, повторяем за мной.

Почему повсюду лужи?

(Дети разводят руки в стороны и пожимают плечами.)

Мама зонтик свой берёт

(имитируют движение.)

Почему же? Почему же?

(Движения, как в 1-ой строчке.)

Потому что…

(Хором: «Дождь идёт!»)

) Работа в группах.

– Возьмите разрезные карточки и выберите те из них, которые подходят к изучаемому нами сегодня времени года.

– Докажите свой выбор.

3) – Посмотрите на следующую страницу.

– Что нарисовано на первой картинке? (слайд 5)

– Какое это время года?

– Почему в лесу видны проталины?

– Почему тает снег?

– Что изображено на второй картинке? (слайд 6)

– Что происходит со льдом на реке?

– Как называют движение льда по реке?

– О каких изменениях в природе с приходом весны мы сейчас говорили?

– Прочитайте вывод, подтвердились ли наши предположения?

–Чем мы сейчас занимались?

1) – Солнце весной пригревает всё ярче, и вот уже радуют глаз первые цветы.

– Давайте посмотрим на растения, на с. 40.

– Какие растения изображены на картинках? (слайд 7)

-Что помогает листьям распускаться?

– Найдите подснежник. Как вы думаете, почему он так называется?(слайд 8)

Подснежник — самое раннее растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми тёплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. Где бы ни росли подснежники под деревьями, кустарниками или на альпийской горке, они всегда радуют нас в первые весенние дни.

– К сожалению, не все люди могут наслаждаться красотой цветов в природе. Многие рвут цветы. Некоторые виды подснежников стали исчезать, поэтому этот цветок занесён в Красную книгу.

Итак, весна! Улыбается ясное солнце. Зелень пробивается отовсюду. А что за звёздочки на буром косогоре? Словно кто-то разбросал по прошлогодней траве новые монетки и забыл их подобрать.

Это весенний первоцвет – мать-и-мачеха. Люди давно полюбили эти цветы не только за красоту, но и за их целебные свойства. Отваром мать-и-мачехи лечат кашель, головные боли, насморк. Но почему же это растение получило такое название? В середине мая, когда растение отцветает, появляется розетка из листьев. Снизу они мягкие и тёплые (мать), сверху жёсткие и холодные (мачеха). Отсюда и название растения мать-и-мачеха.

Медуница – это ещё один из первых весенних цветов, зацветает дней через десять после мать-и-мачехи и цветёт весь май. Медуница тоже является лекарственным растением.

2) – Ещё одна примета весны – прилёт … кого?

– Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной?

– Почему они улетали?

– Почему возвращаются с приходом весны?

– Какое важное событие происходит в жизни птиц весной?

– Посмотрите на птиц на с. 40. Скажите, какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?(слайд 9,10)

– Рассмотрите гнёзда птиц.

– Как вы думаете, какие птицы делают гнёзда сами, а кому помогают люди?

– Если у вас будет желание, вы тоже сможете помочь птицам и сделать для них домик (скворечник или синичник).

-А теперь мы поработаем на компьютерах. В программе ПервоЛого вам надо открыть программу под названием «ВЕСНА».

Используя приметы весны превратите зиму в весну.

-Повторим признаки весны (слайд 11)

1) – Слышали ли вы о народных приметах прихода весны?

– Давайте ознакомимся с приметами, которые на с. 41 предложили нам авторы.

– Почему они называются народными? (Люди наблюдали долгое время за явлениями природы и сделали выводы.)

Прочитаем народные приметы.

Повторите.

2) – А какие изменения приносит весна в жизнь людей?

– Как люди одеваются весной?

– Чем одежда весной отличается от зимней?

– Почему?

– Давайте посмотрим на картинку на с. 41 и подберём одежду для Миши и Лены.

– Одинакова ли будет одежда в марте и в мае?

-Мы с вами повторили приметы весны.

-Художник изобразил весну.

-На дворе лужи, прилетели птицы, светит солнце.

-Пробуждение природы.

-Потому что природа просыпается, появляются почки, прилетают птицы, распускаются первоцветы.

-«Грачи прилетели».

-Весна. Природа пробуждается.

-Какие изменения произошли в природе с наступлением весны?

Солнце стало больше пригревать; дни стали длиннее

главная причина весенних явлений.

— Появилось солнышко и земля вокруг деревьев ( изменения в динамичной картине).

— Солнце стало больше пригревать; дни стали длиннее — главная причина весенних явлений.

Прилёт птиц.

Появились ручьи

Начался ледоход на реках, появились проталины; изменения в динамичной картине.

— Там, где мало снега, там, где солнце сильнее пригревает.

-Учились определять весенние признаки.

-Появляются проталинки.

-Весна.

-Солнышко припекает.

-Ледоход, половодье.

-Он откалывается и плывёт по течению.

-Половодье.

-Появляются проталинки, прилетают птицы, начинается ледоход.

-Да.

-Определяли признаки весны.

-Мать – и – Мачеха, подснежник, медуница.

-Солнце поднимается выше, сильнее греет, растапливает снег.

-Он появляется из под снега.

-Птиц.

-Перелётные.

-Они улетают в тёплые края на зимовку.

-Потому что просыпаются насекомые и им есть чем питаться, вьют гнёзда, выводят потомство.

-Синица зимует с нами, а соловей, ласточка, скворец, зяблик прилетают к нам весной.

-Люди помогают делать гнёзда скворцам и синицам.

Таяние снега

Таяние льда, ледоход

Первые листочки

Проталины

Появление цветов-первоцветов

Прилет птиц.

-Их придумал народ.

-Смена одежды.

-Одевают вещи более лёгкие.

-Зимняя более тёплая чем весенняя.

-Кофта, плащ, сапоги, платок, шапка.

-Разная. В марте ещё холодно, а в мае уже тепло.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные УУД:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map