Открытый урок Золотое кольцо России



Тема урока: «Золотое кольцо России».

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Сегодня будет необычный урок. Представьте себе, что мы находимся на телепередаче «Юные историки».Я- телеведущая ,Маковецкая Алла Вилевна, а вы- гости этой передачи.

1.Эмоциональный настрой.

Ребята, думаю, что теперь можно начать работу. И начнём её с игры. А правило игры такое: я задаю вопрос – а вы дружно отвечаете – да или нет. — вам нравится принимать участие в интересных делах? ( да)- у вас есть желание решать проблемы вместе? (да)- вам хотелось бы во время передачи услышать обидное слово? (нет)- а хотели бы вы отправиться в путешествие и научиться добывать полезную информацию? (да)Тогда считайте, что вам повезло. Сегодня в нашей передаче мы совершим увлекательную экскурсию. А можно ли путешествовать, не выходя из здания? (да, нет)Давайте попробуем совершить экскурсию и научимся использовать разные источники информации.

2. Актуализация знаний.

Для лучшей организации работы мы разделились на 4 группы:

1. учёные-топонимисты. Вспоминайте, Слайд 2.Топонимика – наука о происхождении географических названий. Эта группа будет искать информацию о названиях городов.

2. учёные-картографы.Они изучают карты и сообщают свою информацию.

3. журналисты.Они много путешествуют и могут рассказать много интересного.

4. ассистенты.Обобщают полученную информацию.Вот теперь все готовы.

Может, есть места и красивейСредь заморских лесов и рек,Только в сердце моём навек – Золотое кольцо России.

Итак, мы совершим экскурсию по древним русским городам, расположенным по туристическому маршруту «Золотое кольцо России»( показ по карте). Слайд 3.

В течение передачи мы будем составлять свой путеводитель по этому маршруту. (Путеводитель у каждого ученика на парте)Пока первые 3 группы знакомятся со своими заданиями, я обращаюсь к вам – ассистенты.Почему «кольцо»? ( маршрут по форме напоминает кольцо)Ответить на вопрос «Почему золотое?» нам поможет статья из словаря Ожегова. Слайд 4.Познакомьтесь со значениями этого слова, выберите наиболее подходящее для нашего случая.Какое значение подошло? ( прекрасный, замечательный, дорогой, любимый)Обобщите свои предположения о названии маршрута «Золотое кольцо».(Маршрут так называется потому, что там расположены в виде кольца самые дорогие и красивые города России.)Сегодня на уроке с помощью различных источников информации будем доказывать наше предположение.Уважаемые картографы, прочитайте названия городов, в которых мы должны побывать. ( читают по карте)

Наше путешествие начинается в городе, информацию о котором вы получите из видеоклипа.МОСКВА Слайд 5.Откуда начинается наше путешествие? ( из столицы нашей Родины – Москвы)

3. Изучение нового материала.

Обратимся к карте нашего маршрута.( карта в путеводителе)В город с каким необычным названием мы попадаем? (Сергиев Посад)Уважаемые топонимисты, что вы можете сказать о происхождении названия этого города?(Назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь.)Слайд 6.

На протяжении столетий является крупнейшим культурным и религиозным центром русского государства. По указу императрицы Елизаветы в 1744 году Троицкий монастырь был преобразован в лавру. Слайд 7Значение этого слова мы разбирали на прошлом уроке.Дайте его определение. ( лавра – главный, самый важный монастырь)Кто основал город Сергиев Посад? (Сергий Радонежский)Начинаем заполнять таблицу в нашем путеводителе.

Наш журналист Настя Кнуренко побывала в музее игрушек и может рассказать и показать много интересного.

Уважаемые топонимисты, расскажите о следующем городе на нашем маршруте. (город Переславль –Залесский)Прочитают из «Школьного словаря географических названий».(Переславль- Залесский – впервые упоминается в летописи под 1152г.. как город Переславль, основанный князем Юрием Долгоруким, позже добавлено слово Залесский, т.е. находится за лесом.)Картографы, что вы можете добавить? ( находится на берегу Плещеева озера)Благодаря Плещееву озеру город вошёл в историю России.Слайд 8Узнали вы кого-нибудь? ( царь Петр I)Чем он занимается? ( строит корабль)Слайд 9.

1 августа 1692 года готовые корабли были торжественно спущены на воду. Вот потому-то и называли Плещеево озеро – «колыбелью русского флота». До сих пор в музее «Ботик» хранится бот «Фортуна», а рядом с музеем стоит памятник Петру Великому.Кто же прославил этот город? ( Пётр I)Заполняем таблицу.Теперь мы попадаем в один из древнейших городов Золотого кольца, который уже в давние времена называли Великим. Слайд 10.

Уважаемые географы вам слово.(гостов находится на берегу озера Неро)Что нам скажут топонимисты? «Занимательна топонимика».( по одной версии, в его основе видят мужское имя Рост от Ростислав. Не исключено, что в его основе лежит имя прилагательное ростов ( ростовый), в значении « самый удобный, самый благоприятный и самый лучший». Ростов – это город, расположенный в самом лучшем, удобном, благоприятном месте.)

А теперь послушайте:СЫСОЙ ПОЛИЕЛЕЙНЫЙ ЛЕБЕДЬ ГОЛОДАЙСлайд 11.

Названия чего я перечислила? (…)Не догадались? А теперь (аудиозапись) ( колокола)Конечно, это колокольный звон. У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Самый большой – его вес – 32 тонны носит имя Сысой. Другой колокол – Полиелейный – весом 16 тонн, а Лебедь — 8 тонн. Был ещё колокол Голодай, его отлили во время страшного голода 1578 года.Давайте обратимся к учебнику с. 90.Найдите ещё информацию о городе Ростове.Какую информацию получили? ( в этом городе есть Кремль, а ещё он славится финифтью).ФИНИФТЬ прочитать определение самой. Слайд 12.Показать образец финифти.Так чем же славен Ростов? ( таблица) ( колокольными звонами и финифтью)

ФИЗМИНУТКА Слайд 15.

На широкой ВолгеУглича дома.Ставенки резные,Чудо-терема.Слайд 13.

Топонимисты вам слово.( название города произошло от слова угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом».)В этом городе побывал наш журналист Ярослав Мостовой .Он расскажет о музее мифов.

Ах ты, батюшка, Ярославль город!Ты хорош, пригож, на горе стоишь,На горе стоишь ты во всей красе…

Топонимисты нашли информацию о названии города. (Город назван в честь русского князя Ярослава Мудрого)Картографы о местоположении города.

Ярославль является административным центром Ярославской области и расположен на правом берегу реки Волги, в 282 километрах к северо-востоку от Москвы

Ассистенты дополнят наш рассказ интересными фактами.

(в этом городе тоже много старинных зданий, памятников архитектуры. Более трехсот лет исполнилось школе зодчества и иконописи. Первый постоянный русский театр был открыт в Ярославле и носит имя своего основателя актера и режиссера Федора Волкова)

Какой следующий волжский город входит в «Золотое кольцо России»? Картографы.(Кострома) Что в своих источниках нашли топонимисты?

( Костромой называли чучело из соломы. Поэтому одна из версий происхождения названия города связана с именем божества весны – Костромы. По другой версии, слова «Кострома», «костр» обозначают «любое укреплённое место, крепость

А теперь будьте все внимательны.Слайд 17.

Застройка города велась по необычному плану. В этом заслуга императрицы Екатерины II. Посмотрите на план города и портрет императрицы. Найдите на портрете предмет, форма которого легла в основу плана города.Ассистенты( есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным).Чем запомнилась вам Кострома? ( таблица) ( план города)

В этом городе побывала Соколова Дарья в музее деревянного зодчества.

Жемчужина Золотого кольца – Суздаль. Чтобы разгадать секрет этого города, посмотрите на его план. Слайд 20. Уважаемые , картографы!Какие обозначения на нём преобладают? ( знаки монастырей и церквей)

Роман Селезнев расскажет об этом Городе.

( Суздаль – всемирно известный город-музей)Запишите в таблицу.

А вот город Владимир около 250 лет являлся столицей древнерусского государства. 

Кого считают основателем города? Топонимисты( князя Владимира Мономаха)Первое летописное упоминание относится к 1151 году и связано с именем князя Андрея Боголюбского. Грандиозный замысел князя воплотился в новой крепости. Слайд 21.В систему валов встроены 5 внешних башен с воротами. Посмотрите на план. Обратите внимание на названия ворот-башень и выберите главные ворота, через которые въезжал в город князь. Объясните свой выбор. Ассистенты.(Золотые ворота – т.к. князь любил всё золотое и это драгоценный металл)А теперь объяснение. ( были покрыты позолоченной медью)Они украшают город и сейчас. Слайд 22.

Таблица (Золотые ворота)

Мы завершаем наше путешествие по Золотому кольцу России. Какие источники информации мы использовали? (видеоролики, дополнительную литературу, словарь, презентацци, учебник…)

4. Закрепление изученного материала.

В нашей системе произошел сбой и спутались города и ключевые слова. Будьте добры, исправьте таблицу.

Молодцы.

У каждого из вас есть компьютер. Режиссеры нашей передачи составили кроссворд и предложили вам его решить. Попробуем?

5. Итог урока.

Вспомните своё предположение о названии маршрута «Золотое кольцо». Используя полученную на уроке информацию, расширьте его.Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой)Почему эти города вошли в «Золотое кольцо России»? ( это слава и гордость нашей страны)Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости…)Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами?

6. Рефлексия.

Я вижу, вам понравилась наша передача. Любая передача заканчивается аплодисментами. Кому понравилось на нашей передаче ,прошу похлопать, кому не понравилось- можете воздержаться

Города старинныеК солнышку лицомДля России сталиЗолотым кольцом.

Звучит музыка.






map