Открытый урок_49441



Тема урока: «Твоя Родина».

Программа интегрированного курса, «Окружающий мир», 2 класс, разработанная в соответствии с учебно- методическим комплексом «Гармония».

Необходимые ресурсы.

Образовательные: репродукции картин И.И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Рожь», В. М. Васнецова « Богатыри», фотографии Ю. А. Гагарина, русской матрешки, панорама Московского Кремля, памятник Фальконе Э. М. Петру i, карта Российской Федерации; словари- синонимов русского языка, толковый словарь русского языка, компьютер, песня на слова М. М. Матусовского «С чего начинается Родина?».

Продолжительность занятия 45 минут.

Учебно- методическое обеспечение: О.Т. Поглазова «Окружающий мир», учебник, тетрадь.

Приемы и методы: приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора, методы диалога.

Ведущая идея урока: идея развивающего обучения, как средства формирования познавательной активности учащихся.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты: предметные- научатся определять, как называется наша страна, ее столица, какие народы живут в России, рассказывать о малой родине, получат возможность работать с картой; метапредметные: коммуникативные- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, умеют пользоваться книгой, рабочей тетрадью; познавательные- соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни, отвечать на вопросы; личностные- формировать чувство гордости за свою страну, российский народ, историю России.

Универсальные учебные действия. Познавательные: общеучебные- осознанное речевое высказывание в устной форме о Родине, о многообразии растительного и животного мира; логические- осуществление поиска необходимой информации, расширение знаний и представлений о Родине и малой Родине; регулятивные- ориентирование в учебнике и рабочей тетради, принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные- умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика по коммуникации и учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, строить понятные речевые высказывания, личностные- осознание своих возможностей в учении, понимают значение знаний для человека и принимают.

Интегратор урока: концепт родина.

Используемая литература: Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» 2 класс- Смоленск: «ассоциация 21 век»; С. И. Заир- Бек. Развитие критического мышления на уроке- М.:Просвещение, 2011; Черноиванова Н. Н.Окружающий мир. Система уроков по учебнику Плешакова А. А.- Волгоград: «Учитель», 2012.

Организационная структура урока.

1.Организационный момент.

а)Приветствие учащихся.

б) Подготовка рабочего места.

в) Положительный эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок, начался урок.

На парту руки положили, свои уши навострили.

Слушаем внимательно, отвечаем обязательно.

На прошлом уроке мы закончили изучение очень важной для каждого человека темы «Твоя семья». Вы написали прекрасные сочинения, которые мы зачитали на уроке русского языка. Из сочинений видно, что каждый из вас любит и дорожит своей семьей. А сегодня мы переходим к изучению новой темы, которая также важна, как и предшествующая, для каждого человека. Для работы над новой темой мы разделимся на 3 команды и выберем координатора команды.

Во время урока ученики работают в группах, парах, индивидуально.

2.Формулирование темы урока.

Ребята, на столе перед вами репродукции с текстом. Ваша задача показать репродукцию классу, выразительно прочитать текст и прикрепить магнитами к доске.

А) Репродукция картины Левитана И.И. « Золотая осень».

Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Б) Рисунок русской матрешки.

Привезли из далека мы не ситцы, не шелка,

И не кольца, и не брошки, а веселые матрешки.

В) Репродукция Васнецова В. М. «Богатыри».

Оглянись на предков наших ,на героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом, слава им борцам суровым!

Г) Репродукция А.Ткачева «Детвора».

Пусть соберется в один хоровод.

Север планеты пусть встретится с Югом,

Запад с Востоком, а дети друг с другом.

Далее дети прикрепляют к доске фотографии Гагарина Ю. А., Московского Кремля, памятника Петру 1.

Репродукции Шишкина И. И. « Лесные дали», Васнецова М. В. «Аленушка».

Ребята, посмотрите на доску. Какое замечательное панно у нас получилось.

Мы видим и памятники архитектуры Москвы, и Санкт- Петербурга, поля, горы, озера, русских богатырей, детей разных национальностей. Как вы думаете, почему именно эти репродукции оказались вместе на доске? Что их связывает? Ответив на эти вопросы, вы сможете сформулировать тему урока.

Дети совещаются в командах, формулируют тему, все формулировки записываются на доске: «Наша страна», « Россия», « Родина», « Отчизна».

Совершенно верно. Тема урока « Твоя Родина».

3.Актуализация знаний.

Как вы думаете, почему я сказала , что все команды правильно назвали тему урока, если звучит название темы по- разному?

Да, эти слова- синонимы. Давайте вспомним что же такое синонимы?

Работа со словарями.

Ребята, сейчас вы в словаре синонимов найдете слово родина и синонимы к этому слову.

Запись на доске: Родина, Отчизна, Отечество, родная сторона, родной край, колыбель.

А как вы думаете, что такое Родина? Ответы детей.

Давайте найдем значение этого слова в толковом словаре и зачитаем.

1 я команда работает со словарем Ушакова Д. Н., 2я команда – со словарем Ожегова С. И., 3я- со словарем Даля В. И.

Далее дети совещаются в командах и составляют свое толкование слова родина.

Родина – это страна, в которой ты родился.

4.Изучение нового материала. Беседа, работа с картой.

Посмотрите на карту России. Какую огромную территорию занимает наша страна. Чтобы пересечь ее с запада на восток потребуется целая неделя. Сколько прекрасных городов встретится на нашем пути. Санкт- Петербург – один из красивейших городов мира, наша с вами « малая родина». Москва – столица нашей Родины. Великий Новгород –один из старейших городов России. Разнообразен рельеф нашей страны. На площади в 17 млн. кв. км мы встречаем и равнины –Восточно- Европейскую и Западно – Сибирскую, старейшие Уральские горы и молодые Кавказские горы, сопки Курильских городов. Более 120 тысяч рек протекает по территории России. Берега нашей Родины омывают 12 морей трех океанов Северного – Ледовитого, Тихого и Атлантического. Многообразен растительный и животный мир России. В нашей стране проживает более 142 миллионов человек, более 180 национальностей и народностей.

В каких городах нашей страны вы бывали? Что такое малая Родина? Какие места нашего города вы любите? Как раньше называли нашу страну? Что вы еще хотите узнать о нашей Родине?

1 команда воспользуется картой «Растительность России» и расскажут нам о растениях, которые встречаются на территории нашей страны; 2 – рассмотрит карту « Животный мир»; 3- работает с учебником с.70 и рассказывает о быте людей различных национальностей.

5.Первичное осмысление и закрепление.

Выполнить задание 1 с. 21 в рабочей тетради. Какое ключевое слово у вас получилось? Россия. Так называется наша любимая Родина. Любимая! Давайте ответим на вопрос: « За что я люблю свою Родину?».

6.Итоги урока. Рефлексия.

Вся история нашей страны доказывает огромную любовь народа к своей стране. Во все времена люди храбро защищали Родину от врагов. Любите и берегите свою Родину! Родина у человека — одна.

А теперь каждый из вас вспомнит, что нового узнал на уроке? Самым важным для нас понятием было Родина. Кто напомнит нам правило составление синквейна? Вторая строчка состоит из прилагательных, третья – из глаголов. Что такое имя прилагательное? Что такое глагол? Составляем синквейн.

Родина. Великая, прекрасная. Трудится, строится, воюет. Русь, Россия –моя страна. Гордость.

7.Домашнее задание.

Дома вы можете подготовить сообщение об удивительных уголках нашей Родины или нарисовать рисунки на тему « Родина».

8.Заключение.

Проведение интегрированных уроков дает возможность изучения материала по разным предметам как единого целого.

Васильева Надежда Анатольевна. Школа 115. Учитель начальных классов. Стаж – 20 лет.




map