Откуда берутся снег и лёд_49684



МБОУ «Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

Разработала и провела урок Фомкина Т.А., учитель

высшей квалификационной категории

Окружающий мир.1-б класс.                                         

Тема урока: Откуда берутся снег и лед? (Урок — исследование)

Цели урока:

— учить: — определять свойства снега и льда;

              — проводить физические опыты;

               — обрабатывать и обобщать полученную информацию.

 — формировать умения детей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией,                умение увидеть проблему и найти пути ее решения;

 — развивать умение работать в группе;

— воспитывать экологическую грамотность.

  Оборудование: форма для приготовления льда, оборудование для практической работы по изучению свойств снега и льда, чистоты снега, цветные карандаши, «Рабочая тетрадь» к учебнику «Окружающий мир», 1 класс, презентация «Снег и лёд», цветная и белая бумага.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: проблемное обучение, ИКТ, технология сотрудничества.

Форма работы: работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Тройка, тройка прилетела,Скакуны в той тройке белы,А в санях сидит царица,Белокоса, белолица.Как махнула рукавом,Всё покрылось серебром…

— Что это за царица? (Зимушка — зима)

Слайды №

II. Ассоциативный ряд слов.

— Закройте глаза. Давайте шёпотом произнесём слово “зима”.

— Какие слова и словосочетания возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово ”зима?” (ответы детей)

III. Вступительное слово учителя

1. С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки,

Покрывая всё кругом

Мягким бархатным ковром.

2. Снежинки – картинки, взгляни поскорей!

У каждой по шесть серебристых лучей.

И каждый зазубренный лучик –

Зимы заколдованный ключик.

— Сколько лучей имеет каждая снежинка?

Слайды №

— А сейчас мы с вами устроим снегопад! (Наметить свою снежинку).

(Дети берут снежинки, лежащие на столах, и прикрепляют их на доску).

Электронная музыкальная физминутка «Белые снежинки».

— А у нас сегодня на уроке гость. Отгадайте, кто он.

В голове снег, в животе снег,

И в ногах снег, и в руках снег.

Что за чудо – человек?

(Снеговик) Слайд №

— Снеговик принёс загадки, вы хотите их отгадать?

Отгадайте загадки.       «Мозговой штурм» Слайд №

 1. Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, Если сядет на ладонь. (Снег)

2. Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет. (Снег)

3. Рыбам зиму жить тепло:

Крыша — толстое стекло. (Лед)

4. Мальчишек радостный народ, Коньками звучно режет..(Лёд)

IV. Сообщение темы и цели урока.

— Как вы думаете, почему все загадки только про снег и лёд?

Тема урока: Откуда берутся снег и лёд?

— А что вы можете рассказать про снег? Про лёд?

(Рассказы детей на основе их наблюдений, знаний).

— А что вы хотите ещё про снег и лёд узнать?

Если дети затрудняются, им помогают Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

Целеполагание.

1. . Что такое снег и лёд?

2. Откуда берутся снег и лёд?

3. Какие свойства они имеют?

V. Исследовательская работа.

— Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория, чтобы доказать свойства снега и льда нам нужно их исследовать, провести опыты.

— Как вы считаете, опыты проводить удобнее по одному или в паре? Почему?

(Помогать, обсуждать, наблюдать, делать выводы).

— Какие правила нужно соблюдать, работая в паре?

(Советоваться, не шуметь, уметь договариваться, дружно…).

— Чтобы проводить исследования на каждой парте имеется оборудование для практической работы.

Цель нашего исследования: изучение  свойств снега и льда.

Выдвижение гипотезы: предположим, что снег и лед — это не одно и то же.

Проверим это опытным путем.

Результаты опытов ребята записывают в табличку на парте, затем проводится самопроверка. Таблица заполняется и на экране.

СНЕГ

ЛЁД

1

2

3

4

5

6

Практическая работа №1 «Сравнение снега и льда по цвету». На каждую парту дежурные раздают заранее заготовленные блюдца со снегом и льдом. — Рассмотрите снег и лед. Определите их цвет. Дети определяют, что снег белый. – Как это можно доказать? Докажите!

Учитель берет комочек снега и белую бумагу. Дети убеждаются в том, что они правы в определении цвета. — Можно ли сказать, что лед белый?

(Если дети смогут назвать лед бесцветным, то последующая работа не требуется). Помогая учащимся овладеть понятием «бесцветный», учитель показывает голубую, желтую, серую и другую бумагу. Дети сравнивают ее цвет и цвет льда. Наконец учитель берет кусочек стекла и предлагает сравнить цвет стекла и цвет льда. Дети приходят к выводу, что лед и стекло не имеют цвета, т. е. бесцветные.

Снег                                 Лед

      Белый                              Бесцветный

— Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.

— О чём эта загадка?

Практическая работа №2 «Сравнение снега и льда по прозрачности». — Положите на газету тонкий слой снега. Видно ли текст? — Положите на газету тонкую пластинку льда. Видно ли текст? — Как называются предметы, через которые все видно? — Сделайте вывод о прозрачности снега и льда.

Снег                                 Лед

      Белый                              Бесцветный

Непрозрачный                Прозрачный

Практическая работа №3 «Сравнение снега и льда по плотности».

— Представьте себе такую картину: всю ночь шёл снег, а утром прошёл человек? Что вы увидели на снегу? (следы)

— Почему на снегу остаются следы? (его приминают)

— Каким бывает только что выпавший снег? (рыхлым)

— А если вы пройдёте по наезженной дороге, останутся следы? (нет)

— Почему?

— Какой снег на дороге? (плотный)

Вывод: Снег может быть и плотным и рыхлым.

— Посмотрите на снег и лёд. Что плотнее?

— Попробуйте палочкой поворошить снег.

— Что с ним происходит? (рассыпается)

— Значит, снег плотный, но рыхлый.

— Попробуйте поворошить палочкой лёд.

— Что с ним происходит? (не рассыпается)

— Давайте попробуем ударить по льду. (Учитель демонстрирует)

— Что с ним произошло?

— Лёд треснул, поломался.

— Значит, вывод: лёд плотный, но хрупкий.

Снег                                 Лед

Белый                              Бесцветный

Непрозрачный                Прозрачный

Плотный, но Плотный, но

Рыхлый                            Хрупкий

Практическая работа № 4 «Что легче?».

Бросьте снег и лед в стакан с водой. Что вы видите? (плавают на поверхности)

Вывод: снег и лёд легче воды.

— Почему лёд образуется на поверхности водоёма, а не на дне? (лёд легче воды)

— А что произошло бы, если бы лёд был тяжелее воды? ( Водоёмы промёрзли бы и рыба, и водоросли погибли бы).

— Почему растения не вымерзают под снегом? (там тепло)

Вывод: снег и лёд сохраняют тепло.

Практическая работа № 5 « Снег и лёд как тают?».

— Можно ли сказать что снег и лёд вода? (да, можно)

-Как это можно доказать?

Опыт: На учительском столе стоят 2 стакана с теплой водой. По просьбе учителя ученик подходит к столу и на ощупь определяет температурное различие снега, льда и стаканов с водой. — Что произойдет со снегом и водой, если они попадут в теплую воду? (Они растают).- Проверим ваше предположение. Учитель кладет в стаканы по кусочку снега и льда и, держа в руках, показывает детям.

— Какой вывод можно сделать?

Вывод: Снег тает быстро, а лед тает медленнее.

— На дворе горой, а в избе водой.

— О чём эта загадка?- Во что превратились снег и лед? В воду.

Значит и снег, и лёд – это вода?

Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед — это не одно и то же.

Хотя у них разные свойства, снег и лед – это состояния замерзшей воды.

Назовите общие свойства снега и льда.

1. Легче воды. 2. Сохраняют тепло. 3. Состоят из воды. 4. Бывают плотными.

Практическая работа № 6 «Снег и лёд тают от тепла?».

— Возьмите снег и лёд. Положите на ладошку. Что вы заметили?

Вывод: снег и лёд тают от тепла.

— А почему же снег и лёд зимой на улице не тают?

— На улице зимой холодно, морозно.

VI. Обобщение.

Назовите отличительные свойства.

Снег

Лёд

Белый

бесцветный

Непрозрачный

прозрачный

Быстро тает

медленно тает

Рыхлый

хрупкий

— Выполните задание № 2 в рабочей тетради на с.46. Проверка в паре.

— Почему нельзя есть снег и сосульки? (Можно заболеть, они грязные…)

Цель исследования: исследовать чистоту снега.

Выдвижение гипотезы: — Снег бывает грязным.

Проведение опыта учителем.

— Мы положили в стакан ком снега. Когда снег растаял, на дне стакана появился темный осадок. Через несколько слоев марли перелили талую воду в чистый стакан. На марле осталась грязь.

Формулирование выводов.

— Мы доказали гипотезу, что снег бывает грязным.

VII. Итог.

         Давайте поиграем в игру «Угадай, что это».

Я раздаю карточки: на одной – снежинка, на другой написано «лед». Когда я называю поочередно свойства снега и льда, дети поднимают нужную карточку:

белый, бесцветный, прозрачный, непрозрачный, плотный, но рыхлый; плотный, но хрупкий; медленно тает, быстро тает.

Рефлексия.

— Что вы сегодня узнали на уроке про снег и лёд?

— Для чего мы проводили опыты?

— Кому понравилась работать в паре?

— Давайте поблагодарим друг друга за хорошую, интересную, дружную работу. Каждая пара подойдёт к доске, возьмёт свои снежинки и подарит друг другу.

СНЕГ

ЛЁД

1

2

3

4

5

6

7

СНЕГ

ЛЁД

1

2

3

4

5

6

7

СНЕГ

ЛЁД

1

БЕЛЫЙ

БЕСЦВЕТНЫЙ

2

НЕПРОЗРАЧНЫЙ

ПРОЗРАЧНЫЙ

3

ПЛОТНЫЙ, НО РЫХЛЫЙ

ПЛОТНЫЙ, НО ХРУПКИЙ



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map