Откуда в наш дом приходит электричество



Откуда в наш дом приходит электричество?

Открытый урок

1 класс

Цели:

Познакомить с тем, что такое электричество и как оно поступает в наш дом.

Повторить классификацию предметов домашнего обихода.

Научить собирать простейшую электрическую цепь.

Учить соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами.

Оборудование:

Карточки с предметами домашнего обихода.

Рисунки, иллюстрирующие правила безопасного обращения с электроприборами.

Электрические батарейки разных видов.

Приборы, работающие от батареек: фонарик, часы, электронная игра.

Делали для сборки простейшей электрической цепи: плоская батарейка, два провода, светодиодная лампочка.

Ход урока:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

— Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке окружающего мира?

(о том, как в наш дом поступает вода)

— Кто помнит, откуда и как она (вода) поступает в дома? Как называется система, которая поставляем воду в дом?

(из рек по трубам, проходя очистку на станции; водопроводная система)

— Куда уходит использованная вода? Как называется система, которая выводит грязную воду из дома?

(в канализационные трубы; канализационная система)

— Сегодня мы продолжаем разговор о том, что нас окружает дома.

Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Наведи порядок».

У каждой группы конверт с карточками. Рассмотрите их. Советуясь друг с другом «наведите порядок»: сгруппируйте карточки по назначению предметов, которые на них изображены.

( . . . . . действия учащихся)

— Какие группы получились? Как вы их назвали? Что в этих группах?

(игрушки, одежда, инструменты, мебель, … бытовые предметы)

— Найдите группу «бытовые предметы», остальные карточки уберите в конверт.

— Кто может объяснить, что такое бытовые предметы?

(бытом называют общий жизненный уклад, повседневную жизнь; бытовыми предметами – те предметы, которые созданы для улучшения и облегчения быта, повседневной жизни людей)

Рассмотрите иллюстрации с бытовыми предметами. Что вы можете отметить? Можно ли выделить в ней подгруппы?

(Можно разделить на старинные и современные предметы)

— Разложите предметы парами: современный со старинным.

(. . . . . действия детей)

— Знаете ли вы как работали старинными предметами? (чайник, утюг, керосиновая лампа, стиральная доска… до сих пор в быту используют веник с совком, моют посуду в раковине)

— Среди бытовых предметов выделяют бытовую технику; работает она от Светлого Величества?

Отгадайте загадку: По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжётся в доме свет.

К дальним сёлам, городам,

Кто идет по проводам?

Светлое Величество.

Это … (электричество)

— Электричество – вид энергии, явление природное. Думаю, что все вы видели молнию во время грозы. Это электрический разряд, который возникает в тучах из-за трения частиц воды и льда. Мощные стрелы молнии во время грозы со страшной силой бьют в землю. Поэтому древние люди всегда боялись грозы, считая её гневом богов.

Так же из-за трения синтетической одежды наше тело электризуется и при касании можно услышать лёгкий щелчок и увидеть маленькую искру.

А бывают ли «электрические» животные?

(кошки, электрический скат)

Эл-во в быту необходимо, но оно и смертельно опасно. Какие вы помните правила безопасности? (не дёргать за шнур, не трогать мокрыми руками, не хвататься за оголённые провода…)

— А как электричество поступает в дом?

(от электростанций)

— Электростанции бывают разные…

(ветряные, водные, атомные)

Сказка «Средь дремучих лесов»

Средь зеленых лугов вилась – не торопилась речка Ленивка.

Больше всего на свете боялась Ленивка работы. Только бы ей отдохнуть, только бы подремать. Рыба всплеснет – Ленивка рассердится, заволнуется, вся морщинами пойдет. Что, мол, глупая рыба, спать мне мешаешь?

Одно любила Ленивка: когда в нее, будто в зеркало, глядится Луна. Ведь от лунного света речки становятся красивыми…

Так и жила Ленивка. Знай, нежилась меж зеленых берегов.

Вот однажды подошли к речке жители соседнего села:

— Ленивка, а Ленивка! Не стыдно тебе лентяйничать? Принялась бы ты, голубушка, за дело! Силища-то в тебе огромная таится!

— Это ещё за какое такое дело? Если камышинками шуршать или лодки качать, тогда, пожалуйста, не откажусь. Помочь всегда рада, — отвечала речка.

— Да уж известное дело. На это ты мастерица. Нет, голубушка, другую службу нам сослужи – света у нас электрического у нас в деревне не хватает. Вот и добудь его.

— Что вы, добрые люди! Работать – это не по мне! – зашумела речка.

Уговаривали её, уговаривали – все без толку. Домой несолоно хлебавши отправились.

На другой день снова к речке на поклон пошли.

— Передумали мы, Ленивка! Так и быть, отдыхай на здоровье, не работай. Только потеснись немножко. Перегородим мы тебя высокой стеной – всего-то и дел.

А Ленивка упрямится: не хочу в тесноте жить — и всё тут. Согласилась лишь тогда, когда узнала, что за стеной она сможет вновь разлиться во всю ширь.

Так и перегородили её строители стеной-плотиной.

Долго не могла Ленивка привыкнуть к плотине. Все норовила ее своими волнами с пути смести. А плотина крепкая, не поддается. Билась, билась речка о каменную стену – надоело. И потекла тогда в обход плотины, где для неё нарочно оставили лазейку.

Но людям этого мало. Снова зовут Ленивку.

— Ленивка, а Ленивка!

— Что вам надо. Я и так потеснилась, а работать не буду, и не просите!

— Да кто ж тебя работать заставляет? Мы тебя развеселить хотим, позабавить: хотим игрушку подарить. Видала, как деревенские ребятишки весной запруды делают, да колёсики с деревянными лопаточками в воду окунают? Ручей бежит по лопаткам шлеп-шлеп – колесико от этого вовсю вертится. Хороша игрушка?

— Хороша! Скорей давайте мне вашу игрушку!

В тот же день пошли строители на речку и рядом с плотиной, как раз там, где лазейка для воды, поставили большущее колесо со стальными лопатками. Сделали дело и на прощание сказали:

— Вот тебе игрушка, забавляйся!

А Ленивка того и ждала – как набросится на игрушку. Про камышинки и думать забыла.

Играла, играла – смотрит, а на берегу опять люди. Не стала Ленивка ждать, что они скажут, первой заговорила:

— За игрушку большое спасибо. А работать не стану!

— Вот заладила! Да у нас к тебе другое дело. Видишь, мы домик построили? Хотим в нем машину поставить, тоже с колесиком. Но вот беда – вертеть-то его некому. Может ты поможешь? Тебе так и так колесо игрушку вертеть. А мы к ней нашу машину приладим. От водяного колеса и колесо машины завертится.

— Только и всего? – обрадовалась речка. – Это мне не жалко.

Люди поставили в домике машину, которая дает электрический ток. А от домика провели во все стороны дорожки для тока – провода. Ленивка день и ночь забавляется своей игрушкой, и заставляет работать машину в домике. Та дает электрический ток. Бежит ток по проводам-дорожкам. В дома завернет – лампочку зажжет. На ферму заглянет – коров электродоилкой подоит, воду электронасосом накачает.

А Ленивка, сама того не зная, трудится, старается. На том сказка про маленькую речку кончается.

— Рассмотрите иллюстрацию ГЭС в учебнике. Как заставили люди Ленивку работать? Куда поступает ток от машины?

(в провода)

— А что может помочь человеку, когда необходимо эл-во, а электрической сети рядом нет?

(батарейки, аккумуляторы)

— Но батарейки имеют меньшее напряжение. Для каких предметов мы используем батарейки?

(Фонарики, часы, элгры…)

Попробуем провести опыт:

(все слова демонстрируются на примере)

Батарейка – это хранилище электричества, представим её как маленькую электростанцию. Ток от станции движется … (по проводам)

Положительная энергия направляется к лампочке… и ничего не происходит!!! А потому, что эл-ву (по примеру молнии) необходимо заземление (т.е. разряду нужно уйти в землю, которая поглотит разряд) Если мы присоединим второй провод к заземлению, а потом к лампочке, то … Горит!!!

Вот на таком примере, мы рассмотрели, движение электричества. Аналогичным образом эл-во поступает от электростанции до нашего дома.

Закрепление:

( по учебнику)

Подведение итогов:

— Что нового узнали на уроке?

— Откуда в наш дом приходит электричество?

— Что понравилось?

Дополнительный материал:

Висит груша-

Нельзя скушать. (Лампочка)

Ночь. Но если захочу –

Щелкну раз и свет включу. (Выключатель)

Дом – стеклянный пузырёк,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а днем проснется

Ярким пламенем зажжется. (Электрич. Лампочка)




map