Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит



Тема урока

«Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»

Прогнозируемые результаты:

Первоклассники познакомятся с источниками воды в природе и быту,

с процессами загрязнения и очистки воды;

проследят пути воды, которую используют дома;

научатся проводить опыты.

Учебные материалы:

музыкальный центр,

аудиозапись диалога папы и сына,

стаканчики с водой,

краски, кисточки,

лист бумаги с изображением капли,

фильтр (стакан, марля и воронка),

интерактивная доска,

учебник,

тетрадь на печатной основе,

глобус,

изображение Злючки-Грязючки.

Ход урока

Актуализация знаний

Что такое семья?

Назови по именам членов своей семьи.

Расскажи об интересных событиях в жизни вашей семьи.

Мотивация учебной деятельности

Подготовка к восприятию.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

НЕ наесться, не напиться.

Смею я вам доложить:

Без неё нам не прожить!

Вода – великий художник природы. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высокие горы расстилаются бескрайние равнины, их создаёт великий преобразователь – вода.

Что вы знаете про воду?

Какая она?

Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Оживите её.

(Дети рисуют каплю воды так, как её представляют.)

(Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.)

Кому нужна вода?

Зачем вода растениям? (на доску вывешивается изображение растений)

Как они её получают?

Нужна ли вода животным? (на доску – изображение животных)

Нужна ли вода человеку? (на доску – изображение человека)

Для чего нужна вода человеку?

Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников не только как лечебное средство, но и для тепла.

(Показ слайдов)

Много ли воды на Земле?

Посмотрите на глобус. Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 ливров океанской воды, то пресной воды – только 1 стакан.

Физкультминутка

Над волнами чайки кружат.

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

(Помахать руками, как крыльями)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(Ходьба на месте)

Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок.

(Дети садятся за парты)

Проблема урока

Отгадай загадки:

Плещет тёплая волна в берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)

А что было! А что было! Мама речку в дом пустила.

Речка весело журчала, мама в ней бельё стирала.

А потом, а потом я купался под дождём. (душ)

Если речка по трубе прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нём – как мы это назовём? (водопровод)

Принимая душ, купаясь в ванной или просто моя руки, мы даже не задумываемся о том, как вода попала в наш дом, в нашу квартиру. Сегодня на уроке вам предстоит узнать о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.

Прослушивание диалога папы и Вани.

Я не пригласила их на урок, но записала разговор, который между ними состоялся. А начался он в тот момент, когда Ваня налил воду в стакан. Привычную нам воду, в такой же стакан, как те, что стоят у вас на партах. Послушаем этот разговор.

(Учитель включает аудиозапись диалога.)

Ваня: Папа, как вода попала к нам в дом? Как она поднялась на наш этаж?

Ведь вода течёт в речках. Как же эта речка к нам попала?

Папа: Река течёт за городом. На её берегу стоит башенка. В неё попадает

вода из речки. Вода проходит через решётку и сетку, поэтому рыба в

башенку не заплывает. Дальше вода течёт по трубам.

Ваня: Но ведь вода по трубам сама не может подняться на верхние этажи.

Папа: Правильно. Для этого существуют специальные насосы. Они толкают

воду в подземные трубопроводы. По этим трубам вода течёт много

километров, как река. Только в природе ручейки и маленькие речушки

стекаются в большую реку, а из этой трубы, наоборот, ручейки

расходятся в разные стороны по другим трубам. Эти трубы подведены

в дома, в каждую квартиру.

Ваня: Учительница на уроке нам говорила, что воду из реки пить нельзя,

так, как она грязная. А как же мы пьём ту воду, которая из реки

пришла к нам в дом?

Папа: Воду, которую мы пьём, очистили.

Ваня: Кто это делает?

Папа: Из башенки, которая стоит на берегу реки, воду гонят на

очистительную станцию. Там вода оставляет мусор. Затем воду

проверяют врачи. Они смотрят: нет ли в воде вредных для

человека микробов. Чтобы уничтожить любые вредные вещества,

воду пропускают через специальные фильтры и добавляют чуть-

чуть хлор. И только после этого вода попадает в наш кран.

Работа с учебником с. 60.

Итак, вы услышали о том, откуда в наш дом приходит вода.

Проследим её путь ещё раз. Откройте учебник на с. 60.

Ванин папа объяснил сыну, что вода попадает к нам из реки.

Но возможен ещё один путь. Рассмотрите рисунок в левой

части страницы.

Откуда ещё на станцию очистки может попасть вода?

(Из подземных источников)

Какая вода приходит к нам в дом: грязная или чистая?

Каким цветом обозначена на рисунке чистая вода?

Поставьте обратную сторону ручки на изображение трубы, по которой вода течёт в дом.

Проследите: куда именно попадает вода?

Какой становится вода после стирки, мытья посуды, рук, приёма ванной?

Работа с тетрадью с.38.

В задании №1 покажите стрелками путь воды.

Электронная физкультминутка для глаз

Поиск решения проблемы.

(Работа в микро группах по 4 человека)

Опыт №1.

Смоделируем изменение воды у нас дома.

(Дети капают краской в стакан с водой.)

Что произошло с водой?

В такой воде может поселиться кто-то очень вредный для здоровья.

Работа с учебником с. 61.

(Учитель прикрепляет на доску изображение нового персонажа – Злючки-Грязючки)

Посмотрите на изображение стаканчика в учебнике на с. 61.

Прочитайте, что говорит наша гостья.

Как её зовут?

От каких слов образовано её имя?

Почему именно на этом уроке она появилась у нас?

Итак, у нас с вами – грязная вода. Грязнучка этому очень рада.

Что же делать с такой грязной водой? Куда её деть?

Каким цветом на нашем рисунке изображена грязная вода?

Посмотрите: куда она идёт от умывальников, туалетов, ванных, стиральных машин?

Каким должен быть путь воды: сразу в реку или в очистные сооружения? (Рассматривание очистных сооружений на с.61)

Опыт №2

Сделаем самый простой фильтр. Возьмём стакан, поместим в него воронку. На воронку положим марлю, сложенную в несколько слоёв. Осторожно, не разбалтывая воду, перельём её в этот фильтр. Посмотрите, что получилось.

(Дети видят, что вода стала чище, а на марле остались следы от краски.)

Работа с тетрадью с 38-40.

Вот и не стало Злючки-Грязючки.

Какой вывод мы можем сделать?

Давайте прочтём вывод в учебнике на с.61.

Рефлексия учебной деятельности

Откуда в наш дом приходит вода?

Куда она уходит?

Что люди делают для того, чтобы очистить воду?

Какую проблему мы ставили в начале урока?

Удалось ли нам решить проблему?

Итог урока

Работа с электронным приложением на интерактивной доске.






map