ОТП практика



понятие и определение реализации норм права. Формы и методы реализации норм права

Реализация права — процесс, который по своей направленности в правовом пространстве обратный процессу прававтварэння (создания права). И в зависимости от того, как понимается право, осмысливается процесс его создания, строятся и размышления о реализации права, его формах и т. д. Кроме этого, как нам известно, процесс прававтварэння (создания права) может быть полным и усеченным. Право в ходе прававтварэння (создания) может пройти полный цикл и существовать в трех формах, но процесс его создания может быть сокращенным по самым разным причинам. Процесс его формавання может быть завершен на стадии формулирования правовых эквивалентов, стандартов, обычное форм или на стадии осмысления правовых эквивалентов — в форме правосознания. Если право создается путем «сверху-вниз», то процесс его создания также может быть полным и усеченным. Примером последнего может быть создание таких норм, которые не находят своего воплощения в поведении участников общественных отношений, так называемого «книжного права».

При сокращенных, усеченных вариантах создания права мы будем иметь один вариант реализации права, а при полном, завершенном цикле создания права получим совсем другую картину.

Если процесс создания права путем «снизу-вверх» завершается специальным восстановлением его нормативной сложной части, ее форм, систематизацией всех проявлений права, то после этого начинается процесс движения права «сверху-вниз». Созданы и закреплены в формах (источниках) права нормы права начинают оказывать воздействие на поведение участников общественных отношений. Такое воздействие осуществляется в самых разных формах и во многом предопределяется этапом обратного воздействия права на общественные отношения, то стадией (формой существования права), на которой находится процесс движения права «сверху-вниз».

На стадии существования права в форме нормативной сложной части, если право существует в форме нормативных правовых предписаний, оно воздействует на поведение участников общественных отношений в следующем порядке.

Часть норм права, в которых установлены разнообразные запреты на какие-то поведение, действия и поступки, сдерживает участников общественных отношений от их совершения. В этом случае можно говорить о том, что нормы права воплощаются в жизнь, в поведение людей путем их сохранения. Запрет реализуется не тогда, когда нарушается, а тогда, когда не нарушается, а сохраняется. Также реализуются и такие нормы права, в которых укладываются разнообразные обязанности пассивного характера.

Часть норм права, в которых закрепляются обязанности активного характера, т.е.. обязанности на совершение активных внешних действий и поступков, воплощаются в жизнь, в поведение людей и других участников общественных отношений через активные внешние поведение участников общественной жизни.

Нормы права, в которых закрепляются разнообразные права, свободы и законные интересы граждан, иных физических лиц, а также других участников общественных отношений, реализуемых при условии, что участники общественных отношений используют такие правовые возможности в своей жизни.

Очерчены пути воздействия норм права на поведение людей составляют отдельные формы реализации права, а точнее, отдельные формы реализации нормативной формы существования права — сохранение, исполнение и использование. Для данных форм реализации права характерно то, что они осуществляются без активного вмешательства государства и других социальных субъектов и организаций в данный процесс. Условно говоря, между нормами права, которые воплощаются в поведении участников общественной жизни, и поведением участников общественных отношений не существует необходимости в помощи со стороны других организаций, органов и учреждений. Процесс реализации права происходит почти «автоматически». Если в этом деле и присутствуют другие социальные субъекты и даже органы и учреждения государства, то они не применяют при этом властных полномочий.

Таким образом, под реализацией права при полном цикле создания права можно понимать процесс воплощения норм права, которые нашли закрепление в действующих источниках (формах) права, в поведении участников общественных отношений.

Определенное понимание реализации права называется непосредственным. Непосредственность означает, что нормы права воплощаются в поведение участников общественных отношений без возникновения каких-либо промежуточных правовых явлений. Но непосредственная реализация — далеко не единственный путь воплощения правовых предписаний в поведении людей. На основании действующих норм права участники общественных отношений заключают между собой разнообразные соглашения, совершают иные поступки (действия) путем вступления в правовые отношения. Такой путь реализации права называется опосредованное.

применение норм права как форма реализации права. Понятие, признаки и виды применения норм права

Далеко не всегда действующие в обществе нормы права добровольно и «автоматически» сохраняются, выполняются и используются участниками общественных отношений. В этих случаях существует необходимость в активном вмешательстве государства, его органов, учреждений, должностных лиц, других социальных субъектов и организаций в процесс реализации норм права. Данное вмешательство осуществляется путем использования властных полномочий, путем принуждения к исполнению предписаний норм права.

Существует несколько наиболее типичных причин (факторов), которые обусловливают необходимость властного вмешательства в процесс реализации права.

Первая Государство вынуждено применять нормы права в случае, если они нарушены, если они не выполняются и даже тогда, когда они не используются, например, воздействие на должностных лиц в целях надлежащего исполнения ими своих служебных обязанностей.

Второй Государство вынуждено применять нормы права в случаях, когда между различными субъектами общественных отношений возникают споры по поводу прав, свобод и обязанностей.

Третья Государство вынуждено применять нормы права в случаях, когда для нормального развития и функционирования общественных отношений нужно зафиксировать и подтвердить подлинность тех или иных жизненных ситуаций, действий людей, имеющих юридическое значение (например, деятельность нотариальных контор по регистрации гражданских сделок).

Четвёртое Государство активно вмешивается в процесс реализации норм права и применяет их в ситуациях, когда речь идет об использовании государственных материально-финансовых средств и ресурсов (например, назначение пенсий, стипендий и других выплат).

Существуют и другие случаи и типичные ситуации, приводящие к необходимости активного и властного вмешательства в процесс реализации права. Реализация права, которая происходит путем активного и властного вмешательства в процесс реализации права со стороны государства, его органов, учреждений, должностных лиц, других социальных субъектов и организаций, называется применением права.

Применяя нормы права, государство и другие социальные структуры как бы накладывают (прикладывают) общее правило поведения, которое закреплено в норме права, к конкретной жизненной ситуации или, наоборот, конкретную жизненную ситуацию как бы подводят под общее правило поведения. В случае применения права между правилами поведения и поведением участников общественных отношений всегда присутствует наделенное властными полномочиями структура, без активных действий которой правило поведения не может быть воплощена в жизнь.

Существует ряд универсальных требований к применению права, которые были сформулированы юридической наукой, выработанный в ходе применения права и нашли нормативное закрепление практически во всех национальных правовых системах.

Первая Применение права должно быть осуществлено в соответствии с определенными юридическими процедурами с соблюдением норм процессуального права.

Второй Применение права должно быть компетентным: определенная норма права должна быть применена только уполномоченным на применение органом, учреждением государства и должностным лицом или иной социальной структурой.

Третья Применение права должно быть законным: оно должно быть совершено на основании закона и в предусмотренных законом формах.

Четвёртое Применение права должно быть обоснованным: все необходимые материальные и формальные требования и доказательства должны быть выдержаны и собраны

Пятый Применение права должно быть целесообразным: уполномоченная структура, которая применяет нормы права, должно в пределах права найти наилучший вариант применения норм права.

Деятельность по применению право может быть классифицирован по самым разным поводам, и таким образом можно вести речь о нескольких видах применения права.

В зависимости от вида органов власти, применяющих право, можно выделить применение права законодательными органами, исполнительными, судебными, контрольно-надзорные и другими видами органов власти. Примером применения права законодательными органами является, например, принятие закона о бюджете на календарный год Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь на основании норм Основного закона Республики Беларусь.

В зависимости от социальных субъектов, применяющих право, можно выделить государственное, общественное и народное применение права. Если применение права исходит от государства (осуществляется государством), то мы имеем дело с государственным правоприменением. Если применение права осуществляется общественными организациями, например, органами и организациями профессиональных союзов или кооперативными органами и организациями, то мы имеем дело с общественным применением права. Если норма права применяется на собрании рабочих или на референдуме (национальным или местным), то мы имеем дело с народным применением права.

стадии применения норм права.

Применение права является самостоятельной правовой явлением, представляет собой социально-правовой процесс, который осуществляется в течение определенного времени и условно распадается на несколько самостоятельных этапов (стадий), которые последовательно сменяют друг друга и приводят к воплощению права в поведение участников общественных отношений . Выделенная часть очень важна, потому что дает представление о том, когда заканчивается процесс применения права.

А когда начинается процесс применения права? В самом общем плане можно утверждать, что необходимость в применении права возникает в случаях, когда норма права без активного, Владычествующий принуждения со стороны уполномоченных структур не может быть реализовано. Но поскольку в сфере действия права, как, кстати, и вообще в социальной жизни, ничто не происходит без воли человека, то можно утверждать, что процесс применения права начинается с решения уполномоченной структуры о необходимости применения права. Причем не обязательно той структурой, которая и будет применять право. Процесс применения права может быть начат и по инициативе других структур, которые не уполномочены применять конкретные нормы права, а также по инициативе органов, организаций, граждан, должностных лиц и т.д. Инициаторами применения права могут быть как уполномоченные, так и не уполномоченные на то структуры, но начало применения права всегда связывается с решением уполномоченного структуры о необходимости применения права.

Первая Решение компетентной и уполномоченной структуры о применении права можно считать началом процесса применения права и его первой стадией (этапом). Данная стадия (этап) может быть относительно простой и непродолжительной по времени, а может быть сложной и довольно длительной. Она может включать в себя действия одной уполномоченной структуры или нескольких структур. На этой стадии должно быть выяснено, всесторонне обосновано законное решение о необходимости применения права, его норм.

Второй Анализ фактических обстоятельств дела. На данной стадии орган, учреждение, должностное лицо государства, другая социальная структура обязан всесторонне проанализировать определенную жизненную ситуацию, к которой должна быть применена норма права, и ответить на ряд обязательных вопросов: кто? что? когда? при каких обстоятельствах? как? с какими целями? На этой стадии правоприменителей обязаны собрать в законном порядке все необходимые по делу доказательства, те доказательства, которые имеют юридическую значимость, т.е.. необходимые для того, чтобы можно было применить нормы права.

Третья Выбор нормы (или норм) права, которая должна быть применена к конкретной жизненной ситуации. Данную стадию применения права в юридической науке называют стадией юридической квалификации. После того, как был совершен выбор необходимой для применения нормы (или норм) права, может потребоваться уточнить собранные по делу доказательства, исследовать другие фактические обстоятельства, а затем уточнить и юридическую квалификацию. Данные обстоятельства дают основания для выводов о том, что вторая и третья стадии применения права могут меняться местами и, скорее всего, в зависимости от характера дела либо выбор нормы, или анализ фактических обстоятельств дела будут являться второй по времени и последовательности стадией применения права.

Четвёртое Проверка подлинности содержания выбранной для применения нормы права. На этой стадии правоприменителей обязан ознакомиться с содержанием нормы права в официальных источниках опубликования права. Он должен выяснить ряд вопросов: имеет норма права отношение к рассматриваемому случае, распространяет она свое действие на определенную ситуацию, действует ли она на данной территории, менялся ли не менялся содержание нормы права и т. д. Другими словами, на данной стадии применения должна быть выбрана безупречное юридическое основание для применения права.

Пятый Толкование права выходить за пределы конкретного процесса применения конкретной нормы права, но всегда присутствует в процессе применения права независимо от его вида в той или иной форме. Содержание толкования права при реализации права в форме применения права сводится к выяснению истинного и полного содержания нормы (норм) права, которая должна быть применена, приложено к исследованных фактических обстоятельств дела.

Шестой Вынесение акта (решения) о применении права. Акт применения права — узловая стадия применения права, потому что именно на данном этапе делается вывод о том, что какая-то конкретная жизненная ситуация соответствует определенным нормам права. Все предыдущие действия правоприменительных структур создают своеобразную базу для того, чтобы было вынесено решение (акт) применения права. На этом этапе применения права норма права (правило поведения общего характера) окончательно конкретизируется. Именно здесь принимается отдельный вид правовых актов — индивидуальные правовые акты, имеющие обязательное значение для всех участников процесса применения права и прежде всего в отношении тех физических и юридических лиц, в отношении которых произошло применение права.

Седьмой Доведение содержания принятого акта (решения) до сведения заинтересованных субъектов и осуществление необходимых юридических и фактических поступков и действий для выполнения акта применения права.

Далеко не всегда в юридической науке среди этапов применения права называется данная его стадия. Но исходя из того определения применения права, которое было дано сначала и смысл которого заключается в том, что применение права осуществляется ради воплощения предписаний норм права в поведении участников общественных отношений, необходимость выделения данной стадии применения права очевидна. Без соответствующих действий по воплощению содержания норм права в поведении участников общественных отношений теряется смысл всего процесса применения права. А такие действия могут и должны быть совершены только после того, как решение (акт) применения права будет доведена до сведения заинтересованных субъектов.

Отмеченные стадии применения права можно рассмотреть более подробно и почти в каждой выделить более мелкие, более детальные и конкретные этапы. Например, на стадии вынесения акта применения права и издания индивидуального правового акта можно в качестве самостоятельной стадии рассматривать процесс подготовки проекта акта применения права. Поэтому указанные стадии применения права можно называть основными стадиями применения права.

Реализация права в форме применения завершается в поведении участников реальных общественных отношений, но развитие права, действие права на этом не останавливаются. Из воплощения в поведении субъектов общественных отношений нормативных требований может начинаться качественно новый цикл создания права, отдельных его норм, цикл изменения и дополнения существующих норм права. Анализ результатов реализации права, в том числе и применения права, дает основания для выводов об эффективности норм права, о соответствии содержания и формы норм права общественным отношениям, целям и задачам правового регулирования.

И даже при условии, что такие результаты никто не подводит и выводов о результативности право не делается, тем не менее завершенный цикл реализации и применения права оказывает влияние на поведение участников общественных отношений, на содержание и структуру человеческой деятельности и, соответственно, на общественные отношения. Изменения в характере и содержании правовых по своей природе общественных отношений приводят к формированию в реальных отношениях новых правовых эквивалентов, к изменениям в уже существующих стандартах и ​​правилах, до появления потребностей в корректировке правового регулирования общественных отношений. Все это осмысливается в форме правосознания. И дальше … происходит движение права в нормативную часть его существования. А от нее — к реальным общественных отношений.

акты применения норм права: содержание, признаки, виды. Эффективность актов применения норм права

Акт применения права — властное решение компетентного органа государства, его должностного лица или иной уполномоченной структуры, которое принято (вынесено) в установленной форме по конкретному делу и направлено на воплощение предписаний нормы права в реальных общественных отношениях.

Акт применения права всегда имеет индивидуальный правовой характер. В нем не содержится правило поведения общего характера, а содержится властное правовое вяления, которое имеет обязательное значение для всех участников дела, в рамках которой был вынесен акт применения права. Он конкретизирует общий характер нормы права, делает обязательными для участников дела и его адресатов предписания и вяления, содержащихся в нормах права, четко очерчивает их права и обязанности. Акт применения права имеет разовый, индивидуальный характер, его юридическое значение, как правило, исчерпывается той ситуацией, в отношении которого был вынесен акт применения права. Правда, отдельные решения индивидуального правового характера могут иметь юридически обязательное значение при рассмотрении других дел. В таких случаях говорят о прэюдыцыяльным значения акта применения права.

Акт применения права может иметь различную форму. Чаще всего он выносится в письменной форме, имеет вид акта-документа. Но актом применения права можно считать и решение в устной форме. Существуют и другие формы вынесения решения, принятия решения о применении права, например, жестовая форма. Примером первой формы является приказ ректора о зачислении определенного лица в состав студентов. Примером устной формы акта применения права является, например, предупреждение студента ректором учреждения образования о недопустимости нарушения учебной дисциплины. В жестовой форме применяются, например, правила дорожного движения, когда дорожное движение регулируется уполномоченным должностным лицом с помощью специального жезла.

Как правило, письменный акт-документ имеет свою структуру. В нем выделяются атрибутивный, описательная, мотивировочная и резолютивная части. Атрибутивный часть включает в себя требования о точном названии акта применения, которая закреплена нормативно и соответствует характеру акта применения права, например, решение суда. Она включает в себя указания на дату и место вынесения акта применения, а также на точное название органа или учреждения, которые вынесли акт применения права. Атрибутивный часть включает в себя и подписи уполномоченных лиц.

Описательная часть содержит в себе описание и анализ фактических обстоятельств дела, доказательства по делу. Мотивировочная часть указывает на мотивы, которыми руководствуется уполномоченный орган или должностное лицо при вынесении акта применения права. Резолютивная часть содержит само решение.

Акты применения права всегда направлен на решение конкретного дела, выносятся уполномоченным властной структурой и направлены на достижение определенных целей. Обычно цели актов применения права четко и ясно определяются и очерчиваются в праве, его нормах. Но часто норма права, которая должна быть применена, содержит в себе возможность выбора со стороны правоприменителя того или иного варианта решения. В этих ситуациях вполне логично встает вопрос об эффективности принятого решения и, соответственно, эффективности акта применения права. Если принято решение достигает тех целей, вытекающих из содержания нормы права, то акт применения права можно считать эффективным.

Как к применению права полностью, так и в отношении актов применения права существует ряд требований, отдельные из которых четко закреплены на нормативном уровне. Есть общие требования к содержанию и формы акта, его структуры, существуют нормативно закрепленные требования отдельных видов актов применения права. За тем, насколько акты применения права соответствуют нормативно установленным требованиям по содержанию и форме, обычно в государстве осуществляются строгие надзор и контроль. В государстве создаются даже специальные государственные структуры, например, прокуратура, на которые возлагаются обязанности по контролю за актами применения права. Соответствие актов применения права по своему содержанию и форме нормативно установленным требованиям означает, что акты применения действуют в четко очерченным правовом поле и выполняют возложенные на них «правовые обязанности». И, наоборот, несоответствие актов применения права нормативно закрепленным требованиям означает, что они будут опровергнуты или объявлены незаконными и их нужно отменить.

Незаконные, необоснованные акты применения права, акты применения права, которые были вынесены с нарушением установленной формы и процедуры принятия, немотивированные и нецелесообразны акты должны быть отменены. В ряде случаев даже отдельные нарушения процедуры принятия актов применения права приводят к юридической ничтожности актов применения права.

толкование норм права: понятие, способы, субъекты. Виды толкования норм права.

Право — довольно сложная социальное явление, поэтому реализация и применение права, его использование, изучение и преподавание требуют значительных усилий со стороны заинтересованных социальных субъектов. Выяснение содержания право лично для себя, а также объяснение для других социальных субъектов называется толкованием права. Понятно, что в социальной жизни объясняется не только право, но и другие социальные реальности, другие вещи, тексты и т. д. Объяснение подлежат все непонятные или малопонятные явления, события, процессы. Но содержание и характер объяснения предопределяются в каждом случае природой объекта (предмета), который объясняется, а также целями и задачами объяснения, особенностями субъектов, объясняющих объект, и рядом других существенных моментов. Все они дают представление о толковании.

Право в развернутом (полном) виде существует, как известно, в трех формах: в форме правовых отношений, в форме правового сознания и в форме нормативного закрепления. Каждая из этих форм существования права имеет свои особенности и присущие ей механизмы воздействия на поведение участников общественных отношений. Кроме этого, как известно, право может существовать в сокращенном виде и в полной форме. Все эти обстоятельства не могут не влиять на содержание и характер толкования права. Рассмотрим вариант толкования права, если оно существует в трех формах.

По самым различным причинам и с самыми разными потребностями к праву обращаются социальные субъекты. Каждый из нас может сам изучать право доступными приемами и средствами в личных целях, а также в целях истолкования содержания действующего права для других лиц. Далеко не обязательно толкование права будет связано при этом с непосредственным процессом воплощения права в поведении людей. Это толкование права в самом широком смысле слова. Можно с определенной оговоркой утверждать, что в широком смысле слова толкование права связано с реализацией права, с его действием.

В более узком смысле слова толкование права связано с процессом применения права. Чаще всего именно в данном смысле слова толкование права знаменуется и освещается в юридической науке, хотя в отдельных учебных курсах тема толкования права рассматривается в качестве отдельной темы. В таком случае под толкованием права можно понимать деятельность, которая направлена ​​на полное и четкое осмысление и осознание содержания права правоприменителей, а также на разъяснение и доведение настоящего содержания права до сведения других правоприменителей и пользователей права.

Таким образом, к числу субъектов толкования права в узком смысле слова относятся только уполномоченные на применение права органы, учреждения государства, должностные лица и другие социальные структуры. В широком смысле слова в состав субъектов толкования права включаются все социальные субъекты и организации, которые в ходе своей деятельности осознают правовые явления и объясняют их другим социальным субъектам и организациям. В первом случае можно вести речь об официальном толковании права, потому что субъекты такого толкования действуют от имени государства, уполномоченный на властную деятельность по применению права и их мысли, их рассуждения, выводы о подлинном содержании права обычно ложатся в основание вынесенных решений по делу . Во втором случае объяснение будет неофициальным. Таким образом, по субъектам толкования оно подразделяется на официальное и неофициальное. Неофициальное толкование может быть самым разным — письменным и устным, исходит от лиц и от организаций. Разновидностью неофициального толкования права является научное (доктринальное) толкование.

В свою очередь, официальное толкование права подразделяется на нормативное и казуальных. Казуальных объяснение исчерпывает себя конкретной ситуацией, имеет разовое значение для конкретного случая применения права. Нормативное толкование содержания права выходить за пределы конкретного дела. Оно является обязательным и в других случаях, когда применяется объяснена норма права. Другими словами, объяснена норма права должна будет применяться в других случаях в том смысле и с тем содержанием, которые она получила после нормативного толкования. Таким образом, казуальных объяснение — индивидуально-правовое толкование, а нормативное толкование — такое толкование, в результате которого создается правило поведения общего характера.

Казуальных объяснение всегда связано с конкретным делом. Нормативное толкование может быть связано с рассмотрением конкретного дела, но чаще всего не связано с какой-то отдельной делом по применению права. Примером нормативного толкования в правовой системе Республики Беларусь является деятельность ВАК Республики Беларусь. Согласно п. 4 Указа Президента Республики Беларусь № 560 от 17 ноября 2004 года «Об утверждении Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь» ВАК Беларуси наделен правом давать обязательное официальное (нормативное) толкование указа Президента страны.

Проблема толкования права возникла давно. Можно сказать, с появлением самого права. Но приобрела она значительную актуальность после того, как само право приобрело завершенную, «полную» форму существования, особенно после того, как значительная часть действующих норм права стало создаваться путем «сверху-вниз». При эволюционном пути становления права, при постепенном формировании правовых эквивалентов, их осмыслению и последующим закреплении в действующих нормах права настоящий содержание норм права обычно был хорошо понятен правоприменителей и пользователям.

Проблема осложнилась после того, как в результате специализации и дифференциации органов и учреждений государства одни ее органы и структуры стали специализироваться преимущественно на создании права, а другие — на его реализации и применении.

Истории развития права известны попытки запретить вообще всякое толкование права правоприменителями. Так, после введения в действие знаменитого кодекса Юсциниана судьям была запрещена деятельность по толкованию права. В спорных случаях, когда для судьи было не все ясно и понятно в содержании норм права, он должен был обращаться к самому императору с ходатайством о толковании права. Знаменитый француз Ш. Монтескье — один из создателей теории разделения властей — считал, что судья всегда должен быть устами закону.

Отношения к толкованию права кардинально поменялись после принятия французского гражданского кодекса (кодекса Наполеона) 1804, в ст. 4 которого было закреплено правило о том, что судья не мог отказать в рассмотрении дела на основании неясности содержания нормы права. Иными словами, судья был обязан самостоятельно проверить (истолковать) настоящий содержание нормы права и решить дело по существу.

С ХIХ в., Со времен знаменитого немецкого юриста Ф. Савиньи, в юридической науке в различных модификациях рассуждают о следующих способах выяснения действительного содержания норм права: грамматическим, историческом, целевым и системным.

Грамматический способ построен на использовании правил грамматики, лексики и синтаксиса для выяснения истинного содержания права. Смысл исторического способа заключается в том, что правоприменителей выясняет содержание нормы права, изучая те исторические обстоятельства и условия, исторические события и факты, которые подтолкнули законодателю (в широком смысле слова) на издание той или иной нормы права, и пытается понять в историческом контексте ее содержание.

Целевой способ — такой путь выяснения содержания нормы права, в котором правоприменителей стремится прежде всего выяснить цель принятия той или иной нормы права. Системный способ представляет собой такой путь выяснения содержания нормы права, который основан на изучении структурных и функциональных связей между нормами права, соотношения различных терминов и понятий по их объему и содержанию, которые применяются в различных нормах права, и т. д.

. пробелы в праве, их причины. Способы преодоления пробелов в праве. Ликвидация пробелов

Если право существует в первоначальной своей форме, на уровне (в форме) правоотношений, то естественно, что ни о каких пробелах (пустоты) в праве не может идти речь. Если в сфере общественных отношений, складывающихся под непосредственным влиянием товарно-денежных отношений, эквивалентных по своей природе, возникает потребность в создании соответствующего эквивалента, стандарта, правило, то оно в любом случае создается. Первоначально как однократное, а затем оно повторяется и становится нормой права.

Но как только право приобретает свою классическую форму существования — три уровня, то сразу выясняется, что в праве могут возникнуть (образоваться) пустоты (пробелы). По самым разным причинам объективного и субъективного порядка в системе действующих норм права в определенный период отсутствуют необходимые нормы права для регулирования правовых по своему содержанию общественных отношений. Можно даже утверждать, что такие пустоты (пробелы) находятся всегда, потому что не существует люстэркавасци и тождества между правовыми по своему содержанию общественными отношениями и нормами права, в которых должны быть закреплены созданные в реальных общественных отношениях правовые стандарты (эквиваленты). А в ситуации, когда право создается путем «сверху-вниз», то вообще отсутствие нужных норм права обусловливается несовершенством правил формулирования и создания логически замкнутой и непротиворечивой системы норм права.

Таким образом, проблема с прабельнасцю в праве существует при условии, что само право функционирует в трех своих ипостасях — в форме правовых отношений, в форме правосознания и в форме норм права. О прабельнасци в праве свидетельствуют несколько моментов. Во-первых, отсутствие необходимых для реализации и применения норм права. Во-вторых, отношения и ситуации, в отношении которых и к которым должны быть реализованы и применены нормы права, имеют правовую природу, как часто говорят, находятся в сфере правового регулирования. Понятно, что отсутствие нужных для реализации и применения норм права выясняется в ходе реализации и применения права.

Отсутствие необходимых для надлежащего функционирования права норм создает определенные неудобства, потому что механизм правового регулирования начинает давать сбои, право теряет свою результативность. Единственным легальным путем устранения обнаруженных пробелов права является создание необходимых норм права. Но создание необходимых норм права — довольно длительный во времени процесс, а часто случается так, что прабельнасць в праве выясняется как раз в тот момент, когда норма права должна быть применена.

Для решения таких ситуаций юридическая наука и практика используют две теоретико-правовые и практически-ориентированные конструкции — конструкцию аналогии права и аналогии закона. С помощью данных конструкций пробелы в праве временно преодолеваются.

Аналогией права называют такой путь временного преодоления пробелов в праве, при котором уполномоченные органы, учреждения, должностные лица и другие социальные структуры решают конкретное дело правового характера на основе принципов права (общеправовых, отраслевых и т. д.), так называемого «духа права» .

Аналогией закона называют такой путь временного преодоления пробелов в праве, при котором уполномоченные органы, учреждения, должностные лица и другие социальные структуры решают конкретное дело правового характера на основании норм права, регламентирующих подобные общественные отношения. Часто прибегают и к субсидиарной применения норм права.

Со времен древнего Рима в правовых системах действует аксиома, согласно которой пробелы в системе права нельзя заполнять путем аналогии, когда речь идет о привлечении к юридической ответственности и возложении других мер юридического воздействия на личность.






map