ОВОС учебное пособие



Министерство образования Российской Федерации

Хакасский технический институт – филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Учебное пособие

Абакан

2012

УДК 504. 75(075)

ББК 20.18я73

Б 12

Бабушкина, Е. А.

Б 12Оценка воздействия на окружающую среду : учеб. пособие / сост. Е. А. Бабушкина; Сиб. федер. ун-т, ХТИ – филиал СФУ. – Абакан : Ред.-изд. сектор ХТИ – филиала СФУ, 2012. – 179 с.

Рассмотрены оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза как составляющие экологической оценки, инструмента регулирования природопользования и управления окружающей средой. С учетом современного законодательства освещены вопросы организации и проведения государственной и общественной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду.

Тематический материал представлен в соответствии с требованиями ГОС и ФГОС, предназначен для подготовки студентов строительных специальностей и направлений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ5

Глава 1. ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ6

1.1. Основные проблемы в области охраны окружающей природной среды в России6

1.2. Перспективы устойчивого развития14

Глава 2. ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ16

2.1. Основные понятия16

2.2. Нормативно-правовые основы ОВОС и экологической экспертизы21

2.3. Научно-методические основы ОВОС и экологической экспертизы31

Глава 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ39

3.1. Общие экологические требования39

3.2. Экологические требования на разных стадиях жизненного цикла объектов хозяйственной и иной деятельности40

3.3. Экологические требования в различных отраслях хозяйственной и иной деятельности42

Глава 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС50

4.1. Этапы проведения ОВОС50

4.2. Структура и содержание разделов ОВОС59

4.3. Характерные недостатки ОВОС75

Глава 5. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС77

5.1. Критерии и показатели ОВОС77

5.2. Общие методы при ОВОС84

5.3. Оценка воздействия на атмосферу88

5.4. Оценка воздействия на поверхностные воды94

5.5. Оценка воздействия на литосферу99

5.6. Оценка воздействия на почвенный покров105

5.7. Оценка воздействия на растительный покров110

5.8. Оценка воздействия на животный мир115

5.9. Оценка антропоэкологических аспектов118

Глава 6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА123

6.1. Государственная экологическая экспертиза123

6.2. Общественная экологическая экспертиза140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ155

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ156

Приложение 1163

Приложение 2172

Приложение 3175

ВВЕДЕНИЕ

Антропогенная нагрузка на природу постоянно возрастает, увеличивается значимость негативных изменений в окружающей среде, усиливается необходимость их устранения. Однако существующие на данный момент природоохранные меры не дают достаточного результата. Становится очевидным, что человечество все больше нуждается не столько в эффективных способах ликвидации экологических последствий хозяйственной и иной деятельности, сколько в надежных механизмах их предупреждения.

Наибольшее развитие системы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в нашей стране пришлось на конец прошлого столетия. В это время было выпущено основное количество нормативных документов по этому направлению. Однако экономическая ситуация в стране не позволила полноценно внедрить все необходимые положения оценки воздействия. Процедуру ОВОС посчитали слишком громоздкой для применения во всех случаях. Полную процедуру стали употреблять реже, а со вступлением в силу изменений в 2007 г. в законе «Об экологической экспертизе» процедура ОВОС практически прекратила свое существование. Тем не менее, в последние годы руководство страны начало уделять самое пристальное внимание экологическим аспектам, что дает определенную надежду на хотя бы частичное возвращение этой проверенной и во многом необходимой процедуры.

Вопросы экологической безопасности, возникающие при оценке деятельности проектируемого нового или реконструируемого (существующего) объекта, решаются в контексте общей задачи предупреждения вредного воздействия производственно-хозяйственных, коммунальных, культурно-социальных и других гражданских объектов любого типа на окружающую среду. Решение этих вопросов в увязке с государственным мониторингом, на базе общих инженерно-экологических изысканий позволяет комплексно решить проблемы нормативного состояния окружающей среды и обосновать оптимальность принятых проектных решений с экологической позиции.

Данное пособие рассматривает необходимые вопросы организационно-правовых основ проведения ОВОС и экологической экспертизы, в нем разъясняются экологические требования к созданию и эксплуатации хозяйственных или иных объектов, рассматриваются этапы данных процедур, даются теоретические и практические рекомендации и порядок оформления документов.

Глава 1. ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДАИ СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Основные проблемы в области охраныокружающей природной среды в России

Несмотря на значительный спад производства, в настоящее время уровень загрязнения окружающей природной среды в Российской Федерации продолжает оставаться высоким. Основные экологические проблемы России указаны в ежегодном Государственном докладе о состоянии и об охране окружающей среды РФ (в данном учебном пособии приведены данные за 2010 год).

Атмосферный воздух.

В атмосферном воздухе более двухсот городов и промышленных центров с суммарным населением свыше 60 млн. человек (40 % всего населения страны) отмечается превышение допустимых концентраций вредных веществ. Случаи пятикратного превышения предельно допустимых концентраций отмечены более чем в 120 городах. Основными источниками загрязнения воздуха остаются предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, строительной индустрии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности, а также автотранспорт. Доля влияния загрязненного воздуха на общую заболеваемость детей составляет в среднем 17 %, у взрослых – 10 %.

Больше всего городов с высоким уровнем загрязнения атмосферы расположено в Иркутской, Московской, Самарской и Свердловской областях, где сконцентрированы крупнейшие предприятия химической, нефтехимической, металлургической промышленности, машиностроения и других отраслей. Промышленные центры и районы, перегруженные объектами тяжелой промышленности, нефтегазовой и горнорудной отраслей, районы добычи и переработки цветных металлов характеризуются неблагоприятной экологической обстановкой. К ним относятся в первую очередь Тюменская область, Красноярский край, Урал, Кузбасс и ряд промышленных районов Европейской территории России, в которых существенная часть загрязнения окружающей среды, особенно воздушного бассейна, приходится на производства, использующие устаревшие технологии, некондиционное сырье и топливо.

В городах с предприятиями черной металлургии воздух загрязнен пылью, бензапиреном, диоксидом азота и другими вредными веществами. Спад производства в отрасли в предыдущие годы, сопровождавшийся сокращением выбросов вредных веществ в атмосферу, не привел к заметному улучшению экологической обстановки. Крупные металлургические центры (Екатеринбург, Кемерово, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк и Челябинск) входят в число городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. На территории Уральского экономического района находятся предприятия медной, свинцово-цинковой, никель-кобальтовой, алюминиевой и титаномагниевой отраслей цветной металлургии. В Норильске ежегодно регистрируется до 30 дней, когда уровень загрязнения атмосферы диоксидом серы в 7–30 раз превышает ПДК. В Красноярске неблагоприятное состояние атмосферного воздуха определяется в основном выбросами Красноярского алюминиевого завода, составляющими почти 50 % общих выбросов по городу. Самые высокие средние годовые концентрации твердых фторидов отмечены в городах с предприятиями алюминиевой промышленности – Братск, Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Шелехов, Кандалакша. Выбросы бензапирена, фтористых соединений, диоксидов серы и азота, солей алюминия и других тяжелых металлов от предприятий алюминиевой промышленности формируют высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха и в таких промышленных центрах, как Волхов, Бокситогорск, Саяногорск, Новокузнецк, Красноярск, Волгоград, Надвоицы, Полевской, Сухой Лог, Кувандык. Города с развитой целлюлозно-бумажной промышленностью (Братск, Волжский, Новодвинск и Селенгинск) также ежегодно входят в перечень городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха.

В течение многих лет предприятия химической промышленности определяют высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха опасными веществами, в том числе диоксинами и диоксиноподобными веществами. Основными источниками поступления диоксинов в окружающую среду являются хлорфеноловые производства, заводы по производству химических удобрений, полихлорированных бифенилов (ПХБ), массовой хлорной продукции. Города с «хлорной» химией расположены во многих субъектах Федерации, в частности в республиках Башкортостан (Уфа, Стерлитамак) и Татарстан (Нижнекамск), Чувашской Республике (Новочебоксарск), в областях: Волгоградской (Волгоград), Ивановской (Заволжск), Иркутской (Усолье-Сибирское, Саянск), Кемеровской (Кемерово), Кировской (Кирово-Чепецк), Нижегородской (Дзержинск), Новгородской (Новгород), Новосибирской (Новосибирск), Пермской (Березники, Пермь), Самарской (Чапаевск), Тульской (Новомосковск).

Кроме того, на территории Российской Федерации эксплуатируется более 32 тыс. отопительных котельных жилищно-коммунального хозяйства с суммарной тепловой мощностью 150 тыс. Гкал/ч, которые также сильно загрязняют атмосферный воздух.

Водные ресурсы.

Проблема обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве во многих регионах стала одной из приоритетных задач усиления социальной направленности проводимых реформ. Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются загрязнению, поэтому качество их вод не соответствует нормативным требованиям. Качество подземных вод, используемых для водоснабжения, в основном нормативным требованиям соответствует, однако их загрязнение также возрастает. В настоящее время около 90 % забираемых для нужд водоснабжения поверхностных и не менее 30 % подземных вод подвергается обработке, но водопроводные сооружения не всегда обеспечивают надежную водоподготовку и подачу населению воды гарантированного качества. В целом по стране в 2010 г. 20 % проб воды коммунальных и 23,6 % ведомственных водопроводов не отвечали гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям и, соответственно, 8,1 % и 12,4 % – по микробиологическим (по данным Государственного доклада о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2010 году). Около трети населения страны используют для питья колодезную воду, наиболее подверженную загрязнению. Доля проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в сельской местности, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в целом по Российской Федерации в 2010 г. составила 26,6 % (2009 г. – 25,4 %), по микробиологическим – 23,1 % (2008 г. – 21,5 %). Наиболее водоемкими отраслями хозяйства остаются энергетика, машиностроение, целлюлозно-бумажная, топливная, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, а также жилищно-коммунальное и сельское хозяйство.

Значительные объемы забранной воды теряются также в процессе промышленного производства вследствие несовершенства технологий и утечек. В коммунальном хозяйстве из-за изношенности водопроводных сетей и несовершенства запорной арматуры теряется в среднем более 20 % подаваемой потребителям воды. Велики потери и непроизводительные затраты воды также в орошаемом земледелии. Несмотря на уменьшение в последние годы сброса сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ, тенденция увеличения загрязненности поверхностных вод сохранилась. В промышленности наибольшие объемы загрязненных сточных вод сбрасывают предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетики, черной металлургии, угольной промышленности и машиностроения. Со сточными водами в водные объекты поступают сотни тысяч тонн загрязняющих веществ, в результате чего качество воды большинства водоемов России не отвечает нормативным требованиям. Воды основных рек (Волги, Дона, Кубани, Печоры, Оби, Енисея) оцениваются как «загрязненные», а их крупных притоков (Камы, Томи, Иртыша, Тобола, Миасса, Исети, Туры) как «сильно загрязненные». Особенно тревожная ситуация складывается с деградацией малых рек России.

Все внутренние и окраинные моря России испытывают интенсивную антропогенную нагрузку. Прежде всего это относится к Балтийскому, Азовскому и Черному морям. Для морских берегов, особенно южных морей, характерно развитие абразионных процессов, более 60% береговой линии испытывает разрушение, размыв и подтопление, что наносит значительный ущерб народному хозяйству и является дополнительным источником загрязнения морской среды. Степень загрязнения воды прибрежных районов морей России на различных участках варьируется от «чистой» до «чрезвычайно грязной».

Состояние почв.

В настоящее время состояние земель России, находящихся в сфере хозяйственной деятельности, остается неудовлетворительным. Истощительное сельскохозяйственное землепользование в условиях экономического кризиса входит в число ведущих факторов деградации почвенного покрова России и по своим потенциальным последствиям представляет реальную угрозу национальной безопасности России. Продолжает ухудшаться состояние значительной части используемых земель, происходит деградация почвенного покрова. У 43 % пашен отмечается понижение содержания гумуса, а в Нечерноземной зоне доля таких почв достигла 45 %.

Особую опасность для экологического состояния сельскохозяйственных земель представляет снижение общего уровня культуры земледелия и невыполнение обязательных почвозащитных и иных природоохранных мероприятий. Возрастающая антропогенная нагрузка, продолжающееся бессистемное природопользование усиливают процессы деградации сельскохозяйственных угодий. Пристального внимания требуют процессы техногенного загрязнения земель, в результате которого увеличиваются площади земель, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами, радионуклидами, химическими средствами защиты растений и другими токсичными веществами. Продолжается развитие таких негативных процессов и явлений, как подтопление, загрязнение веществами промышленного происхождения, захламление и нарушение земель. Значительная их часть, в том числе сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов, загрязнена радиоактивными элементами.

В большинстве основных сельскохозяйственных регионов России распаханность территории превышает экологически допустимые пределы, что усиливает процессы деградации почв и ухудшает гидрологический режим водосборных бассейнов, снижает способность природных комплексов к саморегуляции и поддержанию продуктивности сельскохозяйственных угодий. В составе сельскохозяйственных угодий России подверженные водной и ветровой эрозии почвы занимают более 125 млн. га, в том числе уже подвергшиеся эрозии – 54,1 млн. га. Для 55 % регионов России самой острой признана проблема нарушения земель в процессе хозяйственной деятельности и невыполнения обязательных работ по их рекультивации, причем для 30 % эта проблема имеет приоритетный характер для большей части территории. В их число вошли регионы с развитой добывающей промышленностью и северные территории с низким потенциалом самовосстановления экосистем на нарушенных землях. Следующая по значимости проблема – загрязнение и захламление земель – отмечена в 54 % регионов страны. В основном это регионы с развитой перерабатывающей промышленностью (химическая и нефтехимическая, цветная металлургия), высокой плотностью населения. А для регионов, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, острота проблемы загрязнения земель получила экспертную оценку «экологического кризиса на значительной части территории».

На территории Российской Федерации в настоящее время эксплуатируется более 200 тыс. км магистральных и 350 тыс. км промысловых трубопроводов. Физический и моральный износ технического оборудования, отсутствие надлежащего ведомственного контроля за его состоянием приводят к росту числа аварий. Наибольшее количество нарушений, связанных с загрязнением земель, приходится на регионы размещения нефтегазовой и химической промышленности, черной и цветной металлургии (Ханты-Мансийский автономный округ, Башкортостан, Татарстан, Свердловская обл.).

Растет количество нарушений, связанных с захламлением земель. Из учтенных мест организованного захоронения отходов (общая площадь 1,5 тыс. км2) только 80 % отвечают действующим нормам. В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения промышленных отходов широко распространена практика вывоза отходов в места неорганизованного складирования (несанкционированные свалки), что представляет особую опасность для окружающей среды. На основании анализа предварительных данных инвентаризации, общая площадь, занятая местами размещения отходов, в целом по Российской Федерации превышает 200 тыс. га. Более 60 тыс. га занято шламонакопителями и хвостохранилищами, более 100 тыс. га – отвалами, терриконами, шлакозолоотвалами. Площадь под полигонами по обезвреживанию и захоронению отходов составляет около 6,5 тыс. га, под санкционированными свалками – около 35 тыс. га.

На нефтяных месторождениях Российской Федерации действуют более 248 тыс. км промысловых трубопроводов различного назначения, по которым транспортируются высокоагрессивные продукты – нефть, пластовая вода, попутный нефтяной газ, сероводород. Это приводит к интенсивной коррозии нефтепроводов и авариям. Существует тенденция к снижению надежности и росту аварийности трубопроводных систем, и через 3–4 года эти процессы могут приобрести обвальный характер. Особенно тяжелая ситуация сложилась на месторождениях с падающей добычей – в АО «Татнефть», «Башнефть», «Нижневолжскнефть», «Саратовнефтегаз», которые расположены в наиболее заселенных районах.

Леса, растительный и животный мир.

Состояние растительного и животного мира в России неудовлетворительно. Неконтролируемые заготовки ягод, грибов, ценных видов лекарственных растений существенно подрывают их запасы и воспроизводство. Большой ущерб наносится лесам вредителями и болезнями, пожарами, незаконными вырубками. Ежегодно от этих причин погибает до 200 тыс. га лесных насаждений, что требует дополнительных затрат на их восстановление.

Согласно данным Федерального агентства лесного хозяйства, общая площадь земель лесного фонда России и лесов, не входящих в лесной фонд на данный момент составляет около 1146 млн. га. В 2010 г. площадь лесных земель, пройденных пожарами, возросла по сравнению с 2003 г. почти в 12 раз, причем порядка 90% всех лесных пожаров были антропогенного происхождения.

Общая площадь очагов вредителей и болезней леса в 2010 г. составила 3894 тыс. га, в том числе очагов болезней леса – 955 тыс. га. Особенно остро стоит проблема сохранения природной растительности. Растительный мир Российской Федерации представляет огромную ценность и является базой естественных возобновляемых ресурсов для осуществления перехода страны и ее отдельных регионов к устойчивому, экологически обоснованному развитию. Растительный мир – одновременно и один из основных компонентов природной среды, и важнейшее первичное звено трофических связей, существенным образом влияющее на состояние других элементов экосистемы, в том числе животного мира и человека, 1600 млн. га земельного фонда России в той или иной степени покрыты разнообразной растительностью. Итогами широкомасштабной хозяйственной деятельности стали существенное сокращение запасов естественных растительных ресурсов, обеднение гено- и ценозофонда, упрощение фитоценотической структуры, снижение стабильности природных экосистем, ослабление или утрата средообразующей и средозащитной функций растительного покрова. Однако отсутствие законодательной базы не позволяет организовать полномасштабный учет объектов растительного мира и обеспечить надлежащую систему охраны и рационального использования растительных ресурсов. Сведения о состоянии растительного мира фрагментарны, полная картина по данному природному ресурсу и компоненту природной среды отсутствует.

Ресурсный потенциал растительного мира из-за отсутствия надлежащего учета используется зачастую стихийно и нерационально. Например, остается нерешенной проблема учета, оценки, охраны и рационального использования недревесных ресурсов растительного мира на территории лесного фонда, что относится в первую очередь к компетенции органов лесного хозяйства. Значительный потенциал недревесных растительных ресурсов в лесах России используется в размере не более 1 % от имеющихся запасов.

Сокращается численность крупных млекопитающих – лося, кабана, косули, бурого медведя, а также многих видов мелких млекопитающих. Особенно проявилось снижение численности диких копытных животных в Центральном и Северо-Западном регионах, где ее спад был обусловлен климатическими причинами и усилен антропогенным воздействием: возросшим браконьерством, отсутствием или недостатком биотехнических мероприятий, снижением уровня технической оснащенности природоохранной деятельности, уменьшением гнездопригодных площадей. Резко увеличилось за последние годы число фактов незаконной добычи и торговли редкими видами животных и растений, занесенными в Красную книгу Российской Федерации.

Серьезную опасность для окружающей среды и населения представляют переполненные, физически и морально устаревшие хранилища жидких радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, а также более 80 выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок. Высокая степень износа технологического оборудования на предприятиях химической, нефтехимической, микробиологической промышленности создает большую опасность химического заражения территории. Недостаточно изучена проблема загрязнения окружающей природной среды диоксинами и другими супертоксикантами.

Экологическая напряженность нарастает из-за неэффективного использования природных ресурсов. Из невозобновляемых ресурсов теряется: 14 % добытого угля, 28 % хромовой руды, 8 % медной руды, 61 % калийных солей, почти половина поваренной соли, 14 % гипса. Из уже разведанных и эксплуатируемых пластов извлекается всего 30 % нефти. Что касается возобновляемых ресурсов, то потери древесины достигают 20 % от вырубки, потери в сельском хозяйстве по косвенным подсчетам составляют от 20 до 40 % сельскохозяйственной продукции.

В начале 70-х годов появились признаки проигрыша плановой экономики в конкурентном соревновании с рыночной. В результате командно-административная система была вынуждена расширять потребление ресурсов, чтобы путем продажи их на мировом рынке поддержать жизнеобеспечение населения на приемлемом уровне. Это достигалось за счет все большей добычи и продажи нефти, природного газа, железной руды, цветных металлов, в том числе золота и металлов платиновой группы, алмазов. Безудержно эксплуатировалось плодородие почвы (в частности, за счет монокультур), а также лесные богатства страны. Данная обстановка усугубляется тем, что в условиях социально-экономического кризиса у населения страны ослабло внимание к экологическим проблемам.

Обострение экологической обстановки – это результат не только общекризисных явлений в экономике страны, но и следствие социально-политической обстановки, политической нестабильности в обществе. В итоге продолжается деэкологизация производства и других секторов хозяйства. Нерациональная, а подчас хищническая эксплуатация природных ресурсов способствует деградации природных комплексов. Низкие ставки платы за природные ресурсы, а в ряде случаев практически полное их отсутствие, способствуют неумеренной эксплуатации природных богатств, подрыву воспроизводства возобновляемых ресурсов.

1.2. Перспективы устойчивого развития

Термин «устойчивое развитие» имеет достаточно длительную историю, восходящую к Декларации первой Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972) и работам Римского клуба начала семидесятых годов. В то время была осознана связь между проблемами окружающей среды, экономическим и социальным развитием. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440, использовано следующее определение: «устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы». Далее оно развивается: «улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Лишь выполнение этих условий гарантирует сохранение нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей».

Однако в указанном определении основное внимание сконцентрировано на проблеме выживания человечества в связи с наступлением глобального экологического кризиса и в недостаточной мере отражена социальная сущность человека, его постоянное стремление к прогрессу во всех сферах деятельности. Учитывая сказанное, в настоящее время предпринимаются попытки дополнить это определение, введя в его содержание ориентацию на дальнейший прогресс общества в рамках, определяемых законами развития биосферы. Таким образом, под устойчивым развитием следует понимать такое развитие цивилизации, когда, с одной стороны, обеспечивается непрерывный прогресс в жизни общества, с другой – развитие общества должно происходить в пределах воспроизводственных возможностей биосферы, определяемых законами ее собственной эволюции. Другими словами, устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества.

Переход на стратегию устойчивого развития означает постепенное обеспечение целенаправленной самоорганизации общества в экономической, социальной и экологической сферах. В этом смысле устойчивое развитие характеризуется экономической эффективностью, экологической безопасностью и социальной справедливостью.

Одна из центральных задач становления устойчивого развития – формирование экономики, не разрушающей биосферу. С этой точки зрения, биосфера должна рассматриваться не как источник ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого является обязательным условием развития общества. Становление такой системы должно быть сопряжено с обеспечением безопасности в любой сфере деятельности общества и государства. Тем более это относится к экологической безопасности в строительном комплексе.

Наряду с этим устойчивое развитие подразумевает целенаправленные экономические трансформации, ориентированные на достижение оптимальных объемов производства при минимизации затрат, прежде всего природных ресурсов. Учитывая, что формирование спроса зависит от потребительских интересов и моделей поведения, на первый план выдвигаются проблемы опережающего развития духовно-нравственных и морально-этических сторон развития личности. Фактор духовности и высокой нравственности развития человеческой культуры во всех ее проявлениях становится одним из определяющих при формировании механизмов перехода России к устойчивому развитию. Эти требования должны реализовываться в рамках достижения сформулированных целей устойчивого развития.

Контрольные вопросы

Каковы основные источники загрязнения воздуха в России?

Какие экологические проблемы наблюдаются в гидросфере на территории России?

Опишите состояние почв на территории РФ.

Назовите основные причины деградации растительного и животного мира в РФ.

Назовите основные регионы страны, в которых регистрируется крайне неблагоприятная экологическая обстановка.

Опишите экономические и социальные предпосылки экологического кризиса в России.

Что такое устойчивое развитие?

Опишите цели и задачи устойчивого развития.

Самостоятельно проанализируйте экологическую обстановку в Хакасии по данным Государственных докладов.

Глава 2. ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

2.1. Основные понятия

В курсе «Оценка воздействия на окружающую среду» рассматривается методы управления природопользованием и охраной окружающей среды, которые относятся к сфере общественных отношений экологического характера, и являющиеся одновременно способом изучения и прогноза изменений состояния окружающей среды и здоровья населения. Данная прикладная область экологической науки и соответствующей социально-экологической практики получила у нас обобщенное название «Экологическая экспертиза». Относительная молодость этого направления и отсутствие устоявшейся в России терминологии, имеющей к тому же расхождения с зарубежной, требует, прежде всего, ясности в определении основных понятий изучаемой области, используемых в учебном курсе: экологическая экспертиза (ЭЭ), оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическое обоснование (ЭО), экологический аудит (ЭА), экологическое сопровождение хозяйственной деятельности (ЭСХД), экологическое регламентирование (ЭР) и др.

Понятие экологической экспертизы.

Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы». При этом в действующем российском законодательстве существует определение понятия «государственная экологическая экспертиза» (ГЭЭ), содержащееся в ст. 35 и 36 Закона «Об охране окружающей природной среды»: «государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду». Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как «организационно-правовую форму предупредительного контроля и… самостоятельный вид управленческой деятельности». В эколого-правовом словаре, который прилагается к Комментарию, к определению государственной экологической экспертизы добавляется еще и предварительная проверка соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС).

Наряду с государственной проводится также общественная экологическая экспертиза. Согласно закону «Об экологической экспертизе», ОЭЭ организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды.

Понятие оценки воздействия на окружающую среду.

В России действует единственный нормативный документ, регламентирующий ОВОС, – Положение «Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации» (утв. приказом Минприроды России от 18.07.94 г. № 222). В это документе ОВОС определяется как «процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности».

На первый взгляд похожие друг на друга понятия имеют и некоторые смысловые различия.

1.Если ОВОС – это «процедура учета» экологических требований (или обоснование – информационная мера) при подготовке оптимального решения (в ходе проектирования), то ЭЭ – «установление соответствия» этим требованиям уже готового проекта и «определение допустимости» принятия решения о его реализации (т. е. разрешение административная мера).

2.ОВОС по своей сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологического законодательства.

3.Целью ОВОС является «выявление и принятие» (т. е. разработка) необходимых природоохранных мер, в то время как цель ЭЭ «предупреждение» (т. е. запрет) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или нет) в результате ОВОС профилактические меры.

Понятие экологического обоснования.

Данное понятие пока не имеет нормативно-правового закрепления. Специалисты Госкомэкологии (Минприроды) РФ определяют понятие «экологическое обоснование» (ЭО) как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, которые позволяют оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека. Очень похожее на ОВОС, экологическое обоснование, в еще большей степени нацелено на проектную деятельность, фактически является ее составной частью (часто даже предшествует ей).

В строительстве, рассматривая «жизненный цикл проекта»: обоснование – проектирование – экспертиза – решение о реализации, можно точно указать место каждого из выше определяемых мероприятий. Так, экологическое обоснование предваряет проектирование, являясь его начальной стадией; ОВОС (экологическая оценка) или входит как составная часть в проект, или проводится параллельно проектированию, подготавливая материалы для экспертизы; экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности) реализации проекта.

Существует и еще одно мероприятие, выходящее за рамки проектной стадии жизненного цикла хозяйственной деятельности, относящееся уже к его реализации, т. е. действующему объекту. Речь идет об экологическом аудировании.

Понятие экологического аудирования (аудита).

В последнее время в экологическую практику влилось новое мероприятие, которое выходит за рамки не только проектной стадии, но и чисто экологической направленности. Также, не имея нормативно-правового закрепления в российском экологическом законодательстве, «экологическое аудирование» (ЭА) по-разному определяется отечественными специалистами, в частности:

– как объективный независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности;

– как предпринимательская деятельность, заключающаяся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия.

Устоявшегося определения ЭА не существует и за рубежом. Используется целый ряд терминов, обозначающих сходные с экологическим аудитом: оценка эксплуатации, обзорная оценка, экологическая ревизия, проверка соответствия экологическим требованиям и т. д. (audit, review, survey, surveillance, assessment). Наиболее часто приводят два определения ЭА:

– инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько соответствует организационная система, а также функционирование оборудования экологическим целям, а также оценку соответствия деятельности производства экологической политике компании, включая и соответствие нормативным требованиям;

– систематическая, документированная, объективная оценка регулируемых субъектами эксплуатации объектов и деятельности в соответствии с экологическими требованиями.

По своей сути ЭА является не чем иным, как эколого-экономической экспертизой послепроектной стадии жизненного цикла действующего объекта (хозяйственной деятельности).

Понятие экологического сопровождения хозяйственной деятельности.

В последнее время в России появился еще один термин, в рамках которого делается попытка объединить все выше перечисленные эколого-экспертные мероприятия, учитывающие экологический фактор на всех этапах хозяйственной деятельности. Это предложено называть «экологическим сопровождением хозяйственной деятельности» (ЭСХД).

Как уже было отмечено, из всего многообразия представленных понятий в рамках данного учебного пособия самыми используемыми и юридически закрепленными являются ЭЭ и ОВОС. Именно эти два ключевых понятия все еще часто воспринимаются как синонимы, т. к. отражают процедуру получения и совокупность оценок (количественных и качественных), основанных на одних и тех же научно-методических подходах, использующих достижения одних и тех же фундаментальных и прикладных наук. Однако практика и соответствующее законотворчество постепенно «разводят» эти термины по различным этапам ЭСХД. Поэтому встает вопрос об их иерархической соподчиненностью в системе эколого-ориентированных социальных отношений. Чаще всего в процессе ЭСХД выделяют два основных этапа (рис. 1):

1. Комплексная оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) разрабатывается, как правило, в рамках проекта (иногда – как отдельный параллельный этап, если отсутствуют в проекте глубокое и всестороннее экологическое обоснования предлагаемых решений). Она состоит из совокупности покомпонентных оценок (по видам объектов воздействия на атмосферу, воды, почвы, биоту, человека и т. д.), сводимых к итоговой обобщенной оценке.

2. Экологическая экспертиза (ЭЭ), которая понимается как контрольная процедура, нацеленная на проверку и возможную дополнительную оценку изложенной в ОВОС аргументации экологической безопасности (экологическую обоснованность) проекта, а также иного вида предполагаемой или уже осуществляемой деятельности. Экологическая экспертиза бывает двух видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ). Иногда еще одним видом коммерческой экологической экспертизы (КЭЭ) действующих объектов или территорий считают их экологический аудит (ЭА), осуществляемый в России пока в рамках экологического контроля (все чаще – мониторинга), и не имеющий достаточной нормативно-правовой определенности (см. далее).

Проведение ОВОС

Обосновывающая документация

Экологическая экспертиза

ОЭЭ

ГЭЭ

Заключение

Материалы ОВОС

Заключение

отрицательное

Утверждение обосновывающей документации

положительное

Реализация деятельности

Экологический аудит

Рис. 1. Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности

На первом этапе ОВОС несет элементы исследования, выбора альтернатив предлагаемого решения и его экологического обоснования, а также научного прогноза предлагаемой деятельности. Традиционно она относится к начальному этапу ЭСХД, хотя ее методология в дальнейшем используется и при более поздних проектных и послепроектных стадиях экологической экспертизы, аудита и экологического контроля.

На втором этапе необходимо остановиться более подробно. Традиционно для СССР и России она понималась только как контрольная проверка обоснованности намерений и предлагаемых решений, т. е. предпроектных и проектных стадий развития народного хозяйства. При этом послепроектная стадия проверок действующих хозяйственных объектов обычно не относится к ЭЭ и рассматривается уже как экологический контроль. Экологическому контролю часто предписываются, не только «мониторинговые» (сбор информации) или управленческие (принятие санкций на основе полученной информации), но и экспертные функции (анализ собранной информации и подготовка управленческого решения). Поэтому органам экологического контроля (инспекциям, надзорным подразделениям и т.д.), реже –службам мониторинга ОС приходится кроме своих прямых функций выполнять экспертные функции. В результате возникло разрозненность различных «экспертиз», которые не были обеспеченны ни требуемой информацией, ни кадрами соответствующей квалификации. Это сказалось отрицательно на качестве принимаемых управленческих решений по перестройке хозяйства, их экологической обоснованности.

Таким образом, под термином «экологическая экспертиза» необходимо понимать только государственная и общественная экспертиза, а оценку воздействия (ОВОС) и другие, законодательно пока не закрепленные виды ЭСХД (ЭО, ЭА и др.) рассматривать как отдельные понятия.

2.2. Нормативно-правовые основы ОВОС и экологической экспертизы

В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС составляют: статьи 41 (п. 3) и 42 Конституции РФ, целевой федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ряд статей (ст. 35-39) базового закона РФ «Об охране окружающей природной среды», являющегося фактически основами российского экологического законодательства. Помимо федеральных законов действует ряд конкретизирующих их постановлений Правительства, а также несколько дополняющих указов Президента РФ. На основе Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы, другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня. Однако данный процесс находится пока в самом начале своего развития.

Оба выше указанных закона регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей степени – общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС.

Закон «Об охране окружающей природной среды» содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ. Например, ее цели и принципы изложены в статье 35, регламент объектов – в статье 37, а ответственности за невыполнение требований ГЭЭ – в статье 38. Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст. 39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной экспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует еще несколько, косвенно относящихся к данной области. Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25–34), а также статьи разделов VI и VII (ст. 40–57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе ЭЭ.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» развивает нормы предыдущего, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и уже целиком посвящен этому вопросу. В законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст. 1), более подробно раскрываются принципы (ст. 3) и указываются виды ЭЭ (ст. 4).

Глава II закрепляет полномочия Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ, других органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 5). Также в этой главе отражены вопросы деятельности субъектов РФ (ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст. 9). Кроме того, данная глава, впервые упоминает понятие «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы», распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст. 7) и территориальным (ст. 8) уровнями.

Глава III закона полностью посвящена государственной экологической экспертизе. В ней конкретизируются объекты ГЭЭ федерального уровня (ст. 11) и уровня субъектов федерации (ст. 12), а также дается юридическое определение понятия «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы» (ст. 13). В статье 14 закрепляется общий порядок проведения ГЭЭ, в статье 15 определяется статус и обязанности экспертной комиссии, в статье 18 отражена юридическая сила заключений экспертной комиссии и государственной экологической экспертизы.

Глава IV закона «Об экологической экспертизе» регламентирует общественную ЭЭ (ст. 20), ее объекты (ст. 21), порядок (ст. 22) и условия (ст. 23) проведения, правила регистрации ОЭЭ (ст. 24), статус заключения (ст. 25) и права граждан, а так же общественных организаций в этой области (ст. 19).

В специальной главе (гл. V) закреплены права (ст. 26) и обязанности (ст. 27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ.

В общих чертах главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст. 28) и ОЭЭ (ст. 29).

Важнейшую роль в механизме реализации закона играет глава VII, закрепившая соответствующие виды нарушений (ст. 30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст. 31), административную (ст. 32), материальную (ст. 33) и гражданско-правовую (ст. 34). В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст. 35). В статье 36 закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ над российским национальным, а в статье 38 содержатся нормы о приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента, Правительства, ведомств и субъектов федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам ЭЭ.

Вышеуказанные федеральные законы формируют основы законодательства в области ЭЭ, но они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных правовых актов Правительства РФ, ведомств, субъектов федерации и органов местного самоуправления. К данной нормативно-правовой документации в области ЭЭ и ОВОС (имеющей общефедеральную юридическую силу) относятся следующие подзаконные нормативно-правовые акты:

Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения ГЭЭ», «Об утверждении норм оплаты труда членов экспертных советов (комиссий) и внешних экспертов» , «Об оплате труда внештатных экспертов ГЭЭ», «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства», «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе», «Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ», «Об утверждении Положения о порядке подготовки, рассмотрения и проведения государственной экспертизы технико-экономических и коммерческих предложений и обоснований целесообразности, эффективности и возможности участия российских организаций в строительстве объектов за границей на основе межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве», «Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о представляемых в пользование участках недр», «О порядке разработки, согласования, государственной экологической экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов» и др.;

В числе указов Президента РФ заслуживают внимание два указа – «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». Первый документ в числе основных стратегических направлений деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития приоритетным называет «экологически обоснованное размещение производительных сил» (что подразумевает проведение ОВОС и экологической экспертизы).

Во втором документе содержатся косвенные указания на необходимость развития ЭЭ и ОВОС, где говорится, что «оценка хозяйственной емкости экосистем и определение допустимого на них антропогенного воздействия» относится к основным направлениям перехода России к устойчивому развитию. Государственное управление процессом перехода страны к устойчивому развитию предполагает «разработку системы программных и прогнозных документов» (являющихся по сути ОВОС, подлежащих ГЭЭ), а механизмы разработки и принятия решений должны учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах (для чего и предназначено проведение ОВОС).

Нормативными документами специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ – Госкомэкологии (Минприроды) РФ и его территориальных органов являются приказы: «Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ», «О комплексной системе оценки и нормирования качества окружающей среды», «Об утверждении формы заключения ГЭЭ», «Об утверждении Руководства по проведению ОВОС при разработке обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований (ТЭО) и/или проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных и/или иных объектов и комплексов», «Об утверждении Требований к материалам, предъявляемым на ГЭЭ для отнесения отдельных участков РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия», «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению ГЭЭ федерального уровня», «Об утверждении Перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении ГЭЭ, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности»; письма и разъяснения: «О государственной экологической экспертизе», «О ГЭЭ предприятий с иностранными инвестициями», «Об обязанности использования процедуры и результатов ОВОС при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации»; другие документы: «Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций», Руководство по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации;

Нормативными документами и материалами других ведомств, имеющих отношение к ЭЭ являются:

– документы строительных ведомств: «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и состав обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений», Инструкция о порядке проведения экспертизы проектов строительства (реконструкции) зданий и сооружений, «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации», Методика оценки воздействия промышленных предприятий на окружающую среду по техногенным факторам, Руководство по составлению раздела «Охрана природы и улучшение окружающей среды градостроительными средствами в проектах планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов», Природоохранные нормы и правила проектирования;

– документы Минздрава: Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов, Гигиеническая оценка утилизации твердых и концентрированных жидких отходов химических производств на предприятиях других отраслей промышленности;

– документы Госгидромета: Рекомендации по составлению сводного тома «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)» города (населенного пункта) и его макет, Инструкция о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям, Сборник законодательных, нормативных и методических документов для экспертизы воздухоохранных мероприятий, Методика обоснования экологических нормативов выбросов от стационарных источников, Типовая инструкция по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности;

– документы Госатомнадзора Основные положения подготовки, рассмотрения и принятия решений по изменениям проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, влияющим на обеспечение ядерной и радиационной безопасности, Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационноопасных объектов и производств;

– документы Госгортехнадзора и др. ведомств: Положение о порядке выдачи специальных разрешений на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, Инструкция о порядке переоформления лицензий на пользование недрами;

К нормативным документам и материалам субъектов федерации в области ЭЭ относятся региональные правовые акты, которые формируются в соответствии с федеральным законодательством. В большинстве субъектов федерации специально уполномоченные государственные органы в области ЭЭ утверждают на территориальном и ведомственном уровнях соответствующие Положения об организации и проведении ГЭЭ, реже Регламенты ГЭЭ, еще реже документы по ОВОС.

Международные документы часто являются источниками российского законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС. Это нормативные акты международных организаций (ЕЭК, ЮНЭП ИКАО, МАГАТЭ, МОТ и др.), а также международные договоры (конвенции), ратифицированные или подписанные Россией. Существуют и рекомендательные материалы, которые в России не применяются, но используются при подготовке национальных документов в области ЭЭ и ОВОС.

Одним из важнейших международных документов в изучаемой области является «Международная конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». В 1991 году СССР учредил данный документ, а Россия же подтвердила свое участие в ней, хотя пока так и не ратифицировала ее. В Конвенции впервые определяются на международном уровне обязанности официальных лиц и права общественности в тех ситуациях, когда на территории одной страны планируется осуществление деятельности, которая может оказать неблагоприятное воздействие на среду обитания и население другой страны.

Вторым, не менее важным для России, претендующей на вступление в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), международным документом в области ЭЭ и ОВОС, является «Директива ЕЭС № 337/85 об оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду». Директива закрепила основные принципы ЭЭ и ОВОС, необходимость информирования общественности и активного ее участия на всех стадиях проведения ЭЭ, обязательность проведения консультаций между заинтересованными ведомствами, публикации результатов экспертизы.

Определенный интерес при изучении ОВОС представляет трехтомный Технический документ Всемирного Банка – Международного банка реконструкции и развития (МБРР) «Справочное пособие по экологической оценке», описывающий процесс экологической экспертизы. В данном документе рассматриваются глобальные, отраслевые и социально-культурные проблемы, применение при экологическом анализе метода «затраты-выгоды», способы стимулирования природоохранных институтов, участие общественности, а также конкретные инструкции к различным видам хозяйственной деятельности.

Технические документы. Последней группой документов и материалов, также не входящих в число правовых, но учитываемых при проведении ЭЭ и ОВОС, являются Государственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВН и др.), а также руководства, методики, методические и др. рекомендации, справочные и иные пособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и т.д.). Это нормативно-технические документы, содержащие конкретные количественные нормативы, показатели и критерии для проверки предлагаемых решений на соответствие этим экологическим требованиям.

Система государственных стандартов в области охраны окружающей среды представляет собой свод правил, норм и характеристик, направленных на обеспечение безопасности продукции, работ и услуг по охране окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, единства измерений, экономии всех видов ресурсов, безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Содержание требований стандартов, области их распространения, сферы их действия и даты их введения определяются государственными органами управления, которые их принимают.

В соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, которые гарантируют экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, а также обеспечивают рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая изменения в природную среду (физические, химические, биологические).

Экологическое нормирование предполагает учет так называемой допустимой нагрузки на экосистему. Допустимой считается такая нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды. Как экологическое, так и санитарно-гигиеническое нормирование основаны на знании последствий, оказываемых влиянием разнообразных факторов воздействия на живые организмы.

Одним из важных понятий в токсикологии и в нормировании является понятие вредного вещества. В специальной литературе принято называть вредными все вещества, воздействие которых на биологические системы может привести к отрицательным последствиям. Кроме того, как правило, все ксенобиотики (чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества) рассматривают как вредные.

Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов питания основывается на концепции пороговости воздействия. Порог вредного действия – это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Таким образом, пороговая доза вещества вызывает у биологического организма отклик, который не может быть скомпенсирован за счет механизмов поддержания внутреннего равновесия организма.

Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) – нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема, массы или поверхности, которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства.

Таким образом, санитарно-гигиеническое нормирование охватывает все среды, различные пути поступления вредных веществ в организм. Однако, в нормативах не всегда отражается комбинированное действие вредных веществ и не всегда учитывается эффект комплексного поступления вредных веществ в организм различными путями. Существуют лишь ограниченные перечни веществ, обладающих эффектом суммации при их одновременном содержании.

Анализ того, как изменяются с течением времени значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительности, вернее об относительности наших знаний о безопасности или опасности тех или иных веществ. Например, в пятидесятые годы ДДТ считался одним из безопаснейших для человека инсектицидов и широко рекламировался для использования в быту. Однако, развитие науки и накопленные знания свидетельствуют об обратном. Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК), либо ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Данные нормативы получены чаще всего расчетным путем и рекомендованные для использования сроком на 2–3 года.

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность. Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы. К научно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды. В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

В основу нормативов качества окружающей среды положены три показателя, учитывающие:

– медицинский уровень – угрозу здоровью человека;

– технологический – способность к техническому и экономическому обеспечению выполнения установленных нормативов;

– научно-технический – наличие и возможность средств контроля установленных норм.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

– предельно допустимые или временно согласованные нормы выбросов в атмосферу вредных веществ (ПДВ, ВСВ);

– предельно допустимые или временно согласованные нормы сбросов в водоемы (ПДС, ВСС);

– предельно допустимые нагрузки отходов производств на земли и почвы (ПДН) и др.;

– предельно допустимые нормы и лимиты по изъятию и воспроизводству природных ресурсов, исходя из необходимости поддержания равновесия в природной среде;

– предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде, почвах (ПДК), ориентировочно безопасные уровни воздействия на людей (ОБУВ) или предельно допустимые дозы воздействия вредных веществ на людей (ПДД);

– нормы предельно допустимого количества микроорганизмов и других биологических факторов в атмосфере, воде и почвах;

– нормы предельно допустимых или ориентировочно допустимых уровней (ПДУ, ОДУ), предельно допустимых доз (ПДД) для шума, вибраций, электрических и электромагнитных полей и иных физических факторов, которые могут оказывать влияние на здоровье людей и их работоспособность;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map