ОЗМ Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего ми



Согласовано

Зам.директора по У.Р.

___________________

Л.П.Малышева

Рабочая программа

по учебному предмету

озм «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»

2 класс

учитель начальных классов

КГСОУ «Мотыгинская СКОШИ VIII вида»

Бондарева Ирина Александровна

2012 – 2013 уч. год

Пояснительная записка

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых второклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия поэтому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятия. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

Примерная тематика

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.

Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.

Дом, квартира, домашний адрес.

Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.

Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).

Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

Овощи и фрукты. Сравнение.

Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Домашние и дикие животные. Сравнение.

Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

Птицы и насекомые. Сравнение.

Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.

Повторение.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы.

Экскурсии. Наблюдения за поведением домашних животных.

Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

Содержание образовательной программы по предмету

ОЗМ

2 класс (34часа)

Темы занятий

Кол-во часов

Дата

факт

1

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день.

1

6.09

2

Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз;

1

13.09

3

экскурсия на природу для проведения наблюдений

1

20.09

4

в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.

1

27.09

5

Дом, квартира, домашний адрес.

1

04.10

6

Правила дорожного движения: переход улицы по переходу и на зеленый свет светофора.

1

11.10

8

Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

1

18.10

9

Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки.

1

25.10

10

Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).

1

08.11

11

Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах.

1

15.11

12

Употребление в пищу овощей. Выращивание лука.

1

22.11

13

Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

1

29.11

14

Овощи и фрукты. Сравнение.

1

06.12

15

Деревья. Береза, клен и другие деревья ближайшего окружения.

1

13.12

16

Деревья. Ель, сосна, пихта, кедр .

1

20.12

17

Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями.

1

27.12

18

Узнавание и называние комнатных растений. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

1

17.01

19

Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха и другие.

1

24.01

20

Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

1

31.01

21

Домашние животные. Кролик.

1

07.02

22

Основные части тела, питание, способ передвижения.

1

14.02

23

Дикие животные. Заяц.

1

21.02

24

Основные части тела, питание, способ передвижения.

1

28.02

25

Домашние и дикие животные. Сравнение.

1

07.03

26

Птицы. Ворона, воробей. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

1

14.03

27

Птицы. Сорока, галка, синица. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

1

21.03

28

Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

1

04.04

29

Птицы и насекомые. Сравнение.

1

11.04

30

Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. уход за кожей (умывание, мытье);

1

18.04

32

Уход за волосами (стрижка, расчесывание);

1

25.04

33-

34

уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.

Повторение.

1

1

16.05

23.05




map