ОЗОЖ 4 класс Как мы видим друг друга



ОЗОЖ 4 класс

Тема: Как мы видим друг друга.Цели урока:

1.ознакомление учащихся с тем, что все люди на Земле разные – разные по цвету глаз, по цвету кожи, по языку общения и культуре, по вероисповеданию. Однако у разных людей на Планете Земля есть много общего, что объединяет их – это духовные ценности человечества и всего народа;

2.формирование у ребенка понимания, что разные люди по-разному видят и воспринимают окружающий мир, природу и общество;

3.обогащение знаний и представлений детей о таких понятиях, как долг, совесть, любовь, уважение, мир, ненасилие и т.д.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, игра. Ход урока

1. Приветствие.

— Здравствуйте, дети! Давайте поприветствуем друг друга. А сделаем мы это так: я пожму руку своему соседу и говорю: «Привет!».

2. Актуализация знаний.

— А теперь ответим на вопросы:

«Когда я радуюсь, я похож/-а на…».

«Если бы я был/а волшебником/-цей, то превратился/ась бы…».

«Когда я вырасту, то стану…».

«Я бы хотел/-а жить в…».

«Когда я грущу, то похож/-а на…».

«Мое ласковое имя…».

Я горжусь собой, потому что…».

Ребята! Обратите внимание на ответы друг друга.

Что вы заметили?

Как вы думаете, какие у вас получились ответы?

Они были одинаковыми или разными?

Как вы думаете, почему они разные? (Ответы детей).

2). Эти вопросы помогли нам , мы узнали – какие мы все в классе разные ребята. А ещё мы узнали и то, какие мы и на кого похожи. Кроме того, мы узнали, что у каждого из учеников есть своя особая, необыкновенная мечта. И это здорово! Ведь говорят же в народе, что мечта человека всегда сбывается, материализуется. А это значит, что желания человека – это его крылья. Благодаря мечтам и желаниям, человек «окрыляется», стремится познать себя – через других и себя; познать, принять и полюбить окружающий его мир.

— Давайте рассмотрим солнышко внимательно. Видите, вот в центре — «Я», а от него идут лучики:

«Я – сын». Хлопните в ладоши, кто сын? «Я – дочь». Хлопните в ладоши, кто дочь?«Я – девочка». Кто девочка, подпрыгните два раза! «Я – мальчик». «Я – нежная», «Я – ласковая», «Я – красивая», «Я – умная».«Я – сильный», «Я – смелый», «Я – добрый», «Я – внимательный».

«Я-кареглазый», «Я- голубоглазый, зеленоглазый»кто догадался, ребята, почему солнышко такое?

— Верно, дети. Выполняя это задание, мы вновь пришли к выводу, что мы все очень разные: синеглазые и кареглазые, веселые и задумчивые, обаятельные и очаровательные, спортивные и нежные, высокие и маленькие. Но, вместе с тем, у нас есть и нечто общее – это то, что мы все мальчики и девочки, ученики и ученицы, – маленькие граждане нашей большой Родины –России. Есть у нас общее и с другими народами мира – мы все люди, мы все чувствуем боль и радость, мы все хотим быть счастливы. И все мы живем дружно на нашей общей и любимой планете – Земля.

3. Игра «Мой любимый цвет»Процедура игры: Учитель готовит несколько листов бумаги разного цвета и раскладывает их на партах в разных частях учебной комнаты.1.Сейчас я попрошу вас по моей команде пройти в ту часть класса, где лежит лист с вашим любимым цветом. Понаблюдайте, что произойдет?!

2.Что вы заметили? (Ответы детей).

3.Действительно, благодаря выполнению этого задания, вы все объединились в определенные группы.

4.А почему получилось так, что все вы, такие разные, и вдруг объединились в группы уже по цвету бумаги? (Ответы детей).

5.Правильно. Вас объединило что-то большее – это ваша точка зрения на обсуждаемый предмет, ваши вкусы, потребности и интересы. Давайте запомним: люди на свете очень разные, но их объединяет самое главное – общая идея, общая забота, общее дело.

4.

— Тема нашего урока, какими мы видим друг друга. Я сейчас прочитаю небольшой рассказ.

Мой юный друг! Давай представим себе тихий вечер, луну, освещающую всё вокруг, тёмное небо с бесконечным множеством звёзд и твоих друзей по школе, которые, запрокинув головы, смотрят вверх.Если спросить их, что они видят, то в ответ услышишь, что они любуются красотой вечернего неба, луной, звёздочками. А теперь посмотри на своих друзей, которые стоят рядом с тобой. И ты обязательно увидишь, что все они – разные. Они разные по внешнему облику, по характеру, по проявлениям своих мыслей, чувств и эмоций. У них разный цвет кожи. Волосы у кого-то рыжие, у кого-то черные, у кого-то светлые. Кто-то из друзей любит читать книги, а кто-то – играть, ходить в кино, гулять . И люди на улице тоже разные: кто-то стар, а кто-то молод, кто-то грустен, а кто-то весел.В мире, который окружает тебя, нет однообразия: небо голубое, а трава – зелёная; деревья растут вверх, а дождик падает вниз. Но, тем не менее, всё это: и люди, и деревья, и травинка, и дождик, и ветер, и снег – часть единого целого – Матушки-Природы. Разноцветные кусочки мозаики: природы, материков, народов, человека – слагаются в единое, прекрасное целое – Человечество, Мир, Вселенную. И ты тоже, как и всё, что окружает тебя – часть огромного мироздания. Ты – личность по имени Человек.Какими мы видим друг друга? Конечно же, разными. Несмотря на это, многое объединяет нас: Любовь и Мир, живущие в наших сердцах, стремление к Правде и Правильному поведению, Отказ от насилия. Вот то, о чем мечтают все люди Земли. Это странно, но мы – разные и одновременно похожие. Мы – личности по имени Люди.

— О чем этот рассказ?

— Как вы думаете, чем каждый из вас отличается друг от друга? (Ответы детей).

5. Разминка «Домино»Процедура игры:

— Ребята! Я предлагаю вам поиграть в «Домино». А секрет этой игры кроется в том, что я называю своё одно значимое качество, например: я доброжелательная. Кто похож на меня в этом? С этим человеком мы беремся за руки. Но у меня есть еще одна рука, которой я тоже хочу придать значение. Поэтому я проговорю следующие слова: «У меня карие глаза». Затем кто-то один, у кого тоже карие глаза, берет меня за правую руку. Дальше ученик, стоящий слева, говорит: «Я люблю играть в футбол…», к нему присоединяется кто-либо из вас, кто тоже любит играть в футбол и т.д. (В ходе этой игры учащиеся образуют круг).

— Ребята! А теперь посмотрите на то, какие мы «похожие» и вместе с тем «разные» люди, личности. Запомните, что люди на Земле всегда связаны друг с другом. Зная и помня об этом, они всегда могут и должны найти общий язык между собой, договориться друг с другом по различным вопросам и обстоятельствам, чтобы не было ссор и конфликтов, печали, грусти и войн на нашей солнечной и прекрасной Планете Земля.

6.

Прочитайте рассказ. (ребенок читает заранее заготовленный текст)«Две девочки шли по аллее парка. На дороге одиноко сидел маленький котенок.- Посмотри, какой хорошенький! – воскликнула одна из них.- Фу, какая гадость. Он, наверняка, грязный! – фыркнула другая.»

-О ком говорится в этом рассказе?

-А каким показался котенок девочкам?

-Как вы думаете, почему девочки так по-разному отнеслись к нему?

-Порассуждайте, чьи слова вам больше всего понравились? (Ответы детей).

-Дети! Вот вы сейчас еще раз убедились в том, что все мы видим окружающий нас мир по-разному. Мы размышляем, анализируем, философствуем и действуем тоже по-разному. Это обстоятельство еще раз показывает и доказывает, что мы, люди Земли, такие разные и так непохожие друг на друга.

7. Работа в тетради

Ребята! А сейчас мы выполним еще одно очень серьезное задание. Прежде чем его выполнить, мне бы хотелось, чтобы вы ответили на один вопрос:

Вам хотелось бы узнать, каким(ой) вас видят друзья? (Ответы детей).

Нарисуйте в своей тетрадке картинку о том, какими вы видите своих друзей

8. Домашнее задание. На усмотрение учителя.

^ 10. Круг «От сердца к сердцу»

Ребята! Сегодня я принесла на урок необычные очки. Необычными очками я их называю потому, что они говорящие. (Учитель надевает их). Но важно всем вам знать и помнить о том, что эти очки могут заговорить в том случае, если к ним обратиться, как обращаются только в сказке, например, со следующими словами: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Но поскольку у говорящих очков нет языка, то они, конечно же, передают свои мысли мне. А, услышав их, я передам эту мысль вам. Например, стоящий рядом со мной, спрашивает: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Учитель отвечает ему. Рекомендуется, чтобы все дети по очереди подходили к учителю и задавали вопрос говорящим очкам. Можно поменяться ролями для того, чтобы «очки» по кругу переходили непосредственно к детям. Дети сами спрашивали бы друг у друга о себе и отвечали согласно правилу этого круга.

^ 10. Потенциал. Игра «Расскажи мне обо мне»Данную игру учителю рекомендуется использовать как дополнительный материал к теме «Какими мы видим друг друга?»

Дети! Хотите узнать один секрет? А секрет кроется в том, что благодаря ему мы можем узнать, какими вас видят ваши друзья-одноклассники? (Ответы детей).

Тогда сядем ровненько, возьмем лист бумаги. А теперь подпишем этот лист, укажем свое имя. Теперь прикрепляем эти листы себе на спину. (Ученики помогают друг другу скотчем/скрепкой прикрепить листы к спине своих друзей). Теперь я попрошу вас написать несколько слов на спине своему/ей другу/подруге. Например: «Ты мой лучший друг», «Мне нравится в тебе твоя доброта» и т.д.

А теперь вы можете узнать то, что написано вашими друзьями лично для вас. Помогите друг другу снять листы. Пусть каждый из вас прочтет, что написали вам ваши друзья. Подумайте, какими они вас видят. Конечно же, эти краткие письма кого-то обрадуют, а кого-то – заставят призадуматься, поразмышлять. Это тоже очень важно. Потому что мы станем задумываться о том, как стать лучше и нужнее другому человеку.

А теперь попробуем поразмышлять вслух о том, какие, на ваш взгляд, хорошие и приятные для вас слова были записаны другом/подругой? (Ответы детей)

Есть ли в них слова: доброта, уважение, понимание, хороший/-ая, умный/-ая и т.д.

Что нового вы узнали о себе от друга?






map