Памятка для юного проектанта и исследователя



Памятка для юного исследователя и проектанта.

Дорогой друг!

Итак, ты решил заняться исследовательской деятельностью или создать проект. Для того, чтобы твоё начинание было успешным прочитай эти рекомендации и советы, быть может они облегчат твою работу.

I.Сначала определи «круг своих интересов», вспомни о своём хобби (хоббиэто увлечение, любимое занятие для себя на досуге). Помни, если работа тебе интересна, выполняется с удовольствием – это уже половина успеха.

II.Теперь реши – ты будешь проводить исследование или создавать проект. Это несколько разные виды деятельности. Проект – это предварительный текст какого-нибудь документа, сценария, или разработанный план сооружения, механизма или устройства. Таким образом, проект предполагает какой-либо конечный ощутимый продукт: изделие, модель, рекомендации, мероприятие. И все твои действия направлены на создание этого продукта. В исследовании продукт также возможен, но совсем необязателен. Главное в исследовании – это получение нового для тебя знания, попытка найти истину.

III.Пора выявить проблему. Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Для этого ответь на вопросы: зачем мне делать этот проект, и какая проблема заставляет меня это делать? Попробуй себе объяснить актуальность, востребованность (это желательность, необходимость, полезность и ценность проекта) и социальную значимость проекта (важность проекта для общества, для людей).

IV.Определи тему работы. Тема – основное содержание рассуждения, изложения творчества. Помни, что тема должна удивлять, вызывать интерес, содержать в себе что- то необычное и неожиданное. Она должна увлекать так, чтобы хотелось начать исследование и закончить «на одном дыхании». Сформулируй тему, то есть кратко и точно вырази свою мысль.

V.Ответь на вопрос: что необходимо предпринять, чтобы решить проблему проекта. Ты определил цель проекта (стремление; то, что надо и желательно осуществить).

VI.Реши, что может быть продуктом (средство, которое разработано для решения проблемы). Подумай, каким должен стать результат (продукт) твоей работы, чтобы проблема проекта была решена. Продуктом проекта может быть все, что придумано тобой и сделано собственными руками. Это может быть модель или поделка, картина или рисунок, рекомендации или советы, карта или схема, сочинение или сценарий, лабораторный опыт или результат наблюдения, выпущенные тобой газета или журнал, придуманная тобой игра, практическое умение и т.п. Напоминаем, что если ты проводишь исследование, продукта может и не быть.

VII.Пора начинать работу, разделить её на этапы (определить основные шаги к цели). Наметить, что делать, какие задачи нужно решать (задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели). Определи сроки выполнения каждого шага. Подумай, откуда ты будешь брать информацию (сведения, сообщения о состоянии чего-нибудь), и кто из взрослых сможет тебе помочь в этом. Напоминаем, что источниками информации являются книги, словари, энциклопедии, газеты, журналы, интернет, телевидение, радио, музей, выставки, рассказы взрослых, анкеты, интервью и т.п. У тебя появился план(порядок, последовательность) работы.

VIII.Теперь за дело. Выполняй работу в соответствие с твоим планом. Если необходимо вноси изменения в ход работы, добавляй новые задачи, корректируй сроки. Запомни, надо целенаправленно искать информацию, находить только ту, которая нужна тебе. Самое сложное, из отобранной информации выбрать самое важное, главное, необходимое. В этом тебе помогут взрослые. Собранные сведения нужно проанализировать и обобщить. Сначала выдели самое главное, идеи; отметь второстепенное, то есть не очень нужное. Затем прочти вслух нужный текст.

IX.Оформи письменную часть. Напиши отчет о результатах работы, сформулируй выводы, составь список использованной информации, подбери и оформи приложения. Твоя работу должна иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, основное содержание работы, список использованной литературы, приложения. Соблюдай требования к оформлению работы. Подумай, может твоя работа имеет перспективу, и ты дальше будешь работать по этой теме?

X.А теперь – презентация (публичный краткий показ результатов твоей работы). Постарайся «подать товар лицом» — представить самые яркие моменты своей работы. Тщательно приготовь своё выступление (речь или высказывание перед людьми). Мини-сообщение – это краткое изложение основного содержания твоей работы. Отбери информацию для выступления по плану:

1.Назови фамилию, имя, класс, школу

2.Назови тему своего проекта

3.Назови цель и задачи деятельности

4.Раскрой основное содержание (проблема)

5.Выскажи твои предположения для решения проблемы (гипотеза)

6.Представь исследования, опыты, эксперименты и другие пути устранения проблемы.

Твоя речь должна быть выразительной, краткой и содержательной. Обязательно употребляй в своём выступлении формулировки «В ходе работы я узнал…», «Меня удивило…», «Я научился…».Соблюдай время защиты работы и ответов на вопросы жюри и зала (не более 10 минут).

Если используешь компьютерную презентацию, ограничь число слайдов ( не боле 10-12 слайдов). Тексты на слайдах не должны повторять твой устный рассказ. Не перегружай слайд текстовой информацией.

После своего рассказа отвечай на вопросы жюри и зрителей чётко, уверено, аргументировано.

XI.Вот и подошла к концу твоя работа над данным проектом. Много интересного, сложного, неизвестного было на твоем пути. Поделись своими впечатлениями от работы. Для этого ответь на вопросы:

1.Что тебе понравилось в работе?

2.Что тебе не понравилось?

3.Было ли тебе сложно создавать проект?

4.Доволен ли ты своей работой?

5.Как оценили твою работу родители, близкие, одноклассники?

6.Как оценил твою работу твой руководитель проекта?

7.Будешь ли ты заниматься исследовательской и проектной деятельностью дальше?

Желаем удачи в исследовательской и проектной деятельности!

Список использованной литературы

1.Домбровский А. «Метод проектов. Размышления собственными руками», С-Пб: Агентство образовательного сотрудничества, 2005 г.

2.Дубова М.В. «Организация проектной деятельности младших школьников» , М.: Баласс,2011 г.

3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. «Учусь создавать проект. Методическое пособие. 2,3 классы», М.: Издательство РОСТ, 2013 г.




map