Памятка для логопеда по обучению пересказу



Примерная структура занятия по обучению пересказу.

Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика, дыхательные и (или) голосовые упражнения.

Введение в тему: чтение рассказа 1 раз (с опорой на картинку или предмет).

Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).

ФМК.

Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).

Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора (цепочкой; по частям; одним ребенком).

Итог занятия.

Виды пересказов:

1. Последовательный, полный (подробный).

Цель: Учить детей передавать содержание последовательно.

2. Выборочный.

Цель: Научить чувствовать сюжетные линии. Умение отделить одну узкую тему от всего текста. Это возможно только в том случае, если ребёнок в состоянии проанализировать всё произведение.

3. Краткий.

Цель: Передать услышанное коротко, тезисно (умение обобщать).

4. Творческий.

Цель: Самостоятельное додумывание сюжета (ситуации):

а) пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;

б) составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему;

в) составление рассказа на основе личного опыта по аналогии с услышанным.

Требования к текстам:

1. Интересен. 3. С учётом возраста.

2. Доступен. 4. С учётом структуры.

Виды текстов:

1. Повествовательный. 2. Описательный.

3. Описательно-повествовательный.

Виды рассказов:

1. По серии предметных картинок в действии.

2. По серии сюжетных картинок с предварительным расположением последовательности.

3. По сюжетной картинке с опорой на план (схему).






map