Памятка для родителей Как развивать самостоятельность школьников



В начальной школе детям необходима помощь взрослых в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте навык планирования у ребят еще недостаточно развит.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок должен уметь:

сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;

спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т. д.;

распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения. (Например, если не знаю, какая буква пропущена в слове, то я: 1) думаю, какое правило подходит, может помочь; 2) нахожу это правило, применяю к слову; 3) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.)

Эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы!

Самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, а особенно родителей.

Две стратегии поведения родителей, закрепляющие несамостоятельность детей в выполнении домашних заданий:

Родители практически все время находятся с детьми, выполняя все задания вместе с ними.

Родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашнего домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат.

Пути профилактики возможных трудностей и преодоления уже имеющихся.

Ю.Б. Гиппенрейтер: «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему»*.

Сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно. Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам.

Как учитывать особенности нервной системы ребенка при выполнении домашних заданий?

Выделяют два основных типа нервной системы, каждая из которых характеризуется определенными чертами и проявляется в особенностях работоспособности. У  учащихся, обладающих «сильной» нервной системой утомление наступает позже и они постепенно втягиваются в работу, поэтому, при подготовке уроков лучше придерживаться последовательности заданий от легких к трудным.

Учащиеся со «слабой» нервной системой утомляются гораздо быстрее и  им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки заданий.

Такие ребята в большей степени испытывают потребность в полной тишине и уединении для занятий. Последовательность выполнения заданий должна быть от трудных к легким.

Как поддержать чувство успешности ребенка при выполнении домашних заданий?

Для того чтобы у ребенка закрепилось позитивное отношение к учебе, огромное значение имеют положительные эмоции, переживаемые в процессе обучения и в том числе при выполнении домашних заданий.

Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий




map