Памятка Работа над ошибками_30948



Работа над ошибками.

1.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

2.Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. Делай так: звонок, ученик.

3.Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: у чи тель – 3 слога.

Запомни! Сколько гласных в слове, столько и слогов.

4.Перенос слова.

Раздели слово для переноса.

Делай так: оси-на, пень-ки.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.

5.Мягкий знак (ь), обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак (Ь) и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

6.Гласные И, У, А после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: малыши, карандаши, роща, туча, учу, тащу.

7.Буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание. Запиши ещё 2 слова.

Например: дочка, речной, мощный, блинчик.

8.Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Например: звонишь, соришь, одновременно.

За помощью обращайся к словарю.

9.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е, И, Я).

Выпиши слово, поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Делай так: сады — сад

волна — волны

червивый — червь

10. Безударная гласная в корне непроверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

11.Проверяемые (парные) согласные в корне слова или в слабой позиции.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Делай так: морозы – мороз, легонько – лёгкий.

Запомни! Парные согласные ( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с) на конце и в середине слов пишутся также, как перед гласными.

12.Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Москва.

Запомни! Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак(Ь).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных перед гласными Ё, Е, Я, Ю, И.

14.Удвоенные согласные буквы в слове:

а) В корне слова.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, групп – па, групповой, подгруппа.

б) На стыке приставки и корня.

Выпиши слово, выдели приставку, выдели корень, запиши ещё 2 слова, образованных аналогично.

Делай так: рассвет, поддержка, беззвучно.

в) на стыке корня и суффикса.

Выпиши слово, выдели корень, выдели суффикс, запиши ещё 2 слова, образованных аналогично.

Делай так: длинный, лунный, каменный.

15. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: Звезда, звёздочка, звёздный.

Честь, честен, честный.

16.Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули,

отнёс, отбежал, отлетел.

17. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка – часть слова. Она пишется слитно со словом.

18.Правописание предлога со словом (орфограмма пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от берега.

19. Разделительный твёрдый знак (Ъ).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными Е, Ю,Я.

20.Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ.

Ночь(ж.р.), мощь, тишь.

21.Соединительные гласные в сложных словах (о).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт.

Запомни! После шипящих всегда пишется Е: мышеловка, овцебык.

22. НЕ с глаголом (орфограмма – пробел).

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 глагола с НЕ. Подчеркни орфограмму.

Например: не пришёл, не выучил, не знал.

Запомни! Слитно с НЕ пишутся глаголы, которые без НЕ не употребляются: ненавидеть, негодовать, недолюбливать и проч..

23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение, падеж, число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке ( опушка -1скл.), П.п., ед.ч. (на земле)

у речки (речка – 1 скл.), Р.п., ед ( у земли)

24.Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательные вместе с существительным, к которому оно относится . Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому?) дальнему –м.р., ед.ч, Д.п.).

25. Предлог с местоимением (орфограмма – пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два примера с этой орфограммой.

Например: у_нас, ко_мне, с_тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

26. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Напиши еще 2 глагола на эту орфограмму.

Например: пишешь, решаешь, читаешь, (наст. вр., 2-го лица, ед.ч).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).

27.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласные перед –ть.

Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишет – писать, гл, 1 спр., (-е, ут, -ют.)

ставит – ставить, гл, 2 спр., (-и, ат, —ят).

28.Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Напиши характеристику предложения . Выпиши слова парами с вопросами.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам. [- =]. (Повеcтв., невоскл., прост.. распр.)

Туманы ( какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

29.Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например: Поездка. Запиши 1-2 однокоренные слова: подъезд, езда.

30.Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Слава нашей Родине! Слава труду!

31.Запятая в предложении с однородными членами.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например : Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [- =,=].

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [- = и =].

32. Запятая в сложном предложении.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [= -],[= -].

33. Знаки препинания в предложении с прямой речью.

Выпиши предложение, поставь правильно все знаки препинания, нарисуй схему предложения:




map