Памятка родительские роли



Памятка

(родительские роли)

Дорогие родители! Быть родителем – это большая и многосторонняя задача. Роль родителя — это роль человека на всю жизнь. Роль родителя всегда развивается вместе с ребёнком. Умение быть родителем рождается во взаимодействии с ребёнком. Кара ролей родителя — это способ анализа разнообразных ролей родителей. Она помогает представить наглядно совокупность всех тех ролей, знаний и навыков будничной жизни, которым при необходимости может научиться каждый родитель. Карта родителей разработана, чтобы определить содержание ролей родителей с учётом нужд ребёнка, независимо от его возраста.

Родитель – воспитатель. Воспитатель – это очень важная роль в поддержании будничной и нормальной семейной жизни, а также в формировании у ребёнка разнообразных умений и навыков. С точки зрения ребёнка роль воспитателя считается жизненно важной. Многие из добавочных ролей воспитателя имеют прямую связь с ролями «устанавливающий пределы» и «учитель жизни».

Родитель – «кормилец»:

— обеспечивает регулярность питания;

— обеспечивает разнообразным и здоровым питанием;

— при необходимости ограничивает ребёнка в потреблении сладостей;

— прививает ребёнку понятие вкуса;

— приобретает и готовит вместе с ребёнком пищу;

— побуждает ребёнка к приготовлению пищи.

Родитель – «обеспечивающий одеждой»:

— заботится о том, чтобы у ребёнка была сухая и чистая одежда;

— одевает ребёнка с учётом климатических условий;

— обучает ребёнка следить за одеждой;

— Уважает стиль и вкус у приобретающего самостоятельность подростка.

Родитель – «воодушевляющий»:

— способствует развитию слуховых и зрительных навыков ребёнка;

— даёт ребёнку игрушки. Книги, учит слушать музыку, предоставляет возможность пережить другие впечатления;

— поощряет ребёнка в увлечениях и, по возможности, оказывает конкретную помощь, например, сопровождая его на праздники, занятия и т.д.

Роль родитель — «защитник отдыха (сна):

— обеспечивает ребёнка достаточным количеством сна;

— обеспечивает ребёнка спокойным и безопасным местом для сна;

Роль родитель — «расходующий деньги»:

— удовлетворяет основные нужды ребёнка;

— зарабатывает достаточную сумму денег, необходимую для приобретения пищи и одежды для ребёнка;

— объясняет ребёнку ценность денег и учит рациональной их трате;

— создаёт систему, в рамках которой в семье дают ребёнку деньги. Например: на карманные расходы, в качестве вознаграждения или по мере необходимости.

Родитель – «следящий за чистотой»:

— заботится о гигиене ребёнка;

— обучает ребёнка самостоятельно заботиться о личной гигиене.

Родитель – «поддерживающий порядок»:

— запрещает сорить на улице и в общественных местах;

— следит за чистотой в доме,

— обучает ребёнка убирать свою комнату;

— по мере взросления ребёнка предоставляет ему больше ответственности за порядок и чистоту в доме.

Родитель – «лечащий болезни»:

— при необходимости отводит ребёнка к врачу;

— отвечает за лечение ребёнка.

Родитель – «ведущий ребёнка на прогулку»:

— гуляет вместе с ребёнком,

— побуждает ребёнка к пребыванию на свежем воздухе.

Роль любящего родителя.

Родитель, выполняющий эту роль, подготавливает основу для будущего женского/мужского самосознания ребёнка и уверенности в себе. Любить другого можно лишь при возможности любви себя самого. Чувство любви и поддержки крайне необходимы для нормального развития ребёнка.

Родитель – «любящий себя»:

— заботится о себе и своём самочувствии;

— при необходимости принимает помощь других взрослых.

Родитель – «дающий нежность»:

— с уважением выражает ребёнку свою близость;

— выражает свою нежность к ребёнку с учётом его возраста;

— подаёт пример своим уважительным отношением к жене (мужу);

Родитель – «дающий утешение»:

— Выражает словами чувства ребёнка;

— выражает сочувствие и ободрение ребёнку с учётом его возраста: плачущего малыша успокаивает на руках, а со старшим ребёнком обсуждает происшествие.

Родитель – «защитник»;

— просвещает ребёнка;

— защищает ребёнка от насилия и принуждения;

— контролирует свои импульсы;

— обеспечивает ребёнку спокойную и безопасную окружающую обстановку для его развития;

— устанавливает ограничения для ребёнка;

— обучает ребёнка самозащите и самообороне.

Родитель – «одобряющий ребёнка»;

— одобряет себя;

— принимает, одобряет и ценит ребёнка такого, какой он есть;

— отличает сам поступок от совершившего его.

— уважает ребёнка;

— понимает, что достоинства ребёнка не зависят от его умений;

— обращает внимание на положительные черты личности ребёнка;

— положительно оценивает его.

Родитель как собеседник:

— находится во взаимодействии с ребёнком;

— в общении с ребёнком употребляет доступный его возрасту словарный запас;

— размышляет и, при необходимости, может стать собеседником для ребёнка.

Родитель как помощник в разрешении конфликтов:

— выслушивает высказывания ребёнка;

— выражает чувства ребёнка словами;

— помогает ребёнку принять решение и сделать вывод;

— оказывает ребёнку поддержку в принимаемом решении;

— разрешает ребёнку выражать как положительные, так и отрицательные чувства.

Роль: Родитель как устанавливающий пределы.

Задача родителя: гарантировать ребёнку безопасное детство. Одна стороны надёжности – это установление правил жизнедеятельности ребёнка. Ребёнок, выросший без чётко установленных родителями границ дозволенности, чувствует себя беззащитным. Одной из форм этой беззащитности может быть агрессия.

Родитель как гарант физической неприкосновенности:

— контролирует своё поведение;

— Контролирует поведение других;

— предотвращает всякую физическую, духовную и сексуальную эксплуатацию.

Родитель, создающий безопасность:

— не оставляет ребёнка одного;

— не бросает ребёнка;

— обещает только то, что может выполнить;

— обучает действовать в неожиданных ситуациях.

— следует установленным в семье правилам и следит за их исполнением;

— определяет время возвращения домой и другие правила домашнего распорядка;

— осуществляет наказания и поощрения;

— следит за учёбой ребёнка;

— устанавливает границы дозволенного поведения ребёнка;

— обеспечивает достаточное количество сна и отдыха;

— знает и понимает запас своих сил и возможностей;

— умеет ограничивать себя в употреблении опьяняющих средств;

— умеет контролировать своё поведение (сдерживать агрессию ит.д.).

Роль – «Учитель жизни».

Эта роль включает в себя обучение искусству социальных навыков. То, насколько хорошо научится ребёнок строить свои взаимоотношения с другими людьми, имеет большое значение на протяжении всей его жизни. Приобретённые в детстве понятия нравственности ценностей и отношений остаются практически неизменными на всю жизнь.




map