ПЕДАГОГИКА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ



ПЕДАГОГИКА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Социальный портрет выпускника задан государством.

ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

Направления развития детей и образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.)., Индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное. В зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения группы, профессионального мастерства педагога они могут быть организованы фронтально, подгруппами или индивидуально.

На развитие детской личности оказывает особое значение такие формы организации жизнедеятельности дошкольника как его самостоятельная деятельность и индивидуальная работа с ним.

Приоритетным вопросом в воспитании детей всех возрастных групп и деятельности дошкольного учреждения остается физическое воспитание. Задачей является правильная организация режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми.

Особое значение придается также овладению детьми системой доступных знаний о соблюдении здорового образа жизни.

Задачей является повседневная жизнь ребенка, специально организованная учебная деятельность в форме НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, обучения элементов грамоты и математики, на которых стоит сочетать познавательно-развивающую работу по различным разделам программы. Важно активизировать мышление детей, делать восприятие и усвоение ими материала сознательным, поощрять детей к постановке вопросов, выдвижение гипотез, поиска самостоятельных решений, проверки их правильности.

Необходимость качественной подготовки ребенка к школе. Важно усилить развивающий и воспитательный аспекты умственного воспитания, формировать мотивов познавательной деятельности, развитие интеллектуальных чувств.

Задачей умственного воспитания дошкольников является формирование начальных математических знаний и умений, овладение родным языком и речью как главным средством познания и специфически человеческим способом общения.

Задачей является: осуществление постепенного перехода от репродуктивных действий детей (повторений, подражаний образца, переводов и т.д.) до производительных, творческих, обеспечивающих своевременное овладение детьми языковых явлений, способствующих развитию словесно-логического мышления на пороге школьного обучения.

Особого внимания требует организация коммуникативной деятельности (общения со сверстниками и взрослыми один на один, в подгруппах, коллективе).

Обучение дошкольников элементам письменной речи (письма и чтения).

Задачей является развитие природных наклонностей, творческих способностей, дарований, творческого воображения, фантазии также рассматривается в контексте становления детской личности накануне школьной жизни.

Формы работы с детьми (НОД, самостоятельная художественная деятельность, праздники, развлечения, кружки). В этих формах комплексно используются произведения музыкального, театрального, литературного, изобразительного искусства в контексте общечеловеческой и национальной культуры.

Первоочередными задачами нравственного развития дошкольников является пробуждение гуманных чувств личности, формирования морально-волевых качеств, ознакомления с содержанием и значением нравственных требований, норм и правил поведения, морально-этическими ценностями. Особое значение придается гражданскому воспитанию с дошкольных лет: прививанию чувств любви и уважения к родным и близким, других людей, родительского дома, детского сада, своего села, города, интереса и уважения к государственным символам (флаг, герб, гимн).

Задачей является :формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений).

Формирование реалистических представлений о явлениях природы, элементов экологического мировоззрения, развитие позитивного эмоционально-ценностного, бережного отношения к окружающей природной среды.

Интеграция семейного и общественного дошкольного воспитания, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

СХЕМА :

Эмоциональность Отзывчивость

Физическое развитие

Любознательность

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ

КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШК. ВОЗРАСТА

Овладение предпосылками учебной деятельности

Представление о себе, семья, общество, государство

Умение общаться со взрослыми, взаимодействовать с ними

Способность управлять своим по ведением и планировать свои действия

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

ФГТ Федеральные государственные требования

к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образовани . В 2008 г. Минобрнауки РФ в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г. были разработаны концептуальные основы определения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в 2009 году приняты ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДО, в 2011 году приняты ФГТ к условиям реализации ООП ДО.

Таким образом, на смену Временным требованиям пришли ФГТ, которые должны будут пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет.

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования — первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне:

— стандартизирует содержание дошкольного образования (где бы ребенок не получал его);

— определяет, какой должна быть программа ДОУ, какое содержание реализовывать, чтобы каждый ребенок достиг оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Образовательная область-Получение и развитие различных навыков и представлений об окружающем мире, культуре, закрепление этих навыков на занятиях, игровых моментах, экскурсиях и т.д.

Деятельность- Обеспечение рациональной организации воспитательно — образовательного процесса в ДОУ. Формирование здоровьесберегающего воспитательного пространства. Использование образовательных технологий, способствующих физическому и психическому развитию детей, сохранению их здоровья. Создание предпосылок для развития творческих способностей детей во всех видах деятельности Совершенствование системы управления методической работы.

Образовательные области:

Здоровье

формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Физическая культура

Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Коммуникация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей, практического овладения воспитанниками нормами речи в различных формах и видах деятельности

Познание

Сенсорное развитие, развитие познавательно- исследовательской и продуктивной конструктивной деятельности формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Социализация

Развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральным), формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Труд

Развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Безопасность

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Чтение художественной литературы

Формирование целостной картины мира в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Художественное творчество

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Музыка

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

ИГРА ПАРИКМАХЕРСКАЯ

Цель, задачи. Познакомить детей с работой парикмахера. Вовлечь детей в сюжетно-ролевую игру; побуждать к самостоятельности в импровизации роли; воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуры поведения в общественных местах, вежливого обращения к старшим и к друг другу, интерес к игре, поощрять самостоятельность, любознательность, наблюдательность.

Предварительная работа. Подготовка места в игровой зоне для игры «Парикмахерская».

Материал и оборудование для игры: фартук для парикмахера, трюмо, стулья, ножницы (детские, расчески, фен, полотенец, шампунь, деньги из бумаги.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

(старшая группа)

Тема: «Государственные символы России.

Программное содержание

Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значении, развивать познавательный интерес к истории государства.

Обогатить словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя.

Развивать мышление, способность создавать композицию эмблемы группы, подбирая цвет, детали символа, отражающие особенности деятельности детей, окружающей среды.

Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны (гербу, флагу).

Словарная работа

Россияне, планета Земля, глобус, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, Георгий Победоносец, эмблема.

Предварительная работа

Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага, с Государственным гербом России, беседы о дружбе.

Материал

Флаги разных стран на подставках, изображение герба нашей страны, глобус, магнитофон и кассета с записью песни «Солнечные зайчики» (сл. В, Татаринова, муз. А, Варламова), цветная бумага, ножницы, силуэты голубей, ватман.

Чтение стихотворения о России «Мать Земля» (Я. Абидов).

Беседа с детьми об истории России.

Беседа по вопросам

— Скажите, где мы с вами живем? В России

-Страна наша называется Россия, а всех людей, живущих в нашей стране, называют…(россияне).

— Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите нашу Родину?

-Наша страна находится на огромной планете. Как она называется? (Земля)

Физкультминутка

Пока мы малы,

Но мы – Россияне,

И этим горды,

Шагаем, шагаем!

Шагаем под флагом Российским вперед,

Российский народ испытанья-пройдет!

Воспитатель показывает флаги разных стран: Финляндии. Нидерландов, Америки, Украины, России.

-Который из них флаг российский?

-Как вы определили?

-Какой флаг похож на российский?

-Чем они отличаются?

-Люди придавали большое значение цветам флага. Что означает белый цвет флага? (Чистоту совести, мир)

-Что означает синий цвет флага? (Верность и правду)

-Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу)

Дети (называют пословицы) :

1. Родина любимая, что матушка родимая.

2. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

3. Коли дружба велика, будет Родина крепка.

4. Родина — мать, умей за неё постоять

Воспитатель рассказывает о гербе России, о чем он символизирует.

В конце занятия воспитатель предлагает ребятам сделать эмблему своей группы, рассказать о ней.

План-конспект прогулки средней группы « Краски осени»

Интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы, труд, коммуникация, безопасность, познание.

Цель: формировать представления детей об изменениях в природе, учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать эти приметы в стихотворениях, помочь воспринять поэтическое описание осени, воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: чтение художественной литературы об осени, рассматривание иллюстраций, беседа «Что нам осень принесла? ».

Наблюдение

Листопад.

Цель знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»;

воспитывать любовь к природе.

Познавательно-

практическая

деятельность Послушать с детьми как шуршат листья под ногами. Опыт с листьями (летят медленно, легкие листья)

Все деревья , как цветы,

Разноцветные листы,

Словно в сказке обрели,

Очень необычные,

Вдруг, подхватит ветерок,

Листья разноцветные,

И на землю опадут,

Как ковер — волшебные.

Дидактические игры и упражнения

Название « Мы листочки»

Цель: Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом игры. Продолжать учить бегу врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Название «С чьей ветки детки»

Цель: Закрепление знаний детей о деревьях.

Коллективный труд Уборка опавшей листвы Воспитывать трудолюбие, желание трудиться для общей пользы. Веники, грабли, детские тачки, ведра.

Поручения: Подметание дорожек Продолжать учить детей самостоятельному выполнению поручений. Веники.

Подвижная игра:

«Догони листок»

(средней интенсивности) Совершенствовать координацию движений, развивать ловкость, пространственную ориентировку. Дети бегут только по сигналу воспитателя. Листок, подвешенный на нитке. У воспитателя в руке листик на нитке. Воспитатель убегает, а дети догоняют, стараясь поймать листок.

Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листок летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Это листопад.

— Падают, падают листья –

В нашем саду листопад

Желтые, красные, листья

По ветру вьются, летят — дети повторяют за воспитателем

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

(Дети снова разбегаются, помахивая листочками)

Все листочки полетели

И на землю тихо сели

(Дети подбрасывают листочки вверх и наблюдают, куда они летят)

Воспитатель: Ребята! А сейчас, найдите один самый красивый, самый понравившийся вам листочек. С каждым из детей уточняется окраска листа, форма, с какого он дерева. Воспитатель демонстрирует его всем, восхищается: Какая добрая осень, постаралась.

Воспитатель начинает собирать листья: Один листок, еще листок и еще. Получилось много листьев — целый букет! Посмотрите, какой у нас букет — пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас букет? (Дети повторяют прилагательные).

Игры: театрализованные, сюжетно-ролевые, игры с правилами

кукольный театр во всех его видах, инсценировки сказок. Все они по-своему интересны. Однако, я заметила, что по инициативе детей эти игры возникают редко, а если и удавалось их наблюдать, то с выразительной стороны они выглядели довольно слабо.

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

Игры с правилами — особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы:

1.Дидактические подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные)

2.Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.

Театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка

Современная отечественная педагогика делит игры:

•творческие (придуманы самими детьми);

•игры с правилами (придуманные взрослыми);

•народные.

Творческие игры: cюжетно-ролевые, театрализованные, конструкторские (строительные).

Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.

Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий.

В театрализованных играх дети выражают свои впечатления, переживания.

Игры с правилами: подвижные игры и дидактические игры.

Подвижные игры — правила в них сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.

В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их. Дидактические игры — игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Игры-занятия проводятся по определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий.

Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку — самый большой, поменьше, маленький» и т. д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность.

Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое, лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т. д.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний.

Структурные

компоненты игры

ВИДЫ ИГР

Театрализованные

Сюжетно-ролевые

Игры с правилами

К группе игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры

1

Сюжет

Берут из литературных произведений

Главный компонент

Придуманы детьми отражают жизненные явления воспроизводят игровые действия



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map