План практического занятия ЗР



План практического занятия № 4-5. ФРАНЦУЗСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН: В. ГЮГО «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ»

ФРАНЦУЗСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН:

В. ГЮГО «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ»

1. Концепция истории В. Гюго, продолжение и трансформация традиции В. Скотта: соотношение исторических и вымышленных лиц, приемы создания исторической атмосферы, художественная правда и историческая правда в романе. Гренгуар и его роль в историческом романе.

2. Специфика обращения к средневековью. Народная масса в романе и способы реализации средневекового сознания: приемы создания, роль в истории.

3. Ананке как ключевое слово романа (Ананке/Фатум, причины и смысл обращения к греческому варианту – ανανκη).

 4. «Архитектурный» код романа: Собор, его функция в тексте и амбивалентность («каменная Библия»/«Вавилонская башня»), Собор и его площадь.

5. Контраст как основополагающий прием в создании композиции романа; системы персонажей и моделировании основных персонажей (внутренний/внешний мир): Квазимодо, Клод Фролло, Феб.

6. Эсмеральда как центральный персонаж романа: проявление характеров через фигуру Эсмеральды (рассмотреть в романе сюжетные линии Эсмеральда/Квазимодо; Эсмеральда/Клод; Эсмеральда/Феб).

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Реизов, Б.Г. «Собор Парижской Богоматери» / Б.Г. Реизов // Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ в. – М.: Высшая школа, 1969. – С. 482-554.

Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма / Б.Г. Реизов. – Л.: Гослитиздат, 1958. – 567 с.

3.       Литвиненко, Н.А. К проблеме специфики жанра «Собора Парижской Богоматери» В.Гюго / Н.А. Литвиненко // Вопросы филологии.1999. – N 2. – С. 89-99.

 

Дополнительная

Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с.

Добин, Е. С. История девяти сюжетов : рассказы литературоведа / Е. С. Добин. – СПб. : Детгиз, 2007. – 191 с.

Евнина, Е.М. Виктор Гюго / Е.М. Евнина ; Академия наук СССР. – М.: Наука, 1976. – 215 с. – (Из истории мировой культуры).

Кирнозе, З. И. Страницы французской классики : книга для учащихся / З. И. Кирнозе. – М. : Просвещение, 1992. – 223 с.

Моруа, А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго / А. Моруа ; пер. с фр. Н.Немчинова, М.Трескунов. – М. : Радуга, 1983. – 639 с.

Трескунов М.С. Виктор Гюго. Очерк творчества / М.С. Трескунов. – М.: Гослитиздат, 1961. – 475 с.

Турнье, М. Полет вампира : заметки о прочитанном : сборник статей / М. Турнье. – М.: Стратегия, 2004. – 319 с. – (Programme A. Pouchkine).

Фридлендер, Г. М.. Достоевский и мировая литература / Г. М. Фридлендер. – Л. : Советский писатель, 1985. – 456 с. – (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР).

2.       Горянская, Н.В. Темы и мотивы романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» в тетралогии М. Алданова «Мыслитель» / Н.В. Горянская // Культура и текст-2005 : сборник научных трудов международной конференции: в 3 т. – СПб. ; Самара ; Барнаул: Издательство БГПУ, 2005. – Т.3. – С. 42-48.

5.       Кафанова, О.Б. Русский мифообраз Гюго: (К 200-летию со дня рождения писателя) / О.Б. Кафанова // Русская литература в современном культурном пространстве : материалы конференции : в 2 ч. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003. — Ч. 1. — С. 139-146.

8.       Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: Биографические повествования / сост. Н.Ф. Болдырева – Челябинск: Урал, 1998. – 515 с. – (Жизнь замечательных людей ; Т. 29).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Определите в кн. 1, гл. 1 «Большой зал» приемы создания исторической атмосферы. Найдите способы точной датировки событий в начале текста и выявите элементы полемики автора с «вальтероскоттовской» теорией исторического романа.

2. Выделите приемы создания образа народной массы и ее основные черты в первой сцене романа и эпизоде осады Собора; на основе этого определите роль народной массы в концепции истории автора.

3. Выявите с помощью работы М.М. Бахтина формы народной смеховой культуры, примеры их реализации в средневековом сознании и на основе этого в первой сцене романа и в кн.6, гл.3 «Рассказ о маисовой лепешке» выделите черты средневекового сознания и способы его реализации в тексте. Проанализируйте главы «Рассказ о маисовой лепешке» и «Слеза за каплю воды» по схеме: пространство, ритуал, события, основные участники, семантика названия.

4. Найдите в специальной литературе толкование понятий: «фатум» (римское) и ананке, рока (греческое). В предисловии к роману определите варианты и способы осмысления идеи Рока/Судьбы; греческое и римское толкование в тексте.

5. В тексте романа выявите и объясните эпизоды реализации идеи Рока в романе и в судьбе Клода Фролло (название книги, которую изучает Клод, Собор и т.д.). Найдите в тексте ситуации, события и детали, отсылающие к образам мухи и паука, и определите семантику и функцию данной метафоры.

6. Найдите эпизоды текста, где Собор становится персонажем романа, объясните их смысл и определите основные сюжетные функции Собора.

7. Соотнесите способы моделирования образов Собора и Квазимодо (внешность, характер, судьба, голос/его отсутствие, роль в судьбах других персонажей) и обоснуйте идею их двойничества.

8. В Книге третьей найдите амбивалентые, антропоморфные характеристики Парижа и Собора, объясните их смысл; сформулируйте средневековое осмысление архитектуры, Зодчества; на основе этого определите поэтику романа и его историчность (почему роман назван «Собором…»).

9. В контексте теории контраста В.Гюго соотнесите эпизоды коронации Квазимодо и его наказания на площади; эпизоды суда над Гренгуаром и суда над Квазимодой; а также 3 и 4 гл. кн.одиннадцатой; выявите смысл со- и противопоставления этих сцен.

10. Сопоставьте персонажей (Клод Фролло, Квазимодо, Гренгуар, Феб) по принципу двойничества и реализации контраста в их моделировании (портрет, поведение, роль в сюжете и судьбе Эсмеральды).

 

Нажмите ссылку http://www.tverlib.ru/gugo/g04.htm, чтобы открыть ресурс.

План практического занятия № 6.ФРАНЦУЗСКАЯ ИСПОВЕДАЛЬНАЯ ПРОЗА: Б. КОНСТАН «АДОЛЬФ»

 

ФРАНЦУЗСКАЯ ИСПОВЕДАЛЬНАЯ ПРОЗА:

Б. КОНСТАН «АДОЛЬФ»

1. Романтическое мироощущение во Франции, связь с немецким и английским романтизмом, специфика французского романтизма в художественных текстах.

2. Психологический, исповедальный роман как адекватная французскому романтизму форма: жанровая специфика, приемы психологизма в романтизме.

3. Поэтика исповедального романа Б. Констана «Адольф»:

новаторство французского романтизма в решении романтического характера, рефлектирующий романтический герой и способы создания характера – портрет, внешние детали, местный колорит, пейзаж, отношения с другими персонажами и миром;

романтическая концепция любви и ее реализация в романе: любовь/страсть романтического героя в объективном мире;

специфика романтического конфликта и новаторство в его решении у Констана, внутренний мир/внешний мир, мир чувств/судьба, обстоятельства;

композиция романа как выражение авторской позиции в решении романтического конфликта: пространственно-временная организация действия, приемы исповедального повествования и мистификация: семантика и функция в тексте.

 

Основные понятия темы: исповедальная проза, психологизм, местный колорит.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. – Л.: Художественная литература, 1976. – 448 с.

Эсалнек А.Я. Становление романа во французской литературе конца XVIII- нач. XIX в. (Ж.Руссо, Б.Констан, Стендаль) / Э.Я Эсалнек // Эсалнек А.Я. Типология романа (теоретические и историко-литературные аспекты). – М.: Издательство Московского университета, 1991. – С. 37-52.

 

Дополнительная

Забабурова, Н.В. Французский психологический роман (Эпоха Просвещения и романтизм) / Н.В. Забабурова. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1992. – 224 с.

Зенкин, С. Н. Французский романтизм и идея культуры: Неприродность, множественность и относительность в литературе / С.Н. Зенкин. – М.: РГГУ, 2002. – 288 с.

Кривушина, Е.С. Поэтика романтической прозы (на материале французской литературы) : учебное пособие / Е.С. Кривушина. – Иваново: Прогресс, 1988. – 80 с.

Михайлова, И.Н. Искусство и литература Франции с древних времен до XX века / И.Н. Михайлова, Е.Г. Петраш,. – М.: КДУ, 2005. – 384 с.

Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма / Б.Г. Реизов. – Л.: Гослитиздат, 1958. – 567 с.

6.            Шевякова, Э.Н. Становление поэтики исповедального романа в раннем французском романтизме : (Шатобриан. Сенанкур) // Вопросы филологии. – 1999.N 3. – С. 93-100.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. С помощью конспекта работы Л.Я. Гинзбург сформулируйте черты исповедального романа и выявите приемы психологизма в художественных текстах.

2. Найдите в произведении и проанализируйте приемы создания романтического рефлектирующего героя: местный колорит, пейзаж, отношения с миром и способы объяснения причин данных отношений, «субъективизация» событий.

3. С помощью тезиса Ж. де Сталь, теоретика французского романтизма сформулируйте специфику романтического понимания любви: «Рассудок вовсе не влияет на поведение; когда есть сердце, слушаешь лишь его веления…Если признать, что душа – это всего лишь побудительная сила, то эта сила очень велика, когда она направляется страстью < …>Не понимаю, как можно управлять чем-то, не имея власти; для человека возможны лишь два состояния: или он уверен в том, что сам себе хозяин, и тогда он бесстрастен, или он чувствует, что над ним властвует сила, которая выше него, и тогда он полностью зависит от нее. Все эти компромиссы со страстью – чистый вымысел; страсть, как настоящий тиран, или на троне, или в цепях» (Ж. де Сталь «О влиянии страстей на счастье людей и народов»).

4. Выявите примеры психологизации повествования, соотношения внутреннего и внешнего миров в тексте: соотнесите поэтапное развитие чувства Адольфа с событиями жизни и заполните таблицу:

 

глава

внешний мир

внутренний мир

1

События прошлого, настоящего. Конфликт Я и общество

 

2

Знакомство с Элеонорой. Влияние семьи

Страстное влечение: «кровь, струясь в моих жилах, сжигала меня…»

3

Свидание

Реализация страсти: «я жаловался, сердился, осыпал Э. упреками…»

4.

Развитие любовной связи

«Элеонора была живой радостью моей жизни, но она не была больше целью: она меня связывала»

5

 

 

6

 

 

7

 

 

Проследите развитие чувства Адольфа и трансформацию романтического понимания любви, выраженного Ж. де Сталь, в тексте романа – мотивация любви Адольфа; причины выбора объекта любви; поведение и т.д.

5. Допишите таблицу и определите смысл сложного многоуровневого строения, сформулируйте основную проблему произведения с помощью соотношения разных уровней повествования:

 

п/п

Раздел

Субъект повествования

Тема

Причина

одиночества

1.

Предисловие автора

 

Автор

 

 

2.

Примечание издателю

 

 

 

 

3.

Тетрадный текст, раскрывающий основное действие романа

Адольф

Одиночество Адольфа

Окружающий мир

4.

Письмо к издателю от знакомого Адольфа

 

 

 

 

5.

Ответ издателя

Издатель

 

 

План практического занятия № 7.. АМЕРИКАНСКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА. ТВОРЧЕСТВО Э. ПО-НОВЕЛЛИСТА

АМЕРИКАНСКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА.

ТВОРЧЕСТВО Э. ПО-НОВЕЛЛИСТА

1. Американский романтизм: специфика, темы, проблемы. «Биографический» код творчества Э. По: влияние личного, биографии на художественное творчество писателя. Мотивы отчаяния, мистики, «поэтика ужаса» в творчестве писателя.

2. Теория новеллы Э.По, требования к жанру, цели; новаторство писателя. Разработка новых жанровых разновидностей новеллы: психологическая, детективная и др.

3. Психологические состояния, «психологический слом» в психологических новеллах Э.По:

«Морелла» – система персонажей, хронотоп и соотношение внутреннего и внешнего действия;

поэтика ужаса и страха в новеллах «Маска красной смерти» и «Рукопись, найденная в бутылке».

4. Поэтика детективной новеллы «Золотой жук»:

эпиграф и его смысл;

композиция новеллы, казалось/оказалось как основной композиционный прием (события, их интерпретация, видимость и «кажимость»);

символичность и метафоричность образа жука, его семантика и функция;

поэтика хронотопа: остров как таинственное пространство действия и время пиратства как способ романтизации.

 

Основные понятия темы: детективная (логическая) новелла, психологическая новелла, тривиальное / нетривиальное сознание.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Вулис, А. «Жук весь золотой, чистое золото…»: литературоведческие заметки о рассказе Э.По «Золотой жук» / А. Вулис // Вопросы литературы. – 1984. – №2. – С. 86-104.

Ковалев, Ю.В. От «Шпиона» до «Шарлатана»: статьи, очерки, заметки по истории американского романтизма / Ю.В. Ковалев. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. – 260 с..

Проценко, И.Б. Теория новеллы в системе эстетических воззрений Э.По / И.Б. Проценко // Вестник Ленинградского университета. Сер, История, язык, литература. – 1980. – Вып. 3. – С. 56-59.

Шогенцукова, Н.А. Опыт онтологической поэтики: Э.По, Г. Мелвилл, Д. Гарнер / Н.А. Шогенцукова. – М.: Наследие, 1995. – 231 с.

 

Дополнительная

Зверев, А.М. Э.А.По / А.М. Зверев // История литературы США: литература сер. XIX в. (поздний романтизм): в 3 т. / отв. ред. Е.А. Стеценко ; ИМЛИ РАН. – М.: Наследие, 2000. – Т.3. – С. 172-221.

Осипова, Э.Ф. Особенности художественного метода Э.По / Э.Ф. Осипова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер, Филология, востоковедение, журналистика. – 2004. – Вып. 1/2. – С. 3-9.

Проблемы становления американской литературы / Я.Н Засурский – М.: Наука, 1981. – 384 с.

Романтические традиции американской литературы XIX века и современность / отв. ред. Я. Н. Засурский. – М.: Наука, 1982. – 349с.

Соловьева, Н.А. Национальная идентичность в эпоху романтического национализма (культура и природа в дискурсе о человеке) / Н.А. Соловьева // Проблема национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации : материалы школы-семинара. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – С. 75-83.

Тугушева, М. П. «Сие сотворивый» Эдгар По / М.П. Тугушева // Тугушева М. П. Под знаком четырех. О судьбе произведений Э.По, А. Конан Дойла, А. Кристи, Ж. Сименона. – М.: Книга, 1991. – С. 13-75.

Шогенцукова, Н.А. Путь к утопии в американском романтизме / /Н.А. Шогенцукова // Вопросы филологии. – 1999. – №3. – С. 101-109.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. С помощью работ в списке обязательной литературы сформулируйте основные требования Э. По, предъявляемые к жанру новеллы, и определите основные черты каждого вида новеллы.

2. «Морелла»: определите специфику хронотопа, уточнив основные локусы действия и их основные черты (внешний мир, дом, подвал и др.). Найдите и выпишите из текста портретные черты, детали первой и второй Мореллы; соотнесите с помощью цитат из текста динамику внутреннего мира персонажа-рассказчика; определите семантику и функцию эпиграфа.

3. «Маска красной смерти»: определите специфику хронотопа, выписав характерные черты локусов вне замка и внутри него; уточните иерархическую структуру мира замка и характеристику балла-маскарада; выпишите основные детали-символы; соотнесите начало и финал новеллы по основным элементам (участники, время-пространство, детали).

4. «Рукопись, найденная в бутылке»: на основе выписанных из текста характеристик уточните семантику и функцию основных символов (корабль, гроза, рукопись, время, призраки); соотнесите отношения персонажа-рассказчика с окружающими на кораблях и сопоставьте внешние характеристики экипажа кораблей до и после происшествия.

5. «Золотой жук»: найдите и укажите в тексте эпизоды, реализующие сюжет эпиграфа, и ситуации, отсылающие к эпиграфу (многозначность и вариативность «болезни»); соотнести точку зрения рассказчика на происходящие события и их объяснение гениальным героем, на основе этого определите в тексте черты тривиального и нетривиального сознания; найдите в новелле характеристики хронотопа, его романтизирующие, выпишите выписать все внешние характеристики и номинации жука в тексте, данные тривиальным и нетривиальным сознанием; укажите по тексту все «роли», которые выполняет жук в истории кладоискательства с обозначением эпизодов.

http://fantlab.ru/autor18

http://www.licey.net/lit/american/po

План практического занятия № 8. МОРСКОЙ АМЕРИКАНСКИЙ РОМАН: Г. МЕЛВИЛЛ «МОБИ ДИК, ИЛИ БЕЛЫЙ КИТ»

 

МОРСКОЙ АМЕРИКАНСКИЙ РОМАН:

Г. МЕЛВИЛЛ «МОБИ ДИК, ИЛИ БЕЛЫЙ КИТ»

 

1. Морской роман как основная форма американского романтизма: специфика, черты, проблемы. Море/океан и корабль как романтические символы, продолжение Мелвиллом «кольриджевской» темы.

2. Архитектоника романа, сюжетный и «надсюжетный» план:

поэтика эпиграфа, названия романа и отдельных глав;

мистификация, ее роль в тексте, первая и вторая «Этимология», «Извлечения», их семантика и функция в романе;

научно-исследовательские вставки романа и имитация научного труда, предмет и методы «исследования», «научная» классификация, представленная в «Цетологии».

3. Система персонажей:

Ахав и Моби Дик как романтические герои и двойники;

Измаил как рассказчик и реализация повествовательных стратегий.

4.Экзистенциальная проблематика и библейский текст романа: Ветхозаветные Книги Ионы и Иова как претекст историй Ахава и Измаила.

5. Белый Кит: символические смыслы и значения, семантика белого цвета, многоликость и многофункциональность Кита.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Ковалев, Ю.В. От «Шпиона» до «Шарлатана»: статьи, очерки, заметки по истории американского романтизма / Ю.В. Ковалев. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. – 260 с..

Петровская, Е. Кит как текст. Читая «Моби Дика» / Е. Петровская // Логос. – 1991. №2. – С. 240-261.

Шогенцукова, Н.А. Опыт онтологической поэтики: Э.По, Г. Мелвилл, Д. Гарнер / Н.А. Шогенцукова. – М.: Наследие, 1995. – 231 с.

Библейская энциклопедия : труд и издание архимандрита Никифора. – [Репринтное издание 1891]. – М.: ТЕРРА, (1990). – 905 с.

 



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map