План практического занятия



План практического занятия № 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В. СКОТТА «АЙВЕНГО»

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В. СКОТТА

«АЙВЕНГО»

1. Жанр исторического романа В.Скотта: особенности историзма В. Скотта, смысл истории и исторического процесса; задачи исторического романа и выбор материала, соотношение исторической правды и художественного вымысла, документальности и художественности в историческом романе; «адаптация» далеких событий и характеров к современному читательскому восприятию.

2. Поэтика романа «Айвенго»:

приемы создания исторической атмосферы, художественная и историческая правда в портретировании персонажей, изображении эпохи и быта;

композиционные особенности романа (прологовая, кульминационная, эпилоговая сцены); конкретно-исторический и частный план: исторический и любовный конфликты;

система персонажей (по соотношению вымышленных и исторических лиц, по принадлежности к миру саксов/норманнов), прием парности персонажей (Айвенго / Бриан; Ровена / Ребекка): значение и смысл;

Айвенго как романтический герой, функция в романе;

Ревекка как персонаж-посредник в историческом романе: специфика, поведение, речевая характеристика.

Основные понятия темы: историзм, исторический роман, историческая правда, художественная правда.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Пинский, Л.Е. Исторический роман В. Скотта / Л.Е. Пинский // Пинский Л.Е. Магистральный сюжет : Ф. Вийон, В. Шекспир, Б. Грасиан, В. Скотт. – М.: Советский писатель, 1989. С. 297-321.

Реизов, Б. Г. Эстетика исторического романа / Б.Г. Реизов // Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. – Л. : Художественная литература, 1965. – С. 129-486.

Реизов, Б. Г. Эстетика исторического романа / Б.Г. Реизов // Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. – Л. : Художественная литература, 1965. – С. 129-486.

 

Дополнительная

Алексеев, М.П. Из истории английской литературы. Этюды, очерки, исследования / М.П. Алексеев. – М. ; Л., Гослитиздат,1960. – 180 с.

Ванслов, В.В. Эстетика романтизма : монография / В.В. Ванслов. – М.: Искусство, 1966. – 401 с.

Вексельман, В.М. О путях развития английского исторического романа XIX века / В.М. Вексельман // Реализм в зарубежных литературах XIX-XX вв. : к проблеме творческих взаимосвязей и литературной преемственности : межвузовский научный сборник / отв. ред. Е.А. Петрова. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1989. – С. 99-108.

Дайчес, Д. Сер Вальтер Скотт и его мир / Д. Дайчес ; предисл. и коммент. В. Скороденко. – М. : Радуга, 1987. – 173 с.

Дьяконова, Н.Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики / Н.Я. Дьяконова. – М.: Наука, 1978. – 208 с.

Елистратова, А.А. Наследие английского романтизма и современность / А.А. Елистратова. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 505 с.

Реизов Б.Г. История и вымысел в романах В.Скотта / Б.Г. Реизов // Реизов Б.Г. История и теория литературы: Сборник статей. – Л. : Наука, 1986. – С. 119-129.

Храповицкая, Галина Николаевна. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США) : практикум : учебное пособие для студентов филологического факультета высших учебных заведений / Г. Н. Храповицкая. – М.: Академия, 2003. – 286 с. – (Высшее профессиональное образование : филология).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Выпишите из предисловия к роману требования В. Скотта к жанру исторического романа и определите на основании этого основные черты жанра.

2. Найдите прологовую, кульминационную и эпилоговую сцены романа с обоснованием примерами из текста.

3. Соотнесите исторический и частный план романа по схеме: конфликт, персонажи, события, реализующие эти планы.

4. Проанализируйте портреты Вамбы и Гурта (гл. I), Бриана (гл.II): соотнесите приемы портретирования; исторические и вымышленные детали; способы создания художественной правды и исторической правды, определите функцию этих портретов.

5. Найдите в тексте эпизоды и ситуации, на основании которых можно говорить о парности основных персонажей (Айвенго / Бриан; Ровена / Ребекка), определите бинарность их статусов, поведения, позиций и реакций; соотнести поведение Ровены и Ребекки в башне во время любовных объяснений.

6. Проанализируйте главу XXIX по схеме: семантика и функция эпиграфа, функция Ребекки в событиях, соотнесите в диалоге Айвенго и Ребекки их отношение к происходящему, реакцию и оценку событий. Определите историческую проблематику и способы реализации принципов историзма в главе.

Нажмите ссылку http://video.yandex.ru/#search?where=all&text=%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BD&filmId=R6ywLBoq0Cw%2C, чтобы открыть ресурс.

Нажмите ссылку http://video.yandex.ru/#search?where=all&text=%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BD&filmId=hXzHdLkh9xc%2C, чтобы открыть ресурс.

Нажмите ссылку http://video.yandex.ru/#search?where=all&text=%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BD&filmId=JOyuM1ZB8gE%2C, чтобы открыть ресурс.

Нажмите ссылку http://video.yandex.ru/#search?where=all&text=%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BD&filmId=cwsywhmK8gE%2C, чтобы открыть ресурс.

Нажмите ссылку http://video.yandex.ru/#search?where=all&text=%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BD&filmId=k6FcgKudExI%2C, чтобы открыть ресурс.






map