План семинарских занятий по ИГПЗС



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

Кафедра конституционного права.

ПЛАНЫ

Семинарских занятий по курсу:

«История государства и права зарубежных стран»

Автор:

доктор юридических наук, профессор М.А. ИСАЕВ

Рецензия: Сектор истории государства, права и политических учений ИГП РАН: 27.02. 2009 г.

МОСКВА 2014 год

©М.А. ИСАЕВ, 2011 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Рекомендуется следующий порядок подготовки студентов к семинарам. Изучение соответствующих разделов учебной литературы, пособий. Непосредственная работа над первоисточником (памятником), под которой подразумевается: ознакомление с содержанием, памятника и анализ его статей, разделов согласно вопросам семинарского задания, сопоставление проанализированного содержания памятника с материалом лекционного курса. Необходимо составление плана-конспекта, в котором студент отмечает те места памятника, на которые он ссылается при ответе на вопрос семинарского задания.

Студент обязан готовиться ко всем вопросам, вынесенным на семинарское обсуждение. Выборочная подготовка расценивается как общая неподготовленность к семинару. Активность на семинарском занятии учитывается при экзаменационном испытании студента.

Рекомендованная к изучению литература в громадном большинстве случаев находится в научной библиотеке МГИМО или в других научных библиотеках гор. Москвы.

Основной учебник по курсу: ИСАЕВ М.Л. «История государства и права зарубежных стран». Второе издание, исправленное и дополненное — М.: Юрайт, 2012, 2013.

СЕМИНАР 1: КОДЕКС ЦАРЯ ХАММУРАБИ

Вопросы:

Общая характеристика кодекса Хаммураби.

Правовое положение групп населения по кодексу.

Вещное и обязательственное право по кодексу.

Брак и семья по кодексу.

Уголовное право по кодексу.

Суд и процесс по кодексу.

При ответе на первый вопрос студент должен кратко охарактеризовать тип общества, в котором появился изучаемый памятник, затем установить типологическое сходство и преемственность памятников права цивилизаций Месопотамии с кодексом Хаммураби. Дальнейший шаг — выделение составных частей кодекса, выявление его источников. Особо следует обратить внимание на способ фиксации норм права и самого текста документа. Здесь же необходимо кратко охарактеризовать форму фиксации Кодекса и раскрыть историю обнаружению памятника.

Отвечая на второй вопрос, студент анализирует нормы кодекса, которые регулируют правовое положение групп населения. Весьма полезным в этой связи может оказаться привлечение дополнительного археографического материала, приведенного в общих хрестоматиях по курсу. Особо следует обратить внимание на институт срочного рабства (ст. 117-119 памятника) и подробно их прокомментировать.

При рассмотрении третьего вопроса студент должен иметь в виду, что основным объектом права собственности в странах древнего Востока выступала земля, поэтому необходимо начать ответ с освещения различия в статусе объектов поземельной собственности, обусловленном статусом владельцев этих объектов. Особого внимания требует анализ положения общинных земель, дворцовых и частновладельческих, общий анализ статуса объектов движимости и недвижимости. Рассмотрение обязательственных отношений уместно начать с определения понятия обязательства, принятого в вавилонском праве (понятие долга). Затем необходимо, сгруппировав нормы памятника по отдельным видам обязательств, подвергнуть их тщательному комментированию.

Отвечая на четвертый вопрос, студент должен на основании конкретных положений кодекса Хаммураби выявить типические черты брачно-семейных отношений в Вавилонии, проанализировать положения о форме заключения брака, его цели, условиях его расторжения, имущественных отношений между супругами. В конце ответа на вопрос студент указывает на связь брачно-семейного права с религией вавилонян и наследственными отношениями, особо выделяя статус детей от наложниц.

Пятый вопрос предполагает освещение понятия преступления, как оно сформулировано в кодексе, далее выясняются обстоятельства совершения преступления, проводится классификация преступлений и наказаний. Указывается зависимость наказания от общественного статуса преступника или потерпевшего.

Отвечая на шестой вопрос, студент обращает в первую очередь внимание на первые пять статей кодекса. Проанализировав их содержание, он должен уяснить, насколько в древнем Вавилоне правосудие считалось не частным, а публичным делом. Следует связать преамбулу кодекса с характером наказания за предвзятость судьи и выявить объективную связь между ними. При ответе на этот вопрос студенту следует руководствоваться помимо кодекса обширным археографическим материалом, протоколами судебных заседаний, содержащихся в фундаментальной работе Б.А. Тураева: История древнего Востока, а также формулами исковых заявлений, приведенных в обширной компиляции: Вестник древней истории, 1952, № 3-

4.

Памятники:

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства (пер. И.М. Дьяконов) // Вестник древней истории, 1952, № 3-4.

Рифтин А.П. Старо-вавилонские документы в собраниях СССР. М., 1937.

Goetze A. The laws of Eshnunna. New Haven, 1956.

АТТГЧТ/ А 1/ЛТЛ1ЯГЯ1/

АТТГЧТ/ А 1/ЛТЛ1ЯГЯ1/

1ТМАПП

1ТМАПП

/Л ПТГА I ГЛ / T Г)ЛМЛТТП\Т I М’ЛПП I I ‘ЛМ LII/Ы I rtl I rrJC’T? VI l Л

/Л ПТГА I ГЛ / T Г)ЛМЛТТП\Т I М’ЛПП I I ‘ЛМ LII/Ы I rtl I rrJC’T? VI l Л

3

4. Hammurabi’s laws: text, translation and glossary (trans. by M.E.J. Richardson). Sheffield Academic Press, 2000.

Пособия:

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970.

Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VI1-IV вв. М., 1974.

Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. М., 1959.

История древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983.

История древнего мира. Ранняя древность/ Ред. И.А. Дьяков. М., 1989.

Карпенко К.В. О некоторых особенностях семейных отношений по законам Хаммурапи // Вестник МГИМО МИД РФ, 2012, № 5, с. 172-181.

Тураев Б.А. История древнего Востока. Ч. 1-2. М., 1928-29.

Ainsworth W. Researches in Assyria, Babylonia and Chaldea. L., 1838.

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924.

Wigmore J.H. A panorama of the world’s legal systems. Washington, 1936.

Wittfogel K.A. Oriental despotism. New Haven, 1957.

СЕМИНАР 2: МОИСЕЕВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Вопросы:

Общая характеристика законов Моисея, его составных частей.

Группы населения по законам Моисея.

Основные институты частного права по законам Моисея.

Преступление, наказание и суд по законам Моисея.

При ответе на первый вопрос необходимо в первую очередь выделить в тексте Ветхого завета правовой материал памятника. Прежде всего это: Исход, 20: 2-17; главы 21-22, гл. 34. Второзаконие, гл. 12-26; Вторая кн. Царств, гл. 22-23. Следует выяснить, в каком отношении эти части законов находятся друг к другу. Каков источник норм, зафиксированных в них. Нелишним окажется сравнение текста памятника с кодексом Хаммураби, с которым у законов Моисея много текстуальных совпадений.

Отвечая на второй вопрос, следует уяснить, что древняя Иудея как государство сложилась в результате оседания кочевых племен евреев на завоеванной ими территории. Этим объясняется наличие в законах Моисея многочисленных рудиментов родоплеменного быта: деление иудеев на колена. Другая особенность, наложившая отпечаток на содержание законов — монотеизм иудеев. Именно в нем следует искать объяснение особого статуса левитов (жреческого сословия). В дальнейшем необходимо проанализировать, связав по группам нормы, регулирующие статус различных слоев населения древней Иудеи, как свободных, так и рабов. При анализе положения рабов необходимо обратить внимание на те стихи Ветхого Завета, которые формально не входят в состав законов Моисея: Быт. 17: 12-13; 14: 14; Чисел. 31: 18, 26, 27; Иезекииль. 46: 17.

Третий вопрос. Быт ветхозаветных иудеев отличался простотой, объяснение чему находим опять-таки в их недавней кочевой жизни. Кроме того, существовавшие религиозные запреты роста (ростовщичества) и др. существенно тормозили развитие товарно-денежных отношений. Однако следует учитывать, что общий патриархальный уклад Иудеи подвергался влиянию более развитых соседей: Египта и Вавилонии. Анализируя нормы законов Моисея, следует разбить их на группы. Так, вещному праву в основном посвящены: Левит. 25: 6, 10, 16, 21, 29, 34, 47; Числа. 1: 3; 2: 1-2 и др. Следует объяснить, чем обусловлено существование так наз. «юбилейного года»: Левит. 25: 13. Обязательственное право следует осветить при помощи анализа следующих норм: Левит. 25: 14, Исход. 22: 21, 25; Второзак. 15: 1-2; 15: 3.

Брак и семья также находились в центре внимания древнего законодателя, что, однако, не мешало существованию такому пережитку как левират: Второзак. 25: 5-11. Сверх того, необходимо обратить внимание на следующие места законов: Второзак. 23: 1, 25: 9, 21: 11-14; Левит. 18: 6-18. Наследственное право: Второзак. 21: 17; Числа. 27: 8, 9-11.

При ответе на четвертый вопрос следует связать понятие преступления с понятием греха, как его понимает традиция монотеизма. Здесь же следует определиться и в том, что, собственно, отличает понятие греха в языческом обществе от аналогичного понятия, принятого в монотеистической традиции. Анализируя нормы Моисеева законодательства, студенту не следует, тем не менее, упускать из виду те положения его, которые являются пережитком языческой эпохи, родоплеменных отношений у древних иудеев. На основе анализа таких норм студент должен сформулировать основные виды преступлений и наказаний по ним, известные законам Моисея.

Памятники:

Библия — любое православное издание (синодальный перевод).

Пособия:

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970.

Иосиф Флавий. Иудейские древности — любое издание.

Лопухин А.П. Законодательство Моисея. М., 2005.

Тураев Б.А. История древнего Востока. Ч. 1-2. М., 1928-29.

Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924.

Hertz J.H. Ancient Semitic codes and the Mosaic legislation// Journal of comparative legislation and law. 1928, vol. 10, # 4.

СЕМИНАР 3: ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ ДХАРМАШАСТР

Вопросы:

Общая характеристика законов Ману и Артхашастры.

Группы населения в древней Индии.

Собственность и обязательственное право по законам Ману.

Брак и семья в древней Индии.

Преступления и наказания согласно шастрам.

Государственность в древней Индии согласно данным шастр.

Суд и процесс по шастрам.

При ответе на первый вопрос студент должен усвоить типологическую особенность законов Ману. Законы являются литературным произведением, написанным жрецами (брахманами), которые были заняты объяснением и толкованием Вед — священных книг индуизма. Поэтому в первую очередь следует выявить соотношение литературы дхармашастр с другими источниками права древней Индии: литературой Вед, веданты, сутр, смрити и т.п. Необходимо объяснить, почему, в силу каких исторических причин развитие права древней Индии пошло по такому необычному пути. Студенту следует выявить особенности системы изложения норм памятника, его язык и стиль.

При ответе на второй вопрос студент должен рассмотреть правовое положение варн древней Индии, установить их связь с системой каст, памятуя особенно о том, что жесткой привязки той или иной варны к определенной профессии в Индии так и не установилось. Следует объяснить этот феномен. Далее, используя материал дополнительной литературы, студент должен раскрыть суть системы джаджманов, продержавшейся в Индии вплоть до сего дня. Особо следует обратить внимание на статус рабов, источники рабства. Последний штрих в ответе — анализ положений изучаемых памятников, касающихся статуса общинников древне Индии.

При рассмотрении третьего вопроса студент должен выявить характерные черты особенности экономического строя древней Индии. Следует выявить содержание права собственности, конкретные правомочия, входящие в него, а также систему оснований, на которых в Индии строилась система вещного права. Затем студент должен проанализировать конкретные формы землевладения, упомянутые в законах Ману и Артхашастре, руководствуясь критерием статуса субъекта таких владельческих прав. Студенту необходимо указать на способы защиты прав на поземельную собственность и землевладения с конкретными ссылками на законы Ману и Артхашастру.

Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах: понятие договора, условия его действительности, основания для заключения, гарантии выполнения. Студент должен объяснить, каким образом эти общие положения отразились в конкретных видах обязательств: щлоки 140-142 гл. VIII и пщока 117 гл. X законов Ману и др. На конкретных примерах студент должен показать степень развитости товарно-денежных отношений в древней Индии.

Отвечая на четвертый вопрос, студенту необходимо на основании норм законов Ману и Артхашастры проанализировать понятие брака в древней Индии, его цель, формы, права и обязанности супругов, статус детей.

При ответе на пятый вопрос студент в первую очередь формулирует понятие преступления, выработанного ведическим учением, затем он выделяет группы норм, регулирующие преступления и наказания в древней Индии, особо уделив при этом внимание варновому принципу наложения наказаний.

Отвечая на шестой вопрос студент в первую очередь должен проанализировать известное место в Манудхармашастре, где приведена теория происхождения государства, необходимо связать эту теорию с аналогичными теориями, известными в индоевропейском мире. В этом может помочь знакомство с некоторыми словарными статьями фундаментального руда известного французского лингвиста Э. Бенвениста: Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. Далее, студент последовательно раскрывает в своем ответе содержание элементов государства, разработанных ведической наукой.

Ответ на шестой вопрос строится на анализе норм Артхашастры и Манудхармашастры, посвященных иерархии судебных инстанций и видам процесса (видам исков), известных ведической литературе. Закончить ответ следует указанием на media probatuionis ведического процесса.

Памятники:

Законы Ману. М., 1960 Артхашастра — любое издание Дхармашастра Нарады. М., 1998

Пособия:

Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.

Бонград-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

Карпенко К.В. К вопросу о религиозном и юридическом значении консуммации брака // Вестник МГИМО МИД РФ, 2013, № 2, с. 144-155.

Крашенинникова А.А. Индусское право: история и современность. М.,

1982.

The Cambridge ancient history. Vol. 1-6. Cambridge, 1924.

Kane P.V. History of Dharmasastra. Vol. 1-4. Poona, 1930-1946.

СЕМИНАР 4: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН СОГЛАСНО «АФИНСКОЙ ПОЛИТИИ» АРИСТОТЕЛЯ

Вопросы:

История афинского полиса.

Статус граждан Афин.

Порядок формирования органов государственной власти Афин.

Система государственных должностей Афин.

Порядок деятельности народного собрания Афин.

Суд и отправление правосудия в Афинах.

При ответе на первый вопрос следует осветить проблемы, связанные с попытками реформирования древнейшего государственного строя Афин. В первую очередь это главы «Политии», посвященные реформам Драконта, Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла. Следует связать эти реформы с эпохой тираннии Писистрата и Писистратидов, проанализировав при этом социальные отношения внутри афинского полиса. Самый полный текст фрагментов законов Драконта, дошедших до нас:Суриков И.Е.

Законодательство Драконта в Афинах и его исторический контекст// Древнее Право. 1VS ANTIQ WM. 2000, № 2 (7). При этом следует помнить, что социальные реформы в конечном счете преследовали задачу снятия социальной напряженности при помощи вмешательства в экономику государственной власти. Понимание этой взаимосвязи поможет студенту глубже понять социальную и политическую сущность такого типа государства как полис. Очень полезным может оказаться сравнение типов полисов, сложившихся в Афинах и их антагонисте — Спарте. Для этого следует изучить биографию царя Ликурга в изложении Плутарха (любое издание) и дополнительную литературу (Это обязательное условие к семинару!).

Отвечая на второй вопрос, студент должен уметь четко определить источники и формы, в которых проявился статус гражданина Афин. Следует особо обратить при этом внимание на такую процедуру как докимасия, обязательная военная служба и др. При ответе на этот вопрос необходимо уяснить, что жесткий формализм подтверждения статуса гражданина обусловлен тем набором прав и привилегий, который этот гражданин получал впоследствии. В этом можно видеть своеобразие древнего института демократии — ее исключительно «адресный», аристократический характер. На семинаре необходимо подробно остановиться на этой черте полиса, подкрепив ответ конкретными ссылками на текст «Афинской политии». Немаловажными будут ссылки на соответствующие места монографии Н.Д. Фюстеля де Куланжа: «Древняя гражданская община» — СПб., 1895. С. 213 — 214. [Возможны другие издания источника.]

Третий вопрос:Демократия- это, прежде всего, выборность

должностных лиц, органов государственной власти. Следует, отвечая на этот вопрос, подробно осветить саму процедуру выборов, отметив то, чем, по мнению отвечающего, объясняется довольно сложный и архаичный порядок выборов. Вместе с тем, следует учитывать, что в Афинах практиковались также выборы посредством так называемой «хиротонии» (поднятием рук).

При ответе на четвертый вопрос в первую очередь следует отметить, чем обусловлено наличие столь обширной номенклатуры государственных должностей? Почему в Афинах так и не сложилось профессионального чиновничества? В чем, по мнению отвечающего, проявилась деградация государственной машины полиса времен Перикла? Необходимо отмеченный феномен связать с современной действительностью, отметив, насколько общая типология политики не меняется с тысячелетиями.

Отвечая на пятый вопрос, студент в первую очередь должен связать особенности функционирования Экклесии (Народного собрания) с политическим календарем древних Афин [см.: Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1973, сс. 29 — 53]. Следует провести подробную инвентаризацию видам собраний по пританиям, их компетенции. Особый вопрос — порядок принятия решений и общая компетенции Экклесии в вопросах законодательства. В чем состояла компетенция комиссии номофетов, фесмофетов? «Афинская полития» дает четкий ответ на вопрос, почему, собственно, в городе существовала столь необычная процедура принятия законов?

При ответе на шестой вопрос отвечающему следует придерживать строго анализа текста памятника, учитывая то, что до нас дошло описание только двух видов процессов — в Ареопаге и Гелиэе.

Памятники:

Аристотель. Афинская полития — любое издание

Пособия:

Белох М. История Греции. Т. 1-2. М., 1905.

Бузескул В.П. История афинской демократии — любое издание.

Латышев В.В. Греческие древности. Ч. 1-2. — любое издание.

Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей — любое издание.

Печатнова А.Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб., 2001.

Rhodes P.J. Commentaiy on the Aristotelian «Athenaion Politeia». Oxford, 1981.

СЕМИНАР 5: LEX PACTUS SALICA

Вопросы:

Общая характеристика Lex Pactus Salica в контексте Leges Barbarorum.

Правовое положение основных групп населения по Lex Salica.

Вещное право по Салической Правде.

Уголовное право, суд и процесс по Lex Pactus Salica.

Отвечая на первый вопрос, студент должен в первую очередь определиться с типологией таких памятников права как Варварские Правды. Далее необходимо установить генетическую связь Салической Правды с современными ей памятниками, указав на характерные черты, связывающие Салическую Правду с памятниками эпохи варварства.

Отвечая на второй вопрос, студент должен показать на конкретных примерах, почерпнутых их текста памятника, различия в правовом положении различных групп населения раннего Франкского королевства: благородных, свободных, римлян, литов и рабов. Необходимо выяснить, чем определялось различие в статусе, что лежало в качестве главного критерия, разделявшего свободное населения на отдельные группы? Особо следует остановиться на статусе королевских слуг (анустрионов), церковных служителей. Последний штрих в ответе — анализ положения самого короля и его ближайшего окружения (Двора — Hoff).

Ответ на третий вопрос целесообразно начинать с анализа общего понятия собственности, выработанного варварами ко времени вторжения в пределы Римской империи. Далее должно остановиться в своем анализе на положениях тех титулов Правды, которые трактуют положение общинников, их права по отношению друг к другу. В этой части ответа также необходимо осветить вопрос «раннефеодальных» владений. Насколько оправдана сама концепция становления раннего феодализма в условиях варварства?

Четвертый вопрос следует начинать с освещения лестницы наказаний, указанных в Правде, далее следует остановиться на вопросе, чем обусловлена столь подробная градация наказаний и преступлений по этой лестнице. Затем отвечающий переходит к освещению вопроса об инстанциях судов франков. При этом следует учитывать то, что суд в это время несет в себе черты ярко выраженной расщепленности: церковный суд, суд короля и суд местной общины. При этом особо следует рассмотреть положение следующих положений титулов Правды:XVIII, XL VI, LVII, после необходимо

остановиться на анализе судебных доказательств, присущих процессу эпохе варварства: I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI.

Памятники:

Салическая Правда. М., 1950

Пособия:

Буданова В.П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000.

Есипов В.В. Германцы. Очерки их правовой и общественной жизни. Варшава, 1915.

Лебек С. Происхождение франков V — IX вв. М., 1993.

Петрушевский Д. Очерки из истории средневекового общества и государства — любое издание.

Право в Средневековом мире / отв. ред. О. Варьяш. М., 1996.

Томпсон Э.А. Римляне и варвары. Падение западной Римской империи.

СПб., 2003.

СЕМИНАР 6: САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО

Вопросы:

Общая характеристика Саксонского зерцала.

Формы феодального землевладения в Зерцале.

Сословия и ленное право по Зерцалу.

Суд и процесс по Саксонскому зерцалу.

Первый вопрос. Германия как одна из стран классического типа феодализма должна по праву привлечь внимание исследователей. В этой связи Саксонское зерцало как памятник, подводящий своеобразный итог развитию феодальных отношений в Европе, отражает во всей полноте всю гамму этих отношений. Отвечая на вопрос, студент обязан кратко охарактеризовать личность автора памятника, время его создания и особенности жанра документа. Характеризуя источники Саксонского зерцала, необходимо выявить в нем следы заимствования римского права, проследив формы взаимодействия последнего с так называемым «Земским правом». (Далее ЗП).

Ответ на второй вопрос целесообразно начать с определения термина двойной или «расщепленной» собственности. Согласно этой теории единое право собственности было распределено на каждой ступени феодальной лестницы между сеньором и вассалом. Особо следует подчеркнуть целевое предназначение этой теории. При освещении этой части вопроса студенту рекомендуется пользоваться материалом соответствующего раздела фундаментального труда академика А.В. Венедиктова.

Следует в тоже время помнить, что сама терминология Саксонского зерцала (ЗП III 83 §2-3, II 44 §3 и др.) нередко противопоставляет лен понятию собственности. Однако следует учитывать, что во всех этих случаях речь идет о так называемых аллодах, противопоставляемым феодам (ЗП I 8 §1; I 34 §1; I 38 §2; II 43 §1; II 44 §3; II 52 §1). Саксонское зерцало, как уже отмечалось, является памятником позднего феодализма, в этой связи полезным окажется рассмотрение вопросов регулирования в памятнике прав на чужие вещи (ius in re aiiena), например чинша и других правомочий: ЗП I 54 §2-3; III 77 §1-2 и др.

Дополнительно следует проанализировать следующие положения Зерцала: ЗП I 34 §2; 30, 54; II24 §1, 44 §1-2, 58 §1-2, 70; III 60 §1, 77, 79, 86.

Ответ на третий вопрос сразу же следует начать с сопоставления положений Земского права: I 3 §2 и Ленного права (далее ЛП): 11-9. Далее, следует проследить различие, установленное памятником, между благородными (freie Неггеп) и неблагородными, но юридически свободными. В дальнейшем необходимо проанализировать юридическое положение таких групп населения, как чиншевики, арендаторы, министериалы, крестьяне- общинники и пр. Результатом анализа должен стать вывод об опосредовании

феодальными отношениями сословной структуры саксонского (германского) общества.

Особо следует обратить внимание при анализе на следующие положения Зерцала: ЗП11, 3, 58 §2; II12 §3, 66; III 52-60, 62, 64; ЛП I и III. В отношении статуса лиц следует обратить внимание на: ЗП I 16 §1-2, 51 4; III 19, 27, 32, 42, 44 §3, 45.

Ответ на четвертый вопрос целесообразно начать с анализа взаимосвязи норм процессуального права с нормами материального права, что в самом памятнике прослеживается достаточно четко. Необходимо сформулировать главный вопрос судебной власти и четко ответить на него. В качестве путеводной нити следует взять положение, согласно которому судебная власть в условиях феодализма не отделима от владения землей и представляет собой род вещного права. Другая особенность суда, на которую следует обратить внимание, заключена в особой структуре судебной власти, копирующей структуру феодального общества, его лестницы. Студенту необходимо показать ссылками на конкретные положения Саксонского зерцала сословность процесса, его инквизиционные черты, а также указать на пережитки старого общества эпохи варварства, встречающиеся в памятнике. В конце ответа следует осветить проблему шеффенского суда, раскрыв его природу.

Памятники:

Саксонское зерцало. М., 1985.

Хрестоматия памятников феодального государства и права/ Под ред.: В.М. Корецкого. М., 1961.

Пособия:

Гревс И.М.: «Феодализм»: статья в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. — издание в бумажном варианте!

Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. JL, 1951.

СЕМИНАР 7: КАРОЛИНА — PEINLICH GERICHTS ORDNUNG 1532 г.

Вопросы:

История создания Каролины, ее источники. Общая характеристика памятника.

Система судебных инстанций Каролины.

Основные виды преступлений и наказаний по Каролине.

Процесс по Каролине.

Первый вопрос. При ответе на этот вопрос необходимо осветить историческую обстановку в Германии накануне принятия Каролины. Студенту необходимо рассмотреть вопрос о влиянии норм обычного права, норм римского права (Libri terribiles) на уголовное право Германии, проследить их взаимосвязь, для чего необходимо обратить внимание на положения титулов I и LXXXIII памятника. Особо стоит остановиться на анализе CCXVIII титула Каролины, указав на истинное предназначение, содержащейся в ней оговорки. Отвечая на вопрос, следует сопоставить данный титул с титулом LXXXIII.

Отвечая на второй вопрос студент обязан дать развернутый анализ положений титулов I — V, показав различие между шеффенским и коронным судом. Затем следует остановится на тех титулах Каролины, где изложен порядок судебного заседаний: LXX — CIII. Последний штрих в ответе — анализ титулов CCIV — CCV Каролины.

При ответе на третий вопрос студенту необходимо самостоятельно систематизировать преступления согласно Каролине по принятой в науке схеме: преступления против личности, имущественные преступления и т.п. Особо следует выделить понятие колдовства как преступления, сравнив его с положениями известного Maleans Malificarum, следует указать на то, как религиозные преставления повлияли на светское законодательство. При ответе на вопрос следует давать анализ каждого вида преступления. Виды наказаний следует сгруппировать, начав с наиболее тяжелых: квалифицированная смертная казнь и т.д. На основании текста памятника необходимо определить частоту применения смертной казни, привести примеры санкций, отсылающих к усмотрению судей.

Отвечая на четвертый вопрос необходимо уяснить, в чем состояли характерные черты инквизиционного процесса, системы формальных доказательств и т.п. Особо стоит обратить внимание на стадии процесса. Начать ответ необходимо с анализа системы доказательств, обратив внимание на само понятие «доказательства» (XIX), сопоставив его с понятием «явного преступления» (XVI). Затем следует перейти к анализу других видов доказательств по Каролине, особо выделив специфику системы формальных доказательств. Говоря о стадиях процесса по Каролине, необходимо кратко охарактеризовать каждую из них, придерживаясь текста памятника.

Памятники:

Каролина. Уголовно-судебное уложение Карла V. Алма-Ата, 1967.

Шпенгер и Инститорис. Молот ведьм — любое издание.

Пособия:

Григулевич И.Р. Инквизиция. М., 2003.

Чельцов-Бебутов Г. История уголовного процесса — любое издание.

Вопросы:

История источников мусульманского права

Частное право в исламе

Исламская государственность

Уголовное право, суд и процесс в исламе

Студентам, отвечающим на первый вопрос, необходимо уяснить спецификумусульманского права,сложившегося висключительных

обстоятельствах при помощи исключительных же средств. Это право — часть одной из мировых религий, поэтому ответ на этот вопрос необходимо начать с краткой характеристики историиислама и главногоегоисточника —

священногоКорана. Приемлютсялюбые переводы,нос условием

обязательного комментирования текста. Далее, следует проследить основные этапы становления исламского права, с указанием на те конкретные виды источниковмусульманского права,которые появлялисьна каждом

конкретном этапе. Особый интерес в этой связи представляет вопрос об эволюции фикха и становления правовых мазхабов (суннитов). Заканчивая ответ на этот вопрос, студент подробно должен охарактеризовать каждый из источников мусульманского права в отдельности.

Последний штрих в ответе — анализ источников права шиитов, особенно основного мазхаба шиитов (джафари).

Ответ на второй вопрос следует начать с анализа следующих сур Корана: Воскресение 63-65, Женщины 5, 26-32, Корова 188, 282. Далее, следует проанализировать соответствующие сунны (хадисы) и положения мазхабов, толкующие понятие собственности, находки, преимущественного права соседей, законного и незаконного завладения имуществом. Особый интерес в этой связи представляет так наз. вакф. Следует раскрыть исторические условия его возникновения, и указать те формы, в которых он чаще всего встречается у суннитов. Заканчивая анализ норм вещного права ислама, следует обратить внимание на обязанность закята членов уммы, которая с современной точки зрения может быть квалифицирована как ограничение прав собственности: Покаяние 60, Ночь 5-10, Семейство Имрана 180 и др. суры Корана.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map