Планы практических занятий



1 семестр

Практическое занятие № 1

Тема: Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Язык Object Pascal

Основные понятия и определения, рассматриваемые на данном занятии

Типы данных

Целый и вещественный тип

Логический тип

Оператор присваивания

Оператор ветвления

Оператор выбора

План

1. Актуализация базовых знаний (повторение ключевых терминов и понятий по теме заня-тия)(10 минут).

2. Выполнение заданий по теме практического занятия из раздела “Задания для аудиторной работы” (75 минут).

3. Подведение итогов. Постановка домашнего задания (решить задачи по теме занятия для самостоятельного решения, ответить на вопросы самоконтроля, повторить ключевые термины и понятия следующего практического занятия) (5 минут).

Задания для выполнения на практическом занятии

Даны два ненулевых числа. Найти их сумму, разность, произведение и частное. 

Даны два числа. Найти среднее арифметическое их квадратов и среднее арифметическое их модулей. 

Скорость лодки в стоячей воде V км/ч, скорость течения реки U км/ч (U < V). Время движения лодки по озеру T1 ч, а по реке (против течения) — T2 ч. Определить путь S, пройденный лодкой. 

Скорость первого автомобиля V1 км/ч, второго — V2 км/ч, расстояние между ними S км. Определить расстояние между ними через T часов, если автомобили удаляются друг от друга. 

Скорость первого автомобиля V1 км/ч, второго — V2 км/ч, расстояние между ними S км. Определить расстояние между ними через T часов, если автомобили первоначально движутся навстречу друг другу. 

Единицы длины пронумерованы следующим образом: 1 — дециметр, 2 — километр, 3 — метр, 4 — миллиметр, 5 — сантиметр. Дан номер единицы длины и длина отрезка L в этих единицах (вещественное число). Вывести длину данного отрезка в метрах. 

Единицы массы пронумерованы следующим образом: 1 — килограмм, 2 — миллиграмм, 3 — грамм, 4 — тонна, 5 — центнер. Дан номер единицы массы и масса тела M в этих единицах (вещественное число). Вывести массу данного тела в килограммах. 42. Даны три целых числа. Возвести в квадрат отрицательные числа и в третью степень — положительные (число 0 не изменять).

Из трех данных чисел выбрать наименьшее. 44. Из трех данных чисел выбрать наибольшее. 

Из трех данных чисел выбрать наименьшее и наибольшее. 46. Перераспределить значения переменных X и Y так, чтобы в X оказалось меньшее из этих значений, а в Y — большее. 

Значения переменных X, Y, Z поменять местами так, чтобы они оказались упорядоченными по возрастанию. 

Значения переменных X, Y, Z поменять местами так, чтобы они оказались упорядоченными по убыванию. 

Даны две переменные целого типа: A и B. Если их значения не равны, то присвоить каждой переменной сумму этих значений, а если равны, то присвоить переменным нулевые значения. 

Задания для самостоятельной работы

Найти расстояние между двумя точками с заданными координатами (x1, y1) и (x2, y2).

Даны координаты трех вершин треугольника (x1, y1), (x2, y2), (x3, y3). Найти его периметр и площадь. 

Найти корни квадратного уравнения A·x2 + B·x + C = 0, заданного своими коэффициентами A, B, C (коэффициент A не равен 0), если известно, что дискриминант уравнения неотрицателен.

Найти решение системы уравнений вида A1·x + B1·y = C1, A2·x + B2·y = C2, заданной своими коэффициентами A1, B1, C1, A2, B2, C2, если известно, что данная система имеет единственное решение.

Даны вещественные координаты точки, не лежащей на координатных осях OX и OY. Вывести номер координатной четверти, в которой находится данная точка. 

На числовой оси расположены три точки: A, B, C. Определить, какая из двух последних точек (B или C) расположена ближе к A, и вывести эту точку и ее расстояние от точки A. 

Даны четыре целых числа, одно из которых отлично от трех других, равных между собой. Вывести порядковый номер этого числа. 

Дан номер некоторого года (положительное целое число). Вывести соответствующий ему номер столетия, учитывая, что, к примеру, началом 20 столетия был 1901 год. 

Дано целое число в диапазоне 1 – 5. Вывести строку — словесное описание соответствующей оценки (1 — «плохо», 2 — «неудовлетворительно», 3 — «удовлетворительно», 4 — «хорошо», 5 — «отлично»). 

Арифметические действия над числами пронумерованы следующим образом: 1 — сложение, 2 — вычитание, 3 — умножение, 4 — деление. Дан номер действия и два числа A и B (В не равно нулю). Выполнить над числами указанное действие и вывести результат. 

Практическое занятие № 2

Тема: Массивы. Циклические алгоритмы

Основные понятия и определения, рассматриваемые на данном занятии

Циклическая структура

Цикл с параметром

Переменная цикла

Оператор цикла

Массив

Элемент массива

Индекс элемента

План

1. Написание самостоятельной работы (15 минут).

2. Выполнение заданий по теме практического занятия из раздела “Задания для аудиторной работы” (70 минут).

3. Подведение итогов. Постановка домашнего задания (решить задачи по теме занятия для самостоятельного решения, ответить на вопросы самоконтроля, повторить ключевые термины и понятия следующего практического занятия) (5 минут).

Задания для выполнения на практическом занятии

Дан массив размера N. Вывести его элементы в обратном порядке. 

Дан массив размера N. Вывести вначале его элементы с четными1|нечетными2 индексами, а затем — с нечетными1|четными2. 

Дан целочисленный массив A размера 10. Вывести номер первого1|последнего2 из тех его элементов A[i], которые удовлетворяют двойному неравенству: A[1] < A[i] < A[10]. Если таких элементов нет, то вывести 0. 

Дан целочисленный массив размера N. Преобразовать его, прибавив к четным1|нечетным2 числам первый3|последний4 элемент. Первый и последний элементы массива не изменять. 

Поменять местами минимальный и максимальный элементы массива размера 10. 

Заменить все положительные1|отрицательные2 элементы целочисленного массива размера 10 на значение минимального3|максимального4. 

Дан массив размера 10. Переставить в обратном порядке элементы массива, расположенные между его минимальным и максимальным элементами. 

Задания для самостоятельной работы

Дан массив размера N. Осуществить циклический сдвиг элементов массива влево1|вправо2 на одну позицию. 

Дан массив ненулевых целых чисел размера N. Проверить, чередуются ли в нем [четные и нечетные]1|[положительные и отрицательные]2 числа. Если чередуются, то вывести 0, если нет, то вывести номер первого элемента, нарушающего закономерность. 

Дано вещественное число R и массив размера N. Найти элемент массива, который наиболее1|наименее2 близок к данному числу. 

Дано вещественное число R и массив размера N. Найти два элемента массива, сумма которых наиболее1|наименее2 близка к данному числу. 

Дан массив размера N. Найти номера двух ближайших чисел из этого массива. 

Практическое занятие № 3-4

Тема: Процедуры и функции

Основные понятия и определения, рассматриваемые на данном занятии

Подпрограммы

Процедуры

Функции

Формальные параметры

Возвращаемое значение

Рекурсивные подпрограммы

План

1. Написание самостоятельной работы (15 минут).

2. Выполнение заданий по теме практического занятия из раздела “Задания для аудиторной работы” (70 минут).

3. Подведение итогов. Постановка домашнего задания (решить задачи по теме занятия для самостоятельного решения, ответить на вопросы самоконтроля, повторить ключевые термины и понятия следующего практического занятия) (5 минут).

Задания для выполнения на практическом занятии

Предложенные задачи решить двумя способами, составив итерационную и рекурсивную подпрограммы

Описать функцию Fact(N) вещественного типа, вычисляющие значения факториала N! соответственно (N > 0 — параметр целого типа). С помощью этих функций вычислить факториалы и двойные факториалы пяти данных чисел. 

Описать функцию PowerN(x,n) вещественного типа, находящую значение n-й степени числа x по формуле: x0 = 1, xn = x·xn–1 при n > 0, xn = 1 / x–n при n < 0 (x >= 0 — вещественное число, n — целое). С помощью этой функции найти значения XN при 5 различных значениях N для данного X. 

Описать функцию SqrtK(x,k,n) вещественного типа, находящую приближенное значение корня k-й степени из числа x по формуле: y(0) = 1, y(n+1) = y(n) – (y(n) – x / y(n)k–1) / k, где y(n) обозначает SqrtK(x,k,n) (x — вещественный параметр, k и n — целые; x > 0, k > 1, n > 0). С помощью этой функции найти приближенные значения корня K-й степени из X при 6 различных значениях N для данных X и K. 

Описать функцию FibRec(N) целого типа, вычисляющую N-е число Фибоначчи F(N) по формуле: F(1) = F(2) = 1, F(k) = F(k–2) + F(k–1), k = 3, 4, … . С помощью этой функции найти пять чисел Фибоначчи с указанными номерами и вывести эти числа вместе q jnkhweqrbnl рекурсивных вызовов функции FibRec, потребовавшихся для их нахождения. 

Задания для самостоятельной работы

Описать функцию C(m,n) целого типа, находящую число сочетаний из n элементов по m, используя формулу: C(0,n) = C(n,n) = 1, C(m,n) = C(m,n–1) + C(m–1,n–1) при 0 < m < n (m и n — целые параметры; n > 0, 0 <= m <= n). Дано число N и пять различных значений M. Вывести числа C(M,N) вместе с количеством рекурсивных вызовов функции C, потребовавшихся для их нахождения. 

Описать функцию NOD(A,B) целого типа, находящую наибольший общий делитель двух натуральных чисел A и B, используя алгоритм Евклида: NOD(A,B) = NOD(B mod A,A), если A <> 0; NOD(0,B) = B. С помощью этой функции найти наибольшие общие делители пар A и B, A и C, A и D, если даны числа A, B, C, D. 

Описать функцию MinRec(A,N)1|MaxRec(A,N)2 вещественного типа, которая находит минимальный1|максимальный2 элемент вещественного массива A размера N, не используя оператор цикла. С помощью функции MinRec1|MaxRec2 найти минимальные1|максимальные2 элементы массивов A, B, C размера NA, NB, NC соответственно. 

Описать функцию Digits(S) целого типа, находящую количество цифр в строке S без использования оператора цикла. С помощью этой функции найти количество цифр в данных пяти строках. 

Практическое занятие №5

Тема: Работа с файлами

Основные понятия и определения

Файлы

Текстовые файлы

Файлы прямого и последовательного доступа

Процедуры и функции для работы с файлами и каталогами

План

1. Актуализация базовых знаний (повторение ключевых терминов и понятий по теме занятия)(10 минут).

2. Выполнение заданий по теме практического занятия из раздела “Задания для аудиторной работы” (75 минут).

3. Подведение итогов. Постановка домашнего задания (решить задачи по теме занятия для самостоятельного решения, ответить на вопросы самоконтроля, повторить ключевые термины и понятия следующего практического занятия) (5 минут).

Задачи:

Пусть текстовый файл t разбит на непустые строки. Написать программу, использующую функцию count(t) для подсчета числа строк, которые оканчиваются буквой z..

Пусть текстовый файл t разбит на непустые строки. Написать программу, использующую функцию count(t) для подсчета числа строк, которые начинаются и оканчиваются одной и той же литерой.

В файле 1 записаны нечетные страницы книги. В файле 2 — четные страницы. Собрать все страницы по порядку в одном файле. Количество строк во всех страницах одинаково и равно s.

В файле хранятся порядковый номер, название товара и стоимость. Вывести на экран записи файла в прямом и обратном порядке (от первой к последней, затем от последней к первой).

В файле хранятся название товара, количество и цена единицы. Задается строка, состоящая из имени и п пар натуральных чисел. Имя задает название нового файла. Первое число в каждой паре указывает номер записи файла, второе — количество записей, которые нужно переписать в выходной файл, начиная с записи с заданным номером. Если указанное количество превышает длину файла, то записи переписываются до конца файла. Написать программу для решения этой задачи.

В файле содержатся данные о книгах: название, фамилия первого автора, количество экземпляров и шестизначные инвентарные номера. Если книга имеется в нескольких экземплярах, то инвентарные номера следуют подряд, а в файле указываются первый, тире, последний номера. Если книга одна, то указывается один инвентарный номер. Переписать в другой файл информацию об экземплярах книг, повторив названия книг, которые имеются в нескольких экземплярах, с указанием их инвентарных номеров.

План

Решить задачи 1, 4, 5,

Задание для самостоятельной работы:

Решить задачи 2, 3, 6.

Задачи, решенные на занятии, реализовать на компьютере.

2 семестр

Практическое занятие №1

Тема: Компоненты работы с текстом. Метки, однострочные окна редактирования

Основные понятия и определения

Строки

Процедуры и функции для работы со строками

Компоненты для работы со строками

однострочные окна редактирования

План

1. Актуализация базовых знаний (повторение ключевых терминов и понятий по теме заня-тия)(10 минут).).

2. Решить задачи 1, 3, 5. (75 минут).

3. Подведение итогов. Постановка домашнего задания (проверить решение аудиторных задач на компьютере, решить задачи 2, 4.), повторить ключевые термины и понятия следующего практического занятия) (5 минут).

Задачи:

В Edit1 и Edit2 заданы две строки. Подсчитать количество вхождений подстроки Edit1 в строку Edit2. Результат вывести в метку.

В Edit1 и Edit2 заданы две строки. Удалить все вхождения подстроки Edit1 в строку Edit2. Результат вывести в метку.

Задана строка в Edit1. Подсчитать количество слов в строке и вывести в метку.

Подсчитать количество гласных латинских букв в заданной строке. Результат вывести в метку

В Edit1. Edit2 и Edit3 заданы строки. Заменить все вхождения строки Edit1 в строку Edit3 на строку Edit2.

Практическое занятие №2

Тема: Компоненты работы с текстом. Компонент Memo.

Основные понятия и определения

Многострочные окна редактирования

Основные свойства окон редактирования

Свойство Lines

Доступ к отдельным строкам текста

План

1. Написание самостоятельной работы (15 минут).

2. Выполнение заданий по теме практического занятия (задачи 1, 2, 4, 5, 7 ), (70 минут).

3. Подведение итогов. Постановка домашнего задания (решить задачи 3, 6, 8, задачи, решенные на занятии, реализовать на компьютере, повторить ключевые термины и понятия следующего практического занятия) (5 минут).

Задачи:

Предложение состоит из слов, разделенных одним или несколькими пробелами. Написать программу, печатающую все слова, имеющие заданное окончание. Список слов вывести в Memo, подсчитать количество и вывести в метку.

В Memo1 задан текст. Выделить все слова и записать их в Memo2.

Написать программу, подсчитывающую, сколько раз в тексте встречается указанное слово. Текст задан в Memo1. Результат вывести в Edit или метку.

Написать программу, определяющую, какой процент слов в тексте, заданном в Memo1, начинается на букву к. Слова вывести в Memo2, результат подсчета – в метку.

В языке племени Тимоти 3 буквы: t, i, m. Словом является любая последовательность букв, удовлетворяющая следующим правилам: 1) если в слове нечетное количество букв, то в нем должно быть четное количество букв i; 2) если в слове четное количество букв, то в нем должно быть нечетное количество слогов ti. В Memo1 задан текст, являющийся предположительно текстом языка Тимоти. Написать программу, которая проверяла бы это.

В языке используется латинский алфавит. Глагол прошедшего времени получается из глагола настоящего времени изменением порядка следования гласных (а, о, u, i, е) на обратный. Согласные остаются на своих местах. Например, глагол padbote преобразуется в pedbota. Задается список глаголов, перечисленных через запятую. Преобразовать их в глаголы прошедшего времени и вывести в Memo.

Задан список слов, перечисленных через запятую. Упорядочить слова по алфавиту.

Задана строка, состоящая из слов, разделенных пробелами. Слово представляет собой последовательность символов латинского алфавита. Вывести в Memo слова, которые начинаются и оканчиваются на один и тот же символ, перед каждым словом вставить его порядковый номер.

Практическое занятие №3

Тема: Работа с графикой.

Основные понятия и определения

Классы графики

Класс TPen

Canvas

Методы рисования линий

План

1. Написание самостоятельной работы (15 минут).

2. Выполнение заданий по теме практического 1, 4, 5 .(70 минут).

3. Подведение итогов. Постановка домашнего задания (решить задачи по теме занятия 2, 3, 6, реализовать на компьютере, повторить ключевые термины и понятия следующего практического занятия) (5 минут).

Задачи:

Написать программу, которая вычерчивает на форме домик.

Написать программу, которая выводит на форму флаг Олимпийских игр.

Написать программу, которая вычерчивает на экране кораблик.

Написать программу, которая вычерчивает на форме ломанную линию, состоящую из 200 звеньев, окрашенных в разные цвета, выбираемые случайным образом, причем координаты звеньев тоже выбираются случайно.

Написать программу, которая рисует на экране веселую рожицу желтого цвета.

Написать программу, которая рисует на экране грустную рожицу

Практическое занятие №4

Тема: Работа с графикой. Графики функций. Геометрические фигуры

Основные понятия и определения

Классы графики

Класс TPen

Класс TBrush

Canvas

Методы рисования геометрических фигур

План

1. Написание самостоятельной работы (15 минут).

2. Выполнение заданий по теме практического , 2, 4, 5, 7.(70 минут).

3. Подведение итогов. Постановка домашнего задания (решить задачи по теме занятия 3, 6, 8, реализовать на компьютере, повторить ключевые термины и понятия следующего практического занятия) (5 минут).

Задачи:

Для некоторой функции у = f(x,а) построить семейство графиков для различных значений параметра а.

Уравнение кривой F(x,y) = 0 не удалось представить в явном виде. Построить такую кривую.

Нарисовать на форме правильный 6-угольник.

Нарисовать на форме правильный 5-угольник.

Нарисовать на форме кривую х=р*t2 , y=с*t.

Нарисовать на форме кривую х=а*t, y=b*t2.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map