ПРАКТИЧЕСКИЕ ПО СОЦИОЛОГИИ



Практическое занятие 1.  Социология  как наука

 

1. В учебнике социологии Н. Смелзера есть глава «Двоюродные сестры социологии», где она рассматривается в семье наук, которые имеют дело с поведением людей и организацией. К двоюродным сестрам социологии он относит антропологиюэкономикуполитологиюпсихологию.

Пользуясь этим «семейным» представлением, назовите родных сестер социологии. Ответ обоснуйте.

 

2. Определите статус социологических теорий, о которых говорится в следующем фрагменте статьи П. Штомпки: «Большинство теорий должны оставаться на этом среднем уровне обобщения… Именно здесь должны быть получены ответы на самые земные, не терпящие отлагательства практические людские заботы. (Штомпка П. Много социологий для одного мира//Социологические исследования.- 1991.- №2.- С. 21-22).

 

3. Установите соответствие между понятиями.

1. Отрасли знания.

1. Общественные науки.

2. Социология политики.

2. Психология.

3. Политическая социология.

3. Правоведение.

4. Социология права.

4. Политология.

5. Экономическая социология.

5. Социология.

6. Социальная психология.

6. Экономика.

7. Социальная философия.

7. Философия.

 

4. Из  перечня наук выпишите те, по отношению к которым социология выполняет роль генерализирующей науки: философия, психология, экономика, право, педагогика, история, политология. Ответ обоснуйте.

 

5. Понятием «парадигма» в любой науке обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Что это означает применительно к социологии?

 

6. Знания, накопленные людьми об окружающей реальности, можно разделить на четыре блока: «знания здравого смысла», «мифологические», «идеологические», «научные». Какое из них обладает следующими характеристиками: эмпиричность, ненормативность, общность,передаваемость,временность. 

7. С 30-х гг. до начала 60-х ХХ века  прекратились исследования по социологии. С чем это было связано?

 

8. Определите, какие суждения являются неправильными, и исправьте их:

а) Карл Макс предложил различать общество и общину;

б) социальным фактом может быть поступок человека;

в) макросоциология, или социологический реализм, изучает социальные явления независимо от человека;

г) животное, так же, как и человек, способно к целенаправленной деятельности;

д) любое общество имеет собственное название;

е) только государство может управлять поведением человека;

ж) люди не являются частью общества;

з) эмпирические социологические исследования ориентированы, прежде всего, на фиксацию фактов;

и) идею теорий среднего уровня высказал в ХХ веке Р. Мертон.

 

9. Принято различать следующие типы общества: примитивные, традиционные, индустриальные, постиндустриальные. В чем их различия?  К какому типу относится современное европейское общество?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие 2.

История  становления  и  развития  социологии

 

1. Распределите имена ученых и философов в зависимости от того, к какой эпохе они принадлежат.

1. Античность.

1. Мишель Монтень.

2. Томас Гоббс.

3. Огюст Конт.

4. Гегель.

5. Карл Маркс.

2. Средние века.

6. Августин Блаженный.

7. Шарль Луи Монтескье.

8. И. Гофман.

9. Жан-Жак Руссо.

10. Томмазо Кампанелла

11. Эмиль Дюркгейм.

3. Эпоха Возрождения.

12. Фома Аквинский.

13. Эразм Роттердамский.

14. И. Кант.

15. Макс Вебер.

16. Платон.

17. Герберт Спенсер.

4. Новое время.

18. Томас Мор.

19. Алексис де Токвиль.

20. Николо Макиавелли.

21. Т. Парсонс.

22. Аристотель.

23. Никлас Луман.

5. ХIХ – ХХ века.

24. Джон Локк.

25. Иммануил Кант.

26. Ницше.

27. Питирим Сорокин.

28. Сен-Симон

 

2. Установите соответствие между авторами и теориями (понятиями), которые они разработали.

Социологи

Социологические теории и понятия

1. Вебер М.

1. Аномия.

2. Дюркгейм Э.

2. Деривация.

3. Маркс К.

3. Социальное действие.

4. Мертон Р.

4. Общественно-экономическая формация.

5. Мид Дж.

5. Теория среднего уровня.

6. Лебон Г.

6. Толпа

7. Парето В.

7. Теория социального обмена.

8. Хоманс Дж.

8. Символический интеракционизм.

3. Составьте таблицу, отражающую последовательность возникновения различных социологических направлений и школ и виднейших их представителей.

Социологические направления и школы

Представители

1. Натуралистическое направление

1. Тард Г.

2. Психологическое направление

2. Спенсер Ч.

3. Социологизм

3. Вебер М.

4. Понимающая социология

4. Дюркгейм Э.

5. Теория элит

5. Парето В.

 

4. Установите соответствие между фамилиями социологов и годами их жизни.

Социологи

Годы жизни

1. Конт О.

1. 1798-1857

2. Спенсер Г.

2. 1818-1883

3. Маркс К.

3. 1820-1903

4. Вебер М.

4. 1848-1923

5. Дюркгейм Э.

5. 1864-1920

6. Парето В.

6. 1858-1917

7. Парсонс Т.

7. 1902-1979

 

5. Заполните пропуски во фразе:

а) «В системе О. Конта необходимость и возможность появления новой науки об обществе – социологии – аргументирована на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человечества: теологической, метафизической и……………..»;

б) «…………………………» по М. Веберу, — «это логические конструкции, используемые социологом в качестве эталона для соотнесения и сравнения с ним социально-исторической реальности»;

в) по Дюркгейму, «главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является……………Именно оно создает общественную связь в современном, утратившем силу религиозного сознания обществе»;

г) «роль посредников между повседневными рабочими гипотезами и широкими теоретическими обобщениями выполняют…………»;

д) «если обозначить все население или ту ее часть, о которой социолог стремится получить сведения, как…………совокупность, то ………….совокупность является ее уменьшенной копией.»;

е) «в специализированных опросах главный источник информации -…………., чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название…………опросы

 

6. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер пришел к выводу, что разные типы религиозной веры различным образом мотивируют людей к трудовой деятельности. Подберите примеры.

 

7. Американский социолог Дж. Мид исходил из того, что человек усваивает культуру через систему символов, общих для всех членов общества. В качестве символов, прежде всего выступают жесты и язык. Подберите примеры.

 

8. Из перечисленных понятий выберите те, которые ввел в научный оборот М. Вебер: «Аномия», «теория среднего уровня», « толпа», « социальное действие»,  «идеальный тип»,  «функция», «система»,  «деривация».

 

9. Составьте таблицу сходства и различий между теориями функционализма и теориями конфликта.

 

Сходства

Различия

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Восстановите пробелы в тексте. Назовите имя известного социолога.

Соотечественник Маркса, жил в одно время с Дюркгеймом, но по своим взглядам существенно от них отличался: Э. Дюркгейм и К.Маркс отдавали приоритет обществу, а он – индивиду. Для обозначения целой совокупности фактов, людей, явлений он ввел в социологическую науку термин… В отличие от Маркса, Дюркгейма и Конта, которые фактически игнорировали в своих исследованиях мотивы человеческого поведения, он считал это ядром научного метода, который получил название… Исходя из того, что в сходных ситуациях большинство людей поступают одинаково и в своих действиях ориентируются на других людей, он создал теорию… Практически он разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии.

 

 

 

 

 

Практическое занятие 3. 

Методология,  методика  и  техника социологического  исследования

 

 

1. В левой колонке в алфавитном порядке перечислены основные методы социологического исследования, а в правой – в таком же порядке, различные объекты изучения. Определите рациональный метод изучения каждого объекта.

 

Основные методы

Объекты изучения

1. Анкетирование.

1. Газетные тексты.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map